Учимся на ошибках: разбор задания №5 ОГЭ по русскому языку.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Материал поможет учителям качественно подготовить девятиклассников к ОГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarenkova_oosh_s.n.bykovka.doc | 72 КБ |
omo_mart_2022_tnv.ppt | 528 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружное методическое объединение учителей русского языка и литературы
Тема выступления: «Учимся на ошибках: разбор задания №5 ОГЭ по русскому языку»
Татаренкова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с.Нижняя Быковка м.р. Кошкинский (tatarenkova.natalja@yandex.ru)
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания. Итоговая аттестация – проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ней – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе. Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть ошибки и работать над ними, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание.
Одно из объемных заданий при подготовке к ОГЭ по русскому языку, вызывающих у выпускников затруднения – 5-ое задание, на орфографические нормы. Чтобы верно выполнить его, нужно не только знать, как пишется слово, но и внимательно прочитать правило, приведенное в качестве объяснения к выделенному слову. При выполнении орфографического анализа слов ученики испытывают трудности, которые часто приводят к ошибкам:
- Невнимательно читают объяснения написания слова.
Важно научить детей правильно работать с формулировкой.
Орфографический анализ целесообразно проводить по алгоритму:
- ЧТО? — о какой орфограмме спрашивается (гласная, согласная, слитное, раздельное или дефисное написание, Н или НН и т.д.);
- ГДЕ? — часть речи, морфема;
- ПОЧЕМУ? — обоснование правописания.
По этому алгоритму нужно поэтапно проанализировать предложенную формулировку правила и сопоставить все характеристики со словом. Если хотя бы одна характеристика не соответствует слову, вариант ответа можно считать неверным.
Например:
РАСЦВЕТАЛИ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
ЧТО? — буква с — соответствует слову.
ГДЕ? — на конце приставки — соответствует слову.
ПОЧЕМУ? — перед буквой, обозначающей глухой согласный — соответствует слову.
Вывод: верный вариант.
ОТДАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква Т.
ЧТО? — буква т — соответствует слову.
ГДЕ? — на конце приставки — соответствует слову.
ПОЧЕМУ? — перед буквой, обозначающей глухой согласный — не соответствует слову, так как ОТ- — неизменяемая приставка, её правописание не зависит от глухости или звонкости последующего согласного.
Вывод: неверный вариант.
2. Путают деепричастие и краткое причастие.
Например: (дверь) НЕ ЗАКРЫТА - частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
Чтобы отличить эти глагольные формы, нужно задать вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? (к деепричастию), КАКОВ? (к краткому причастию)
3. Путают глаголы и краткие прилагательные.
Например: НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
Для определения части речи нужно задать вопросы: к глаголу (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), к краткому прилагательному (КАКОВ?)
4. Путают отглагольные прилагательные и причастия.
Например:
КРАШЕНЫЙ (ПОЛ) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
КРАШЕННЫЙ ВЕЧЕРОМ (ПОЛ)-в суффиксе отглагольного прилагательного пишется –НН-
Для определения части речи нужно обратить внимание на зависимое (пояснительное слово). Отглагольные прилагательные обозначают постоянный признак предмета, которые не имеет отношения к протеканию действия во времени. У них нет приставок и зависимых слов, что является грамматическим признаком и указывает на написание в суффиксе одной буквы –Н-.
Страдательное причастие прошедшего времени имеет признак действия во времени и зависимое слово. Это можно доказать тем, что слово легко трансформируется в глагол прошедшего времени: пол, который красили вечером. Значит, в суффиксе причастия пишется две –НН-
5. Путают наречие и краткое причастие.
Например: Чувствовал себя ПОТЕРЯННО - в кратком причастии пишется –НН-.
Отличить можно по вопросам: к наречию (КАК?), к краткому причастию (ЧТО СДЕЛАНО?) Краткое причастие обычно можно заменить глаголом: ПОТЕРЯЛИ.
6. Забывают, что у наречия нет окончания.
Например: ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.
Здесь важно также правильно определить часть речи по вопросу КАК? И запомнить, что наречие - неизменяемая часть речи, потому у него нет окончания.
7. Путают суффиксы и окончания.
Например: КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.
В помощь дается алгоритм:
- определение части речи, к которой принадлежит слово;
- разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема;
- чтобы найти окончание, нужно изменить слово, просклонять его;
- та часть слова, которая изменяется, будет окончанием.
8. Ошибки, обусловленные неумением различать функцию буквы Ь.
Например:
ПЕЧЬ (пирог) – буква ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. РЕЖЬ – буква ь пишется для обозначения мягкости согласного.
Необходимо обратить внимание на позицию Ь: после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ он является показателем грамматической формы слова, в остальных случаях служит для смягчения согласной буквы.
9. Неверно дана оценка правилу написания корней с чередующимися гласными.
Например:
РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ПРЕДЛАГАЕТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
ВЫРАСТАТЬ -написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А.
