ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ КИМ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (СБОРНИК СЛАЙД-ШОУИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Милова Елена Георгиевна

Систематизация и состав правил и упражнений ориентирован на содержание программы русского языка в 5-11 классах и на Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Но предлагаемые части своеобразного сборника могут использоваться в различных учебных ситуациях, например, при дистанционном обучении, индивидуальных или внеурочных занятиях. Помимо демонстрации на занятиях и работы с ними, все презентации рассылаются по электронной почте учащимся и используются ими в самостоятельной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура речи Материал для учителей всех предметов подобран Е.Г. Миловой , учителем гимназии № 205

Слайд 2

Cura te ipsum « Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Поэтому нужно начинать с себя» Д.С.Лихачёв Cūra tē ipsum (с лат. — «исцели себя сам») — латинское крылатое выражение. Означает призыв обратить внимание на самого себя и собственные недостатки.

Слайд 3

Берегите наш язык, будьте грамотнее своих учеников! Объясняйте по возможности ученикам значение слов, правильно употребляя и произнося их. Ошибочное (ненормативное) произношение реально существует в современной речи, не соответствуя литературной норме. Увеличивайте словарный запас, внося в речь архаизмы и неологизмы, расширяя круг фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых выражений .

Слайд 4

Правильно произносите слова и формы слов, ставьте точное ударение, не забывайте о разнице звуков, о происхождении слов и грамматике. При склонении иностранных имен собственных ударение обычно неподвижно: Бальзак – Бальзáка , Нептун – Нептýна . У славянских фамилий на гласную могут быть варианты , но обычно мужские склоняются, а женские - нет . Женские фамилии с согласными в конце слова не склоняются , мужские склоняются . Не склоняются все фамилии на – ко,-аго , - яго , - ых , -их, - ово , а также иностранные на гласную .

Слайд 5

ТАВТОЛОГИЯ – повторение (соседство) одних и тех же слов или слов, близких по смыслу. Примеры речевых ошибок : моя автобиография , первое боевое крещение , первый дебют , проявил гуманность и человечность ... Конференция состоялась в мае месяце. Текст содержит выдержки и цитаты. В проект внесены коррективы и поправки. В этот период времени . В своем докладе . Взять под свою личную ответственность .

Слайд 6

УДАРЕНИЕ В существительных множественного числа с окончанием Ы ударение падает на корень: аэропОрты , бАнты , Иксы, кОнусы , крАны , крЕмы , лЕкторы , мЕсяцы , тОрты , шАрфы . НЕДОПУСТИМЫ : кремА , тортА , вклЮчено , бантЫ , тортЫ , шарфЫ , закупОрить , ходатАйствовать , обеспечЕние , жАлюзи и др. Слово жалюзИ французское, а во французских словах ударение падает на последний слог.

Слайд 7

УДАРЕНИЕ В глаголах и глагольных формах ударение обычно ставится на суффикс или окончание, ВключИть - включИл - включИт – включЁнный . ВключИм – отключИм . ОсуждЁнный , возбуждЁнный , новорождЁнный , незаконнорождЁнный …

Слайд 8

Запомните В словах баловАть , балОванный , балУясь на БА ударение не падает. В словах зАгнутый , сОгнутый , отОгнутый ударная приставка. В словах дОнизу , дОверху , дОсуха ударение падает на приставку, на начало слова, а в слове донЕльзя – на середину.

Слайд 9

Запомните БаловАться , брыкАться , втОрить , кАшлянуть , облегчИть , ободрИть , освЕдомиться , пЕрвенствовать , принУдить , пособИть , похИтить , сервировАть , увЕдомить , усугубИть , , ходАтайствовать , закУпорить , откУпорить , чЕрпать , исчЕрпать , щЁлкать , опОшлить , освЕдомиться .

Слайд 10

Запомните ВорожеЯ – не ворожЕя ! Вспомните «Русь» А. Блока: « Где ведун ы с ворожеЯми Чаруют злаки на полях…»

Слайд 11

Запомните В глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода ударение обычно падает на окончание , кроме клАла , крАлась , послАла . НачАть — нАчал — началА — нАчало — нАчали , принЯть — прИнял — принялА — прИняли , зАнял — за­нялА — зАняло — зАняли , прОжил — прожилА — прОжили .

Слайд 12

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“» . (19-е письмо «Как говорить?»)

