Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса (ЗПР)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Данная контрольная работа поможет учителю оценить знания учащихся с ЗПР, полученные в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gkr_rya-5_zpr_opisanie.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа
по русскому языку
за курс 5 класса
для детей с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Составители:
учителя русского языка и
литературы
МБОУ г.Мурманска
СОШ № 20
Дорошенко Я.Н.,
Боравкова С.Н.
г.Мурманск
2022
Описание
итоговой контрольной работы
по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР, 7.2)
5 класс
1. Назначение контрольной работы.
Цель проведения работы - оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов для детей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС. Данная работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы.
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (одобрен решением от 31 мая 2021 г. № 287) с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной работы.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Тексты заданий в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
4. Структура проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из 2-х частей:
1 часть – списывание текста.
2 часть – грамматическое задание, которое содержит 7 заданий, в том числе
1 задание к приведенному тексту для чтения.
Задание 2 содержит фонетический, морфемный и синтаксический разборы с указанием частей речи.
В задании 3 необходимо подобрать к слову антоним.
В задании 4 необходимо подобрать к слову синоним.
Задание 5 выбрать правильный ответ на вопрос по тексту.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Код раздела | Проверяемые элементы содержания |
3. Фонетика и графика как разделы лингвистики | |
Звук как единица языка | |
Смыслоразличительная роль звука | |
Система гласных звуков | |
Система согласных звуков | |
Ударение. Свойства русского ударения | |
Изменение звуков в речевом потоке | |
Соотношение звуков и букв | |
Способы обозначения мягкости согласных | |
Прописные и строчные буквы | |
4. Орфография как раздел лингвистики | |
Правописание разделительных ъ и ь | |
Правописание ы – и после ц | |
5. Морфемика как раздел лингвистики | |
Морфема как минимальная значимая единица языка | |
Минимальная значимая единица языка | |
Виды морфем | |
6. Словообразование как раздел лингвистики | |
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); корней с безударной проверяемой, непроверяемой (в рамках изученного), чередующейся гласной | |
7. Лексикология как раздел лингвистики | |
Синонимы | |
Антонимы | |
8. Морфология как раздел лингвистики | |
Части речи как лексико-грамматические разряды слов | |
9. Имя существительное как часть речи | |
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного | |
Синтаксическая роль имени существительного | |
Правописание собственных имен существительных | |
Гласные в окончаниях существительных | |
Правописание ь после шипящих | |
Буквы о-ё после шипящих и ц | |
10. Имя прилагательное как часть речи | |
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного | |
Синтаксическая роль имени прилагательного | |
Правописание безударных окончаний имен прилагательных | |
11. Глагол как часть речи | |
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола | |
Синтаксическая роль глагола | |
Глаголы совершенного и несовершенного вида | |
Слитное и раздельное написание не с глаголами | |
Правописание –тся и –ться у глаголов | |
Правописание глаголов прошедшего времени | |
12. Синтаксис как раздел грамматики | |
Словосочетание как синтаксическая единица. Средства связи слов в словосочетании | |
Предложение как единица синтаксиса | |
Главные члены предложения (грамматическая основа) | |
Второстепенные члены предложения | |
Предложения распространенные и нераспространенные | |
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | |
Однородные члены предложения |
В табл. приведены проверяемые требования к результатам обучения
Метапредметный результат | Проверяемые предметные требования к результатам обучения | |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | ||
1. Адекватно понимать прослушанный текст художественного стиля | 2. Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов | |
3. Распознавать морфемы; проводить морфемный и словообразовательный анализы слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания | 4. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике | |
5. Распознавать словосочетания, простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного предложения |
6. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Все задания относятся к базовому уровню сложности.
8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задания контрольной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.
Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы)
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями: фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
Задание 3 морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
Задание 4 синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности+ проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении.
В задании 5 проверяется предметное учебно-языковое умение подобрать к слову синоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 6 проверяется предметное учебно-языковое умение подобрать к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Задание 7 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом.
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям в совокупности от 0 до 10 баллов.
Ответы на задания 2(К1) – 3б., 2(К2) – 3б., 2(К3) –3 б., 2(К4) – 2б. (оценивается по критериям в совокупности от 0 до 11 баллов).
Выполнение задания 5 оценивается в 1 балл.
Выполнение задания 6 оценивается в 1 балл.
Задание 7 оценивается в 1 балл.
