"Н и НН в словах различных частей речи"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Фиалковская Вероника Петровна

Данный методический материал предполагает, что в результате деятельности на занятии учащиеся должны

знать:

условия выбора орфограммы «Правописание Н и НН в словах различных частей речи»

уметь:

1) различать части речи, в суффиксах которых пишется н-нн;

2) используя алгоритм действий, основанный на теории, в ходе построения доказательных рассуждений грамотно писать слова с данной орфограммой;

3) работать с тестовыми заданиями ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vebinar_tehnologicheskaya_karta_zanyatiya1.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по русскому языку

 Ф.И.О. учителя: ______Фиалковская Вероника Петровна________

 Класс: ______11               __ 

 Предмет:           русский язык_______

 Тема урока: _Правописание Н и НН в различных частях речи (подготовка к выполнения задания 15 ЕГЭ)

 Место и роль занятия: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся

 

 Цель для педагога: создать условия для обобщения теоретического материала и практических умений при правописании «н» и «нн» в словах различных частей речи с целью успешного выполнения учащимися задания 15 ЕГЭ.

Цели для учащихся:

Предполагается, что в результате деятельности на занятии учащиеся должны

знать:

условия выбора орфограммы «Правописание Н и НН в словах различных частей речи»

уметь:

1) различать части речи, в суффиксах которых пишется н-нн;

2) используя алгоритм действий, основанный на теории, в ходе построения доказательных рассуждений грамотно писать слова с данной орфограммой;

3) работать с тестовыми заданиями ЕГЭ

Задачи личностного развития:

Содействовать

  • становлению смыслообразующей функции познавательного мотива, формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • формированию у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения);
  • развитию логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).

Способствовать:

  • развитию эмоциональной сферы учащихся через осознание эстетической ценности русского языка;
  • воспитанию уважительного отношения к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Слайд 1

Добрый день! Позвольте представиться- учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы № 12 города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа Фиалковская Вероника Петровна

Тема нашего занятия:  Правописание Н и НН в различных  частях речи (подготовка к выполнению задания 15 ЕГЭ)

Сегодня мы с Вами попробуем подробно разобрать все типичные случаи написания одной и удвоенной Н в словах различных частей речи

Слайд 2

Я предлагаю Вам, уважаемые участники вебинара, фиксировать предлагаемый материал, записывая его кратко в таблицу. Подобный вид работы будет способствовать успешному усвоению правил и их результативному применению на практике.

Слайд 3  

Для начала давайте обратим внимание на то, что из себя представляет данное задание и попробуем на начальном этапе избавиться от тех подводных камней, которые находятся на поверхности, но их не всегда замечают (читаю задание).

По сути дела, правильность выбора Н и НН – это проблема. Но мы должны знать, что правильно сформулированная проблема – это наполовину решённая проблема. Попробуем сформулировать то, что нам необходимо решить.

Следует обратить внимание на формулировку задания: Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Важно найти слова, в которых пишется две НН и записать цифры в порядке возрастания.

Слайд 4

А теперь посмотрим на следующий слайд: задание может быть сформулировано таким образом:

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется  одна буква Н.

Слайд 5

Итак, мы можем сделать вывод: нужно внимательно читать формулировку задания, чтобы его верно выполнить.

К этим слайдам мы вернёмся к концу занятия, а сейчас я бы хотела обратить Ваше внимание  на теоретическую составляющую.

Слайд 6

Существуют принципы русской орфографии, основываясь на которые, мы можем определить правильное написание слов с орфограммой на то или иное правило. 15 задание вызывает затруднения у учащихся, так как «Правописание Н и НН» - сложная тема, требующая знаний морфологических и словообразовательных законов.

