Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса (ЗПР)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Данная контрольная работа поможет учителю оценить знания учащихся с ЗПР, полученные в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gkr_rya-5_zpr_opisanie.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа

по русскому языку

за курс 5 класса

для детей с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

Составители:

учителя русского языка и

литературы

МБОУ г.Мурманска

СОШ № 20

Дорошенко Я.Н.,

Боравкова С.Н.

г.Мурманск

2022

Описание

итоговой контрольной работы

по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР, 7.2)

5 класс

1. Назначение контрольной работы.

    Цель проведения работы -  оценить качество общеобразовательной  подготовки обучающихся 5 классов для детей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС. Данная работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (одобрен решением от 31 мая 2021 г. № 287) с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной работы.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Тексты заданий в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

4. Структура проверочной работы

Вариант проверочной работы состоит из 2-х частей:

1 часть – списывание текста.

2 часть – грамматическое задание, которое содержит 7 заданий, в том числе

1 задание к приведенному тексту для чтения.

Задание 2 содержит фонетический, морфемный и синтаксический разборы с указанием частей речи.

В задании 3 необходимо подобрать к слову антоним.

В задании 4 необходимо подобрать к слову синоним.

Задание 5 выбрать правильный ответ на вопрос по тексту.

5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.

Код раздела

Проверяемые элементы содержания

3. Фонетика и графика как разделы лингвистики

Звук как единица языка

Смыслоразличительная роль звука

Система гласных звуков

Система согласных звуков

Ударение. Свойства русского ударения

Изменение звуков в речевом потоке

Соотношение звуков и букв

Способы обозначения мягкости согласных

Прописные и строчные буквы

4. Орфография как раздел лингвистики

Правописание разделительных ъ и ь

Правописание ы – и после ц

5. Морфемика как раздел лингвистики

Морфема как минимальная значимая единица языка

Минимальная значимая единица языка

Виды морфем

6. Словообразование как раздел лингвистики

Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); корней с безударной проверяемой, непроверяемой (в рамках изученного), чередующейся гласной

7. Лексикология как раздел лингвистики

Синонимы

Антонимы

8. Морфология как раздел лингвистики

Части речи как лексико-грамматические разряды слов

9. Имя существительное как часть речи

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного

Синтаксическая роль имени существительного

Правописание собственных имен существительных

Гласные в окончаниях существительных

Правописание ь после шипящих

Буквы о-ё после шипящих и ц

10. Имя прилагательное как часть речи

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного

Синтаксическая роль имени прилагательного

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

11. Глагол как часть речи

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Слитное и раздельное написание не с глаголами

Правописание –тся и –ться у глаголов

Правописание глаголов прошедшего времени

12. Синтаксис как раздел грамматики

Словосочетание как синтаксическая единица. Средства связи слов в словосочетании

Предложение как единица синтаксиса

Главные члены предложения (грамматическая основа)

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Однородные члены предложения

В табл.  приведены проверяемые требования к результатам обучения

Метапредметный результат

Проверяемые предметные требования к результатам обучения

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

1. Адекватно понимать прослушанный текст художественного стиля

2. Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов

3. Распознавать морфемы; проводить морфемный и словообразовательный анализы слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания

4. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике

5. Распознавать словосочетания, простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного предложения

6. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

Все задания относятся к базовому уровню сложности.

8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задания контрольной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.

Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы)

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями: фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;  

Задание 3 морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

Задание 4 синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности+ проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении.

В задании 5 проверяется предметное учебно-языковое умение подобрать к слову синоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

В задании 6 проверяется предметное учебно-языковое умение подобрать к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

Задание 7 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом.

Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям в совокупности от 0 до 10 баллов.

Ответы на задания 2(К1) – 3б., 2(К2) – 3б., 2(К3) –3 б., 2(К4) – 2б. (оценивается по критериям в совокупности от 0 до 11 баллов).

Выполнение задания 5 оценивается в 1 балл.