Следует напомнить девятиклассникам, что все чередующиеся корни делятся на 4 группы в зависимости от условия выбора орфограммы.
1) Зависят от суффикса -А-:
- КОС / КАС, ЛОЖ / ЛАГ если есть суффикс -А-, то в корне пишется А, если его нет, -О.
- БЕР / БИР, ПЕР / ПИР, ДЕР / ДИР, ТЕР / ТИР, МЕР / МИР, ЧЕТ / ЧИТ, ЖЁГ / ЖИГ, СТЕЛ / СТИЛ, БЛЕСТ / БЛИСТ если есть суффикс -А-, то в корне пишется И, если его нет, то Е (А, Я).
2) Зависят от ударения:
- ГОР / ГАР, ТВОР / ТВАР, КЛОН / КЛАН: в безударном положении — О;
- ЗОР / ЗАР, ПЛОВ / ПЛАВ: в безударном положении — А.
3) Зависят от согласной:
- РАСТ / РАЩ / РОС: перед СТ, Щ — А, перед С — О;
- СКАК / СКОЧ: перед К — А, перед Ч — О.
4) Зависят от значения:
- МОК / МАК: пропитаться жидкостью — О, погружать в жидкость — А;
- РОВН /РАВН: ровный — О, одинаковый — А.
10. Неверно определяют морфологические признаки слов.
Например:
СТЕЛЮЩИЙСЯ (туман) — в действительном причастии настоящего времени, образованном от глагола II спряжения, пишется суффикс –ЮЩ.
КЛЕЯЩИЙ (карандаш) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения пишется буква Я.
Используем следующий алгоритм:
- Определить глагол, от которого образовано причастие: стелить, клеить.
- Обозначить спряжение глагола: стелить (искл. I спр.), клеить (II спр.)
- Определить спряжение также можно по суффиксам причастий –ущ-, -ющ- (I спр.), -ащ-, -ящ- (II спр.)
При подготовке к 5 заданию ОГЭ по русскому языку обращаемся также к Интернет-ресурсам:
- https://vk.com/video-192116910_456239162
- https://qwertyui11.blogspot.com/2019/09/5_29.html
- https://zen.yandex.ru/video/watch/605b1a08bfa7cf63c6ff092b
- https://saharina.ru/tests/test.php?name=test545.xml
- https://uchitel-filolog.ru/orfograficheskij-analiz/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное поле Одно из объемных заданий при подготовке к ОГЭ по русскому языку, вызывающих у выпускников затруднения – 5-ое задание, на орфографические нормы. Чтобы верно выполнить его, нужно не только знать, как пишется слово, но и внимательно прочитать правило, приведенное в качестве объяснения к выделенному слову. При выполнении орфографического анализа слов ученики испытывают трудности, которые часто приводят к ошибкам:
1. Невнимательно читают объяснения написания слова. Важно научить детей правильно работать с формулировкой. Орфографический анализ целесообразно проводить по алгоритму: ЧТО? — о какой орфограмме спрашивается (гласная, согласная, слитное, раздельное или дефисное написание, Н или НН и т.д.); ГДЕ? — часть речи, морфема; ПОЧЕМУ? — обоснование правописания. По этому алгоритму нужно поэтапно проанализировать предложенную формулировку правила и сопоставить все характеристики со словом. Если хотя бы одна характеристика не соответствует слову, вариант ответа можно считать неверным.
Например: РАСЦВЕТАЛИ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный , пишется буква С. ЧТО? — буква с — соответствует слову. ГДЕ? — на конце приставки — соответствует слову. ПОЧЕМУ? — перед буквой, обозначающей глухой согласный — соответствует слову. Вывод: верный вариант. ОТДАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный , пишется буква Т. ЧТО? — буква т — соответствует слову. ГДЕ? — на конце приставки — соответствует слову. ПОЧЕМУ? — перед буквой, обозначающей глухой согласный — не соответствует слову, так как ОТ- — неизменяемая приставка, её правописание не зависит от глухости или звонкости последующего согласного. Вывод: неверный вариант.
2. Путают деепричастие и краткое причастие. Например: (дверь) НЕ ЗАКРЫТА - частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. Чтобы отличить эти глагольные формы, нужно задать вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? (к деепричастию), КАКОВ? (к краткому причастию) 3. Путают глаголы и краткие прилагательные. Например: НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Для определения части речи нужно задать вопросы: к глаголу (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), к краткому прилагательному (КАКОВ?)