Принципы русской орфографии:
- морфологический (все значимые части слова пишутся так, как произносятся в сильной позиции: луг – луга);
- фонетический (написание слов в соответствии с произношением: расписать – роспись);
- традиционный (написание слов нужно запомнить:  праздник, чувство, терраса);
- дифференцирующие написания ( различное написание слов на письме, одинаково произносимых: поджёг (глагол) дом – поджог (имя существительное) дома)

Слайд 7

Давайте обозначим основные направления нашей работы. Мы рассмотрим правила написания Н и НН в различных частях речи на такие темы:

1.Н  и НН в отымённых прилагательных:

-  две НН (суффиксы –Н-, -ЕНН-/-ОНН-, -Н- - часть корня);

- одна Н ( суффиксы –ИН-, -АН-/-ЯН-Я)

2.Н и НН в словах, образованных от глаголов:

- НН в суффиксах полных причастий;

- Н в отглагольных прилагательных

3.Н и НН в сложных прилагательных

4.Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях

5.Н и НН в наречиях

6. Н и НН в именах существительных

 Когда я стала анализировать работы учащихся и определила, в каких случаях они допускают ошибки, то выстроила работу следующим образом: я стала отталкиваться в объяснении материала от тех слов, в которых учащиеся допускают ошибки и уже потом переходила к объяснению материала. Именно поэтому моё объяснение материала не следует данному порядку тем.

Слайд 8

Вроде бы данная тема изучается в том или ином ракурсе постоянно, но оказалось, что мы знаем в результате гораздо меньше, чем нужно знать, чтобы верно выполнить данное задание. Итак, двигаемся дальше.

Слайд 9

Обратите внимание на схему-алгоритм, которую Вы можете применять в своей работе. Её можно увидеть в различных источниках на образовательных платформах с небольшими отличиями. И она работает. Однако, можно прийти к правильному решению, минуя такой пошаговый ход. Это мы сможем увидеть в дальнейшем в ходе презентации на примерах.

Слайд 10

Обратите внимание на другую схему-алгоритм. Она идентична предыдущей: при выборе букв: одну или две НН писать, мы отталкиваемся от имени и от глагола. Вы можете рассмотреть её самостоятельно. При выполнении любого задания, можно пользоваться методом исключения – исключать то, что точно не подходит для ответа. Допустим, определяя от какого слова образовано данное нам слово, мы устанавливаем, что оно образовано не от глагола, и далее приходим к ответу, руководствуясь информацией из левого столбца.

Я бы хотела, уважаемые слушатели, обозначить ряд проблем при выполнении 15 задания ЕГЭ.

Пользуясь данной схемой, можно прийти к правильному результату, если знать части речи и идти к ответу, найдя производящее слово, а именно, то слово, от которого образовано данное нам слово и какой частью речи оно является – наше слово образовано от существительного или от глагола – и дальше двигаться по схеме.

Не все школьники, к сожалению, различают причастия и прилагательные, особенно это касается отглагольных прилагательных, не все могут определить принадлежность к тем или иным частям речи кратких форм слов; возникают затруднения при выборе Н и НН в написании наречий и имен существительных. И пользуясь данной таблицей, можно прийти к правильному решению.

Но в русском языке имеются исключительные случаи, при которых написание слова следует запомнить. Иногда значимую роль обретают морфемы (например, приставки), зависимые слова, которые необходимо увидеть. И уже от их наличия либо отсутствия будет зависеть, одну или две НН следует выбрать.

Итак давайте подробнее разберёмся в нашей теме.

Слайд 11

Обратим внимание на примеры. Сколько Н нужно вставить в каждом из предложенных слов и от чего это зависит?

НН в полных прилагательных:

  • Основа на Н + Н камеНь+Н = камеННый
  • ОНН революциоННый
  • ЕНН обедЕННый
  • От сущ. на МЯ время - времЕННый

!!! ветрЕНый, безветреННый

Слайд 12

В полном прилагательном мы пишем две НН, если прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н (слово каменный пишется с двумя НН, поскольку оно образовано от существительного, в котором уже была одна буква Н). Обратите внимание на слово старинный, оно образовалось от слова старина, а слово холстинный – от слова холстина, а не холст, как ошибочно думают некоторые дети. И в этих словах пишется две НН.

Прилагательные обеденный и революционный образованы от существительных путём добавления суффиксов

–ЕНН- и -ОНН- .

Прилагательное временный образовано от разносклоняемого существительного время, оно пишется с двумя НН, как и 10 разносклоняемых существительных (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя). Обратим внимание на слово время, в родительном падеже мы говорим – нет времени, суффикс ЕН, следовательно, в слове временный пишем две НН и букву Е в одном из суффиксов.

