Предметная переменка по русскому языку (среднее звено)
материал по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Елена Николаевна Головенко

Занимательные задания и вопросы по русскому языку для проведения предметных переменок в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_rus.yaz_.doc27 КБ
Microsoft Office document icon igra_po_rus_yaz.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. В каком слове 40 гласных?
(сорокА)
2. В каких словах по 100 согласных?
(стоЛ, стоГ, стоН)
3. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)
4. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд?
(согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)
5. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.
(всплеск, взгляд, встреча)
6. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные?
(имя)
7. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
-Нет, это красная.
-А почему она белая?
-Потому что ещё зелёная.
(разговор ведётся о смородине)
8. Найдите в тексте слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
(выходной)
9. Как большой дом превратить в маленький?
(с помощью суффикса -ик: дом – домик)
10. Как топор превратить в рукоятку?
(с помощью суффикса -ищ: топор – топорище)
11. Найдите «четвёртое лишнее»: носок, мозоль, георгин, помидор.
(мозоль – существительное женского рода)
12. Найдите «четвёртое лишнее»: брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
(дверцы – существительное имеет форму и единственного, и множественного числа)
13. Назовите глагол, в котором нет корня.
(вынуть: приставка – вы-, суффикс - -ну-, окончание - -ть)
14. О какой части речи это стихотворение?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(о прилагательном)
15. К каким частям речи можно отнести слова ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК?
(существительные – жаркОе, мелОк, звонОк;
прилагательные – жАркое, мЕлок, звОнок)
16. Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий: доярка, машинистка, маникюрша, медсестра.
(доярка – дояр,
машинистка – переписчик на пишущей машинке,
маникюрша – маникюрщик,
медсестра – медбрат)
17. Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идёт речь: о мужчине или о женщине?
(о женщине. 
О мужчине: с Зегерсом)
18. У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний?
(у существительных III склонения)
19. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?
(стоНЕТ)
20. Можно ли образовать формы множественного числа от слов: дно (графина), дно (моря), горе?
(дно (графина) – донья (графинов)
дно (моря) – дно (морей)
горе – горести)



Предварительный просмотр:

Цель:  с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 3-х классов;

развивать познавательный интерес к русскому языку;

воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Ход игры:

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Конкурс 1 – Разминка.

     Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. Я зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.Учение – свет, … ( а не ученье тьма)

Вед: Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

Конкурс 2 «Фонетический»

  1.  В имени, какого русского богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием.

(Илья Муромец, Алеша Попович)

2. Продолжаем нашу фонетическую разминку.

 Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)

Ответ: слушать.

Конкурс 3 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На карточках  слово: - КОМ

Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов.  Каждое слово – 1 балл.

     Для команд карточки с словом  СОМ.                       

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

 Для команд слово ЗИМА

Конкурс 4 «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

 На карточках

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

3) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

4) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

Конкурс 5  «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ»

(работают на листочках)

1. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

(Победитель тот, у кого больше слов.)

2. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

Конкурс 6 «Части речи»

1.Выбери из предложенных слов предлоги. Обведи их.

          Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел.

 2.Раздели слова на 3 группы: соль, зеленый, красный, солить, соленый, зелень, озеленить. Найди лишнее слово

Конкурс 7 «Донесение»

Даны только согласные буквы. Нужно восстановить скороговорки и быстро их проговорить.

Шсть мшт в шлш шршт (Шесть мышат в шалаше шуршат)

Т тпт кпт пль п пл лтт  (От топота копыт пыль по полю летит)

Шл Сш п шсс ссл сшк (Шла Саша по шоссе и сосала сушку)

Жтк жк жть н ск  (Жутко жуку жить на суку)

Конкурс 8  «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1) 1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

8. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

9. Сколько букв в русском алфавите? (33)

10.Сколько гласных звуков? (6)

11.Что не входит в основу слова? (окончание)

12.Что составляет грамматическую основу? (подлежащее, сказуемое)

13.В каком глаголе сто слышится сто раз? (стонет)

14.В каком слове семь гласных? (семья)

15.Какая десятая буква в алфавите? (И)

16.Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)

17.Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

18.Какой знак в слове вьюга? (разделительный ь)

19.Сколько звуков в слове ЕЛЬ? 3

20.Как уголь превратить в геометрическую фигуру? (угол)

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ:  У рыб есть зубы.

Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

Какую часть слова можно в земле найти?  (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

 «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:                                                                                                                        

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команда болельщиков

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

2 команда болельщиков

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.) 

3 команда болельщиков

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

4 команда болельщиков

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Шарады

- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)

- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(уха, муха)

С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…
Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу.
(роза, коза)

3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з о т к ь а в.

Подведение итогов.

Скачан: 196


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по русскому языку и литературе

Подготовка и ежегодное проведение предметной недели по русскому языку и литературе силами школьных содружеств по классам....

информационные технологии в предметной деятельности по русскому языку

Применение информационных технологий в преподавании русского языка   на данном этапе модернизации образования -  это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют  с...

Анализ проведения предметной Недели по русскому языку и литературе.

Проведение Недели русской словесности в школе - необходимое условие для формировия интереса к русскому языку....

Анализ проведения предметной Недели по русскому языку и литературе.

Проведение Недели русской словесности в школе - необходимое условие для формировия интереса к русскому языку....

Рабочая программа по английскому языку (среднее звено)

Данный материал представляет собой рабочую программу по английскому языку для учащихся 5-8 классов....