Стили речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Материал рассчитан на обучающихся 5 класса. Школьники познакомяться с отличительными особенностями различных стилей речи, научаться определять стиль заданного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._stili_rechi.pptx | 225.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: познакомить с отличительными особенностями различных стилей речи; обучить определению стиля заданного текста.
Стиль речи Стиль - это совокупность языковых особенностей (лексических, грамматических, фонетических), придающих речи определённую окрашенность, делающих её то разговорной, то научной, то деловой и т.д.
Из истории понятия Слово стиль происходит от греческого стилос - палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострён, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощёных дощечках, на бересте); другой - в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали неудачно написанное, то есть чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда выражение «Часто перевёртывай стиль» (Гораций) , то есть исправляй сочинение.
Стили речи Разговорный Книжные Научный Публицистический Официально-деловой Художественный
Разговорный стиль речи Основные признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи; неполные предложения, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения; свободный порядок слов в предложении; общеупотребительные и нейтральные слова; просторечные слова .
Научный стиль речи Основные признаки: точность, строгая логичность, чёткое изложение; употребление терминологии; прямой порядок слов в предложении; обилие сложных предложений; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; преобладание имён существительных.
Публицистический стиль речи Основные признаки: строгая логичность изложения; точность фактов; эмоциональность, образность, оценочность , призывность ; использование общественно-политической лексики; использование иноязычных слов; употребление вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов , обращений.
Официально-деловой стиль речи Основные признаки: точность, сжатость изложения; широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной лексики; строгий порядок слов в предложении; преобладают безличные предложения.
Художественный стиль речи Основные признаки: образность, выразительность, эмоциональность; использование лексики и фразеологии других стилей; использование изобразительно-выразительных средств (метафора, гипербола, афоризм, эпитет, сравнение, олицетворение и др.); использование риторических вопросов, предложений различных синтаксических конструкций.
Для каждого стиля характерны: своя речевая ситуация; свои отличительные черты; свои средства связи.
Речевая ситуация Речевая ситуация с кем говорим? наличие двух и более человек где? в неофициальной обстановке (дома, на улице) в официальной обстановке (на уроке, собрании) с какой целью? сообщить что-либо поделиться мыслями побудить к чему-либо
Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили? 1. Гроза - природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды - молнии, сопровождающиеся громом. 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев) 3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! - Да, такой грозы давно не бывало. разговорный художественный научный
Словесное описание картины Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт. Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.
Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться: 1) словесная зарисовка этого дня; 2) краткая сводка погоды; 3) разговор в семье на эту тему.
Итоги урока: Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"
Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...