Следует отметить исключение ветреный, это слово пишется с одной Н, но в слове безветренный пишется НН. Написание данных слов следует запомнить.

Слайд 13

Обратим внимание на следующую позицию:

Длинною дорогою

 Дорога длиною в жизнь

От чего зависит написание количества Н: от части речи. В одном случае это существительное, в котором пишется одна Н, в другом – прилагательное, в котором пишется удвоенная НН.

Особое внимание следует уделить словам именам-прилагательным, в которых Н является частью корня. Эти слова следует запомнить (они образовались не от имён существительных):

Багряный  

Зелёный

Пряный

Рьяный

Пьяный

Свиной

Рдяный

Румяный

Юный

Слайд 14

А теперь обратим внимание на слова с суффиксами -АН-/-ЯН-, -ИН-.

Слайд 15

Прилагательные с суффиксом –ИН- считают «звериными», они имеют значение «чей», прилагательные с суффиксами –АН-/-ЯН- имеют значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли. Обратите внимание на исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный. О слове «безымянный» дети не знают, слово «серебряный» воспринимают, как слово, которое пишется с двумя НН, а это ошибочно.

Н в полных прилагательных

  • ИН пчелИНый
  • АН песчАНый
  • ЯН полотнЯНый
  • !!! оловЯННый, деревЯННый, стеклЯННый

Слайд 16

Обратим внимание на следующие слова.

Н в кратких прилагательных

  • !!! Столько Н, сколько и в полной форме
  • тумаННа – тумаННый
  • румяНа -  румяНая

Слайд 17

Краткие прилагательные отвечают на вопросы: каков? Какова? Каково? Каковы? Мы должны уяснить, что в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько пишется в этих же прилагательных в полной форме. В слове туманный пишется две Н, в краткой форме данного прилагательного пишется две Н, в прилагательном румяный пишется в полной форме одна Н, следовательно, в краткой форме тоже будет писаться одна Н. Следует отличать краткие прилагательные от кратких причастий, потому что написание кратких причастий подчиняется другому правилу. Об этом мы поговорим позже.

Слайд 18

Обратим внимание на правописание данных слов. Перед нами страдательные причастия. Как разобраться в написании данных слов?  Обратимся к следующему слайду.

Слайд 19

Нас интересует правописание страдательных причастий. В полных страдательных причастиях пишется две НН.

Слайд 20

Удвоенная Н пишется в страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, отвечающих на вопрос что сделать? Причастие высушенный образуется от глагола совершенного вида высушить, следовательно, в нём пишется две НН. Дело заключается в том, что во всех словах, отвечающих на вопрос СДЕЛАННЫЙ?, имеющих приставки, пишется две НН. Таким образом, мы видим, что ориентироваться можно на приставку: есть в слове, отвечающем на вопрос КАКОЙ, приставка – в нём пишется удвоенная НН.

Трудно разобраться со словами, в которых нет приставки. Обратим внимание на слово «купленный». В слове «купленный» нет приставки, но оно образовано от глагола совершенного вида купить (что сделать?), следовательно, в нём пишется удвоенная НН.  

Если в словах есть суффиксы -ОВА-/-ЕВА-, в них пишется две НН: маринованный, иллюстрированный, линованный.

НН в полных страдательных причастиях

1.От глагола сов.вида с ПРИСТАВКОЙ

   высушЕННая – высушить

  2. От глагола сов.вида без ПРИСТАВКИ

   решЁННая – решить, куплеННая - купить

3. Есть  суффиксы ОВА, ЕВА, ИРОВА

 маринОВАННый, иллюстрИРОВАННый, линОВАННый

 

Слайд 21

Далее следует отметить интересную ситуацию. Существуют отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, отвечающих на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? В них пишется одна Н. Данные прилагательные необходимо запомнить. Их не так много.

Отглагольные прилагательные:

тканый      тушёный

кипячёный   браный  

бережнёный  вязаный

глаженый    вяленый

дублёный    вощёный

гружёный    гашёный

крученый    езженый

плетёный    жжёный

золочёный   жёваный

мощёный     званый

мороженый   квашеный

писаный (красавец)

топлёный    тиснёный

жареный     студёный

варёный     кошеный

копчёный    мазаный

солёный     метёный

сушёный     меченый

печёный     рваный

мочёный     тёсаный

калёный     учёный

точёный

раненый

ломаный

путаный

кованый

Слайд 22

Самое интересное, что эти отглагольные прилагательные могут трансформироваться в причастия. Для русского языка характерен переход слов из одной части речи в другую. В данном случае мы можем это наблюдать и констатировать как факт.

