Диктант по В. Астафьеву
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Диктант по В. Астафьеву (110 слов)
Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину». А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?
Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую голову.
И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.
А уж какая она — эта Родина, — все зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь…
(По В. Астафьеву) (110 слов)
Задания
- Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
- к какому стилю речи он относится. Аргументируйте;
- как вы понимаете смысл выражений «любить землю», «займется сердчишко»? Обратитесь к толковому словарю;
- докажите, что слово земля — многозначное. Убедите нас в этом, составив предложения таким образом, чтобы значения слова проявились.
- Укажите, в какой форме использованы глаголы. Почему в разных абзацах использованы глаголы разного лица?
- удалось ли автору уместно использовать глаголы, чтобы четко и образно выразить свои мысли? Какие еще языковые средства использованы с этой целью?
- графически объясните орфограммы. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
- выполните морфологический разбор слов прекрасную (Сибирь), более двадцати (лет);
- расскажите, что такое часть речи? Что объединяет слова, принадлежащие к одной части речи?
- выпишите по одному глаголу настоящего и прошедшего времени, а также инфинитив. Разберите их по составу. Каким образом найти формообразующие основы глаголов?
- Используя одно из предложений данного текста как тезис, напишите свое сочинение-рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Математический диктант "Округление чисел". Сказочный математический диктант "Решение задач на части"
Сказочный математический диктант "Решение задач на части"...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Устный диктант "Ты мне, я тебе" и выборочный словарный диктант "Угадай-ка"
Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему....
Подготовка к итоговому диктанту в 5 классе. Диктант
Методическая разработка...
В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...
Тотальный диктант. Этнографический диктант. Лермонтовский диктант. Антикоррупционный диктант. Диктант Победы.
Тотальный диктант. Этнографический диктант. Лермонтовский диктант. Антикоррупционный диктант. Диктант Победы....