Правильно выполненная работа оценивается 2 первичным баллом.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
0 – 9 | 10 – 16 | 17 – 21 | 22 – 24 |
9. Время выполнения варианта проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 45 минут.
10. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
11. Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
Система оценивания проверочной работы по русскому языку
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
К1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | 5 | |
Допущено не более двух ошибок | 4 | |
Допущено три-четыре ошибки | 3 | |
Допущено пять-шесть ошибок | 2 | |
Допущено семь ошибок | 1 | |
Допущено более семи ошибок | 0 | |
5 | ||
К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущена одна-две ошибки | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено более четырех ошибок | 0 | |
3 | ||
К3 | Правильность списывания текста | |
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов и слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 2 | |
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 1 | |
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 0 | |
2 |
2. Выполните следующие разборы
Указания по оцениванию | ||
К1 | Выполнение фонетического разбора | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна-две ошибки | 2 | |
При разборе допущено три-четыре ошибки | 1 | |
При разборе допущено более четырех ошибок | 0 | |
3 | ||
К2 | Выполнение морфемного разбора | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
3 | ||
К3 | Выполнение синтаксического разбора предложения | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна-две ошибка | 2 | |
При разборе допущено три ошибки | 1 | |
При разборе допущено более трех ошибок | 0 | |
3 | ||
К4 | Указание частей речи. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. | |
Указаны все части речи верно | 2 | |
При указании допущена одна-две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибки | 0 | |
2 |
3. Подобрать к слову с мутной (водой) антоним и записать его – 1 балл.
4. Подобрать к слову жирный (петух) синоним и записать его – 1 балл.
5. Вопрос по тексту. Какое из утверждений является верным? – 1 балл.
Дайте правильный ответ на вопрос: «Почему петух клюнул Фунтика в голову?»
А) Фунтик не понравился петуху.
Б) Фунтик злобно смотрел на петуха.
В) Фунтик вытащил из воды съедобную корку.
Г) Фунтик не давал курам подходить к миске.
Итоговая контрольная работа
по русскому языку
за курс 5 класс (для детей с ЗПР)
Фамилия, имя ______________________________Число_____________Класс_____
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Во дворе ст_ит глубок_я ж_лтая миска с мутн_й водой. (В) нее хозяйка бр_сает корки ч_рств__о хлеба для кур.
Щенок (Ф/ф)унтик подош_л к миск_ и выт_щил из воды с(ь/ъ)едобную корку. М_лодой ж_рный п_тух с_рдито посм_трел на (Ф/ф)унтика. П_тух (не) мог поверить в этот грабеж__. Его глаза нал_вают_ся кров(ъ/ь)ю. П_тух раз(ь/ъ)ярился. Он ра(з/с)топырил лапы бросился на (Ф/ф)унтика и клюнул его в голову. Раздался кре(п/б)кий стук и щенок с ужас_ным воплем спрятался под крыльц_м дома.
П_тух захлопал крыл(ъ/ь)ями клюнул корку и о(т/д)бросил ее в кусты р__стущей акац_и.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполните следующие разборы
А) Фонетический разбор слова - соль¹
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Морфемный разбор слова –
ЗАХЛОПАЛ²
В) Синтаксический разбор предложения. (Подчеркнуть все члены предложения. Указать все части речи).
Ранняя весна робко входит в тундру и оглядывается.
3. Подобрать к слову с мутной (водой) антоним и записать его.
Ответ:_________________________________________________
4. Подобрать к слову жирный (петух) синоним и записать его.
Ответ:_________________________________________________
5. Вопрос по тексту. Какое из утверждений является верным?
Укажите правильный ответ на вопрос: «Почему петух клюнул Фунтика в голову?»
А) Фунтик не понравился петуху.
Б) Фунтик злобно смотрел на петуха.
В) Фунтик вытащил из воды съедобную корку.
Г) Фунтик не давал курам подходить к миске.
Ответ: ________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса
Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса (диктант)
Материал охватывает весь курс 5 класса....
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса (диктант)
Матераил охватывает весь курс 7 класса....
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса (диктант)
Данный материал охватывает весь курс....
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская
Итоговая контрольные работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская...
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса 2015 год
Данная работа составлена на материале открытого банка заданий ФИПИ, задания в формате ЕГЭ по темам "Текстоведение.Орфоэпия. Лексика. Синтаксис. Грамматика. Орфография"...