Выполнение задания 6 оценивается в 1 балл.

Задание 7 оценивается в 1 балл.

Правильно выполненная работа оценивается 2 первичным баллом.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

 

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

0 – 9

10 – 16

17 – 21

22 – 24

9. Время выполнения варианта проверочной работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 45 минут.

10. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

11. Рекомендации по подготовке к работе

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

К1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

5

Допущено не более двух ошибок

4

Допущено три-четыре ошибки

3

Допущено пять-шесть ошибок

2

Допущено семь ошибок

1

Допущено более семи ошибок

0

5

К2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна-две ошибки

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено более четырех ошибок

0

3

К3

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов и слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

2

2. Выполните следующие разборы

Указания по оцениванию

К1

Выполнение фонетического разбора

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна-две ошибки

2

При разборе допущено три-четыре ошибки

1

При разборе допущено более четырех ошибок

0

3

К2

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

3

К3

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна-две ошибка

2

При разборе допущено три ошибки

1

При разборе допущено более трех ошибок

0

3

К4

Указание частей речи. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено.

Указаны все части речи верно

2

При указании допущена одна-две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибки

0

2

3. Подобрать к слову с мутной (водой) антоним и записать его – 1 балл.

4. Подобрать к слову жирный (петух) синоним и записать его – 1 балл.

5. Вопрос по тексту. Какое из утверждений является верным? – 1 балл.

Дайте правильный ответ на вопрос: «Почему петух клюнул Фунтика в голову?»

А) Фунтик не понравился петуху.

Б) Фунтик злобно смотрел на петуха.

В) Фунтик вытащил из воды съедобную корку.

Г) Фунтик не давал курам подходить к миске.

Итоговая контрольная работа

по русскому языку

за курс 5 класс (для детей с ЗПР)

Фамилия, имя ______________________________Число_____________Класс_____

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

Во дворе ст_ит глубок_я ж_лтая миска с мутн_й водой. (В) нее хозяйка бр_сает корки ч_рств__о хлеба для кур.

Щенок (Ф/ф)унтик подош_л к миск_ и выт_щил из воды с(ь/ъ)едобную корку. М_лодой ж_рный п_тух с_рдито посм_трел на (Ф/ф)унтика. П_тух (не) мог поверить в этот грабеж__. Его глаза нал_вают_ся кров(ъ/ь)ю. П_тух раз(ь/ъ)ярился. Он   ра(з/с)топырил лапы бросился на (Ф/ф)унтика и клюнул его в голову. Раздался кре(п/б)кий стук  и щенок с ужас_ным воплем спрятался под крыльц_м дома.

П_тух захлопал крыл(ъ/ь)ями  клюнул корку и о(т/д)бросил ее в кусты р__стущей акац_и.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выполните следующие разборы

А) Фонетический разбор слова - соль¹

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Морфемный разбор слова –

ЗАХЛОПАЛ²

В) Синтаксический разбор предложения. (Подчеркнуть все члены предложения. Указать все части речи).

Ранняя весна робко входит в тундру и оглядывается.

3. Подобрать к слову с мутной (водой) антоним и записать его.

Ответ:_________________________________________________

4. Подобрать к слову жирный (петух) синоним и записать его.

Ответ:_________________________________________________

5. Вопрос по тексту. Какое из утверждений является верным?

Укажите  правильный ответ на вопрос: «Почему петух клюнул Фунтика в голову?»

А) Фунтик не понравился петуху.

Б) Фунтик злобно смотрел на петуха.

В) Фунтик вытащил из воды съедобную корку.

Г) Фунтик не давал курам подходить к миске.

Ответ: ________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса

Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская

Итоговая контрольные работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская...

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса 2015 год

Данная работа составлена на материале открытого банка заданий ФИПИ, задания в формате ЕГЭ по темам "Текстоведение.Орфоэпия. Лексика. Синтаксис. Грамматика. Орфография"...