Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
материал по русскому языку
Отчёт
об использовании здоровьесберегающих технологий
на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_zdorovesbereg_teh.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт
об использовании здоровьесберегающих технологий
на уроках русского языка и литературы
учителя Рамазановой Халимы Ахмедовны
Сегодня школьное образование предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Проблема сохранения здоровья стала особенно значимой на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их психическое и физическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Поэтому сейчас пристального внимания заслуживают здоровье-сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. По определению Н.К.Смирнова, «здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Современный учитель не должен нарушить священной заповеди: «Давая знания, не отбирай здоровье…». «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя .От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…», - писал В.А.Сухомлинский.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда следует отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.
В своей практике я использую личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей. Одним из важных направлений своей работы считаю «педагогику сотрудничества». Ее можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Технология уровневой дифференциации обучения помогает мне строить уроки с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Уроки русского языка я нередко начинаю с орфографической пятиминутки, цель которой актуализировать определенные орфографические правила. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования мотивационной сферы гигиенической культуры, подобрав соответствующий материал. Работая над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться описанной ситуации, например, «Здоровый сон – прекрасное самочувствие днем».
Большое значение имеет организация урока. Я стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе в течение урока провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряженияна я совмещаю работу по теме урока и двигательную гимнастику. Например, тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только ед.ч». Я называю ряд существительных, задача учеников встать, если прозвучит имя существительное, которое имеет форму только ед.ч, хлопнуть в ладоши, если существительное имеет форму и ед.ч и мн.ч. Или, например, при изучении Ь после шипящих на конце существительных, я предлагаю поднять правую руку вверх, если у существительного есть Ь, поднять левую, если нет Ь. Такие «минутки по теме » можно проводить по любому учебному материалу..
Кроме того, учащиеся среднего звена любят загадки, шарады, ребусы, кроссворды, сказки, творческие задания. Например, при изучении новых словарных слов можно провести спортивный диктант, где по значению нужно назвать определения. Сказки как элемент игры тоже всегда встречают с радостью. Например, при изучении сложной темы в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы» можно вспомнить сказку об английском кролике «Есть!Хотеть!Дать!Бежать!». Такой материал дети не забывают. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
. Стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуюсь я, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу и другие.
На уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).
Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке. .
Задача учителя – заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Уроки литературы предоставляют широкие возможности для достижения этой цели. При знакомстве с биографией писателя показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Л.Н.Толстого, который писал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение художественных произведений сопровождаю иллюстрациями великих художников, фрагментами музыкальных произведений композиторов-классиков, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся. При анализе литературного произведения акцентирую внимание на проблемах гуманизма, добра и зла, оказываю влияние на формирование нравственного здоровья. Использование блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объеме домашнего задания, разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Применение интеграции различных видов искусств на уроках литературы помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся, например, сопоставление произведений литературы и живописи или музыки. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов можно рассмотреть режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомство с числительными даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Можно написать сочинение на тему «Мой любимый вид спорта». За годы работы в школе пришла к выводу, что дети не умеют рационально распределять время при выполнении домашних заданий, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам (Получив задание за несколько дней, ребята всё равно выполняют его накануне). Поэтому, в первой четверти мы проводим урок по теме «Учись учиться», на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашних заданий.
Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения я использую три вида оценивания:
Ученик оценивает сам свою работу.
Взаимопроверка (работа в парах).
Обоснованная оценка учителя.
Одним из принципов моей работы является выполнение домашнего задания только в течение учебной недели. Общий объем домашних заданий д соответствует требованиям СанПиНа. Домашнее задание чётко комментируется на уроке.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, можно удерживать внимание учащихся , при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся
При работе с компьютером я всегда соблюдаю основы безопасности и гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07)
В соответствии с требованиями санитарного законодательства для занятий детей использую лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.
Я всегда выполняю требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста (СанПиН 2.2.2.542-96)
Непрерывная длительность занятий с компьютерной техникой не превышает
- для учащихся II - V классов - 15 минут;
- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;
- для учащихся VIII - IX классов -25 минут;
После работы с применением компьютергых технологий провожу комплекс упражнений для глаз (приложение 1) и физические упражнения для профилактики общего утомления.
Во время перемен провожу сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).
.
Комплексы упражнений для глаз (СанПиН 2.2.2.542-96. Приложение 1)
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3.
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Директор школы
Нухбегов К. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
как я использую на своих уроках здоровьесберегающие технологии...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на з...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Представлен отчёт учителя и классного руководителя по использованию здоровьесберегающих технологий....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В статье представлена система работы учителя по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы. В приложении к статье представлены тексты, которые можно использовать как физкультминутки на у...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе...
статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка"
Здоровье человека — актуальная проблема во все времена, а в наши дни она приобретает первостепенное значение. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.В системе...