!!!

А сейчас мы будем жарить картошку. Самое интересное, что всё будет зависеть от того, когда мы добавим к картошке грибы. Жареная картошка – отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида жарить – в нём пишется одна Н. Мы решили добавить к картошке грибы – появляется зависимое слово – пишется две НН: жареННая с грибами картошка, если мы картошку пережарили – она у нас пережаренная, при наличии приставки пере (любой приставки, кроме НЕ) пишется две НН. В следующем случае у нас появляется зависимое слово «мамой» - пишем две НН: жареННая мамой картошка. Вроде бы всё логично. А может быть случай, когда мы пожарили картошку, положили её на тарелку и решили добавить грибочков. Получается «жареная картошка с грибами», и тут опять одна Н. Понимаете, что всё зависит от того, в какой момент мы добавили грибы.

Таким образом, можно сделать вывод: когда у слов-прилагательных появляется приставка, кроме НЕ, они остаются в разряде прилагательных, если же добавляется другая приставка либо зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя НН.

Слайд 23

Однако существуют слова – имена прилагательные, написание которых нужно запомнить. В них пишется одна НН.

Запомнить:

неждаННый                        медлеННый

негадаННый                       желаННый

неожидаННый                   отчаяННый

нечаяННый                          жемаННый

лишёННый                           чекаННый

невидаННый                      считаННый

неслыхаННый                    

делаННый

свящеННый

видеННый, даННый, желаННый, жемаННый, медлеННый, невидаННый, негадаННый, чваННый, чекаННый, неждаННый, неслыхаННый, нечаяННый, свящеННый, обещаННый, отчаяННый, лишёННый, свящеННый, считаННые

Слайд 24

Ещё раз отработаем данное правило.

Слайд 25

В полных отглагольных прилагательных  пишется одна Н. Если в слове появляется приставка, кроме НЕ, либо зависимое слово, то в нём пишется удвоенная НН.

Н в  полных отглагольных прилагательных

1. От глаг. Несов. Вида.

гружЁНый – грузить

солЁНый – солить

НО!!! ЗАгружЕННый, сОлеННый в бочке.

2.  НЕ   не влияет на написание Н в суффиксе

НекошЕНый – кошЕНый – косить(нес.в)

мощЁНые, ломаНый

Слайд 26

Необходимо различать причастия от прилагательных. Нужно обращать внимание на ударные гласные. Названый брат – человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но в ситуации с сочетанием слов «названный мною адрес» слово назваННый пишется с двумя НН, поскольку при нём есть зависимое слово. Эта же ситуация наблюдается с остальными сочетаниями слов: писаННая маслом картина,  придаННый кем-то изумительный вид.

НазваНый брат

НазваНая сестра

НазваННый мною адрес

ПисаНая красавица

ПисаННая маслом картина

ПридаНое

ПрИдаННый кем-то изумительный вид

Слайд 27

Также следует запомнить ряд слов, в которых пишется одна Н. При этом следует отметить, если в слове появляется приставка, кроме НЕ, либо зависимое слово – в нём пишется удвоенная НН.

назваНый ( брат)            контужЕНый

посажЁНый (отец)         крещЁНый

непрошЕНый ( гость)

смышлЁНый (ребёнок)

ранЕНый

коваНый

жёваНый    

НО!!! ИЗранеННый, ранеННый в бою,  ПОДковаННый, коваННый в кузнице

Слайд 28

А теперь обратим внимание на следующий слайд

Слайд 29

На нём представлены краткие причастия. В них всегда, в отличие от кратких имён прилагательных, пишется одна Н.

В кратких причастиях

!!!!!!! Всегда Н

встревожЕННый – встревожеНа

засушеННый – засушеНы

свареННые – свареНы

Слайд 30

Хотелось бы обратить внимание на схему, в которой объясняется написание кратких форм, а также написание Н и НН в наречиях, именах прилагательных и причастиях.