4. Путают отглагольные прилагательные и причастия. КРАШЕНЫЙ (ПОЛ) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-. КРАШЕННЫЙ ВЕЧЕРОМ (ПОЛ) -в суффиксе отглагольного прилагательного пишется –НН- Для определения части речи нужно обратить внимание на зависимое (пояснительное слово). Отглагольные прилагательные обозначают постоянный признак предмета, который не имеет отношения к протеканию действия во времени. У них нет приставок и зависимых слов, что является грамматическим признаком и указывает на написание в суффиксе одной буквы –Н-. Страдательное причастие прошедшего времени имеет признак действия во времени и зависимое слово. Это можно доказать тем, что слово легко трансформируется в глагол прошедшего времени: пол, который красили вечером. Значит, в суффиксе причастия пишется две –НН-
5. Путают наречие и краткое причастие. Например: Чувствовал себя ПОТЕРЯННО - в кратком причастии пишется –НН-. Отличить можно по вопросам: к наречию (КАК?), к краткому причастию (ЧТО СДЕЛАНО?) Краткое причастие обычно можно заменить глаголом: ПОТЕРЯЛИ. 6. Забывают, что у наречия нет окончания. Например: ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О. Здесь важно также правильно определить часть речи по вопросу КАК? И запомнить, что наречие - неизменяемая часть речи, потому у него нет окончания.
7. Путают суффиксы и окончания. Например: КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О. В помощь дается алгоритм: - определение части речи, к которой принадлежит слово; - разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема; - чтобы найти окончание, нужно изменить слово, просклонять его; - та часть слова, которая изменяется, будет окончанием.
8. Ошибки, обусловленные неумением различать функцию буквы Ь. Например: ПЕЧЬ (пирог) – буква ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. РЕЖЬ – буква ь пишется для обозначения мягкости согласного. Необходимо обратить внимание на позицию Ь: после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ он является показателем грамматической формы слова, в остальных случаях служит для смягчения согласной буквы.
9. Неверно дана оценка правилу написания корней с чередующимися гласными. Например: РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. ПРЕДЛАГАЕТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения. ВЫРАСТАТЬ -написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А. Следует напомнить девятиклассникам, что все чередующиеся корни делятся на 4 группы в зависимости от условия выбора орфограммы. 1) Зависят от суффикса -А-: КОС / КАС, ЛОЖ / ЛАГ если есть суффикс -А-, то в корне пишется А, если его нет, -О. БЕР / БИР, ПЕР / ПИР, ДЕР / ДИР, ТЕР / ТИР, МЕР / МИР, ЧЕТ / ЧИТ, ЖЁГ / ЖИГ, СТЕЛ / СТИЛ, БЛЕСТ / БЛИСТ если есть суффикс -А-, то в корне пишется И, если его нет, то Е (А, Я). 2) Зависят от ударения: ГОР / ГАР, ТВОР / ТВАР, КЛОН / КЛАН: в безударном положении — О; ЗОР / ЗАР, ПЛОВ / ПЛАВ: в безударном положении — А. 3) Зависят от согласной: РАСТ / РАЩ / РОС: перед СТ, Щ — А, перед С — О; СКАК / СКОЧ: перед К — А, перед Ч — О. 4) Зависят от значения: МОК / МАК: пропитаться жидкостью — О, погружать в жидкость — А; РОВН /РАВН: ровный — О, одинаковый — А.
10. Неверно определяют морфологические признаки слов. Например: СТЕЛЮЩИЙСЯ (туман) — в действительном причастии настоящего времени, образованном от глагола II спряжения , пишется суффикс –ЮЩ. КЛЕЯЩИЙ (карандаш) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения , пишется буква Я. Используем следующий алгоритм: - Определить глагол, от которого образовано причастие: стелить, клеить. Обозначить спряжение глагола: стелить (искл. I спр.), клеить (II спр.) Определить спряжение также можно по суффиксам причастий –ущ-, -ющ- (I спр.), -ащ-, -ящ- ( II спр.)
При подготовке к 5 заданию ОГЭ по русскому языку обращаемся также к Интернет-ресурсам: https://vk.com/video-192116910_456239162 https://qwertyui11.blogspot.com/2019/09/5_29.html https://zen.yandex.ru/video/watch/605b1a08bfa7cf63c6ff092b https://saharina.ru/tests/test.php?name=test545.xml https://uchitel-filolog.ru/orfograficheskij-analiz/
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сжатое изложение (задание №1 ОГЭ по русскому языку)
Методика работы,рекомендации, практические задания....
Задания для конкурса по русскому языку Знатоки русского языка"
Задания по орфографии и пунктуации для конкурса "Знатоки русского языка" в рамках недели гуманитарных дисциплин...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"
Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...
Разбор задания 1 ЕГЭ по русскому языку (2017 г.)
Вебинар «Разбор задания 1 ЕГЭ по русскому языку» (2017 г.)(текстовая часть) Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на сегодняшнем семинаре, который называется «Разбор задания 1 Е...
Разбор задания 11 ЕГЭ по английскому языку.
В данной презентации представлен разбор задания 11 ЕГЭ по английскому языку. Задание 11 является заданием повышенного уровня сложности. В презентации представлена стратегия выполнения задания и пример...
Учимся на ошибках: разбор задания №5 ОГЭ по русскому языку
Презентация содержит информацию об орфографических правилах, которые должен знать выпускник 9 класса, чтобы успешно выполнить задание №5 тестовой части ОГЭ по русскому языку. На слайдах приведены прим...