Одинаковые вроде бы с виду слова пишутся по-разному, потому что в некоторых случаях написание слов зависит от контекста, словесного окружения нашего слова. Можете изучить схему самостоятельно.

На следующем слайде будет предоставлен аналогичный материал.

Слайд 31

Давайте обратим внимание на то, что в кратких отглагольных прилагательных признак выходит на первый план. Девочка (какова?) воспитанна. Налицо признак предмета. Девочка воспитана бабушкой. Воспитана (кем?) бабушкой – глагольный признак. Мы можем также подставить глагол связку БЫЛА. При глаголе-связке БЫТЬ рядом находится краткое причастие, которое пишется с одной Н.

В кратких отглагольных прилагательных (на первый план выходит ПРИЗНАК предмета)

НН

Дети рассеяННы –  рассеяННые

Население было взволновано сообщением по радио. - Море сегодня взволнованно.

Территория около нового дома еще не благоустроена . - Территория около нового дома была мала, неблагоустроенна .

Слайд 32

А теперь поговорим о написании сложных прилагательных. Обратите внимание на наличие приставки ПЕРЕ- в сложном прилагательном при повторении слов – в данной конструкции пишется одна Н. Эта же ситуация наблюдается в написании сложных слов без приставок, в них пишется одна Н. Приставка ПЕРЕ- не влияет на увеличение количества НН во втором из повторяющихся слов, которые пишутся через дефис.

В сложных прилагательных

Пишется -Н-: 

1. В сложных прилагательных, образованный повторением прилагательного с -Н- и приставкой пере-:

глажеНый-переглажеНый

стираНый-перестираНый

штопаНый-перештопаНый 

2. В сложных прилагательных, образованных из сочетания наречия и отглагольного прилагательного:

гладкокрашеНый
свежеморожеНый
домоткаНый

Слайд 33

Если же в сложном слове (имеются в виду сложные прилагательные, образованные от сочетания наречия и отглагольного прилагательного с приставкой)  перед вторым корнем появляется приставка – в нём пишется две НН:

гладкопокрашеННый
свеже
заморожеННый

 

Слайд 34

А теперь обратим внимание на написание наречий.

Слайд 35

В наречиях пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы.

  • Столько Н, сколько в словах, от которых они образованы
  • изумлёННо – изумлЁННый (прич)
  • торжествЕННо – торжествЕННый(прил)
  • исреННе – искрЕННий (прил)
  • бешеНо – бешеНый (отглаг. прил)
  • невидаННо – невидаННый ( отглаг. прил)

Слайд 36

А теперь обратим внимание на написание Н и НН в именах существительных. В именах существительных, как в кратких прилагательных и наречиях, пишется столько же Н, сколько в словах, от которых они образованы. Если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н – пишется две НН:

бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), именин-ник (именины), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), беспридан-ниц-а (приданое), бессон-ниц-а (сон), звон-ниц-а (звон), полен-ниц-а (полено);

 

Слайд 37

Если существительное образовано от прилагательного, имеющего две НН, или от причастия в полной форме, в нём пишется две НН:

болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенн-ость (доверенный), жеманн-ица (жеманный),

Слайд 38

Существительные также могут образовываться от глаголов или от других имён существительных. В таком случае в них пишется одна Н.

Н пишется в словах:

  багрян-ица (багряный), варен-ик (вареный), ветрен-ость, ветрен-ик, ветрен-ица (ветреный),  дровян-ик (дровяной), коноплян-ик (конопляный), копчен-ости (копченый),  маслен-ица (масленый), мудрен-остъ (мудреный), смышлен-ость (смышленый) и т. п., а также в словах ольшан-ик, омшан-ик.

Слайд 39

Следует запомнить написание следующих слов

  • тружеНик
  • придаНое
  • беспридаННица
  • мошеННик
  • утреННик

Слайд 40

А теперь обратимся к практике. Вернёмся к нашим начальным слайдам и разберём задания.

Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Катерина проговорила это торжестве(1)о, но сама была словно подавле(2)а своим возвыше(3)ым тоном; лицо её опять задрожало, приняло мягкое, миндальное выражение, она протянула испуга(4)ой, сконфуже(5)ой  Надежде Фёдоровне руки.

 Слайд 41

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Катерина проговорила это торжествеННо, но сама была словно подавлеНа своим возвышеННым тоном; лицо её опять задрожало, приняло мягкое, миндальное выражение, она протянула испугаННой, сконфужеННой  Надежде Фёдоровне руки.

Ответ: 1345

Слайд 42

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется  одна буква Н.
За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ному лугу.

Слайд 43

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется  одна буква Н.
За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ному лугу.

Ответ: 34

Слайд 44

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется Н. Цифры укажите в порядке возрастания.

Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(1)о и обложе(2)о камнями, с подготовле(3)ым таганком и свисающими с него закопчё(4)ыми берёзовыми рогульками для котлов.

Слайд 45

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется Н. Цифры укажите в порядке возрастания.

Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустроеНо и обложеНо камнями, с подготовлеННым таганком и свисающими с него закопчёННыми берёзовыми рогульками для котлов.

Ответ: 12

Слайд 46

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Входим в стари(1)ый дом: тёплая кухонька, заставле(2)ый склянками подоко(3)ик, краше(4)ый тёмной краской пол, на стенах образа в серебря(5)ом окладе.

Слайд 47

Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Входим в стариННый дом: тёплая кухонька, заставлеННый склянками подокоННик, крашенный тёмной краской пол, на стенах образа в серебряном окладе.

Ответ: 1234

Слайд 48

Уважаемые слушатели вебинара. Время на исходе, и я хотела бы закончить своё выступление словами из китайской народной мудрости: «Не важно, какого цвета кошка, главное – чтобы она ловила мышей». И это верно. Абсолютно не важно, какой способ вы выберете, чтобы прийти к правильному ответу, главное, чтобы этот самый способ привёл Вас к этому правильному ответу.  Уважаемые выпускники, удачи и везения Вам на экзамене! Знайте, что всё у Вас получится, если Вы верите в себя! Даже если Вы понимаете, что немного отстаёте, знайте, есть замечательная фраза: «Придёт такое время, когда ты решишь, что всё кончено. Это и будет началом…» Не отчаивайтесь, у Вас впереди целый мир, который принадлежит Вам». Успехов при выполнении 15 задания ЕГЭ.

Слайды 49

Слайды 50,51

Дополнительная практика

Задание

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

 

Все стены кабинета украше(1)ы резными панелями, золочё(2)ым орнаментом и зеркалами, которые расширяют пространство, придавая ему неопределё(3)ость.

Ответ: 12.

Слайды 52, 53

Задание

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

А рано утром, когда в комнатах, ещё не убра(1)ых и пахнувших табаком, стояла та особе(2)ая тишина, что бывает только после праздника, осторожно, на босу ногу вышел он в гости(3)ую, заботливо поднял несколько мелков, валявшихся у раскрытых зелёных столов, и слабо ахнул от восторга, взглянув на сад за стекля(4)ыми дверями: на яркий блеск холодной лазури, на серебро утре(5)ика, покрывшего и балкон, и перила, на коричневую листву в голых зарослях под балконом.


Ответ: 1245 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.

Слайды 54, 55

Задание

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.


Ответ: 1234.

Слайды 56, 57

Задание

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Крупной же картошки огород её песча(1)ый, с довое(2)ых лет ни разу не удобре(3)ый, не давал.


Ответ: 23.

Слайды 58, 59

Задание

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.

Ответ: 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 10 класса "Н, НН в различных частях речи"

Правописание Н, НН с различными частями речи...

Тест для 10 класса "Не с различными частями речи"

Правописание НЕ с различными частями речи...

Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".

Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....

Презентация мастер-класса "Н и НН в словах различных частей речи"

В данном мастер-классе предоставляется ёмкий материал по написанию Н и НН в различных частях речи. Следует при выборе написания Н и НН руководствоваться правилами и контекстом, в котором употребляются...

«Подбор антонимов к словам различных частей речи. Азбука эмоций»

Закрепление изученного материала по теме «Антонимы» в эмоциях и настроениях, развитие эмоциональной сферы.Коррекционно-образовательные: закрепление умения подбирать антонимы к указанным сл...