Слайд 13

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! Не сочтите эту памятку за менторство – все мы люди и иногда допускаем небрежность в повседневной речи. И это не стыдно - мы ведь всю жизнь учимся и работаем над своими ошибками. Но наше слово обязательно отзовётся в речи наших учеников. Поэтому будем работать и над повышением культуры своей речи. А в случае затруднений нас всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словари, словарь ударений, словарь грамматических трудностей и многие другие пособия. Всегда под рукой и онлайн-ресурсы : порталы Грамота.ру и gramma.ru , Яндекс.Словари , сайт orfogrammka.ru . – да и многие другие источники. Давайте говорить правильно! С глубоким уважением – автор Е.Г. Милова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДАВАЙТЕ ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ ЕГЭ ПОДОБРАН Е.Г. МИЛОВОЙ, УЧИТЕЛЕМ ГИМНАЗИИ № 205

Слайд 2

Здесь собраны достаточно трудные разделы орфографии. Повторите правила, разберите алгоритмы и выполните упражнения. Постарайтесь заглядывать в словарь или в учебник, если испытаете затруднения.

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 9

Слайд 5

ЭТО УДОБНО!

Слайд 6

ВЫУЧИТЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ!!!

Слайд 7

Правописание безударных гласных в корне слова Проверка ударением: родственные слова с гласным звуком под ударением. - Нельзя проверять глаголами с суффиксами – ывать и – ивать (присвоение – присваивать, выработать – вырабатывать, устроитель – устраивать, корневое –а- ). Слова с полногласными сочетаниями – оро -, - оло - проверяются только родственными с таким же полногласием (пох о л о дание – х о лод, хол о дный, но не прохл а да). Слова с неполногласием – только неполногласием (огл а сить – огл а ска, но не г оло с, подг оло сок). Во многих словах правописание безударных проверить ударением нельзя. Как правило, это заимствования.

Слайд 9

НЕ СПУТАЙТЕ!

Слайд 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная определённого типа. Запишите номера ответов 1 . Пропущена безударная непроверяемая гласная корня.. 1. документ, горизонтальный, аннотация 2. расстегнуть, смотритель, отказаться 3. патриот, гипербола, эксперимент 4. полагать, палисадник, очертания 5. костер, ресницы, ветеран 2. Пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1. Консервировать, привязаться, обороняться 2. Ворсистый, сетевая, сторожка 3. Неисчерпаемый, сомневаться, преклоняться 4.Редколесье, оглавление, утомительный 5. Очарование, скрипучий, опоздание 3 . Пропущена безударная чередующаяся гласная корня. 1. отмирающий, скачок, озарение 2. помириться, загорелый, водоросли 3. единение, абажур, смотритель 4. скакуны, блестящий, поплавок 5. поравняться, равнина, творение 4 .Пропущена безударная чередующаяся гласная корня. 1. полагать, эгоист, пловец 2. зачинатель, подровнять, вычитать 3. пригорел, гористый, приложение 4. наклонился, опирался, скакуны 5. зарница, вымочить, касательная

Слайд 11

Н или НН ?

Слайд 12

Пишется Н Пишется НН 1. В прилагательных без суффикса: зеле н ый, си н ий, румя н ый, сви н ой, ю н ый . 2. В прилагательных, образованных от существительных, с суффиксами -ан-, - ян -, -ин- : кож ан ый, полотн ян ый, ут ин ый . Исключения: олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый 3. В бесприставочных прилагательных ветр ен ый, масл ен ый . 4. В словах: рья н ый, рдя н ый, пья н ый, пря н ый . 1. В прилагательных, образованных от существительных на н , с помощью суффикса - н - : осе н ь → осе н-н -ий ; дли н -а → дли н-н -ый . 2. В прилагательных, образованных от существительных, с суффиксами - енн -, - ённ -, - онн - : редакци онн ый, искусств енн ый . Исключения: смышл ён ый, ветр ен ый, масл ен ый . 3. В приставочных прилагательных с корнем - ветр -, - масл - и суффиксом - енн - : без ветр енн ый, под ветр енн ый, промасл енн ый, за масл енн ый . 4. В словах, образованных от разносклоняемых существительных на -мя : врем енн ый, плем енн ой, стрем енн ой, безым янн ый .

Слайд 14

И ещё о Н или НН : - если существительное образовано от прилагательного, имеющего Н (в том числе и в словах исключениях): маслЕН-ица ( маслЕНый ), гостИН-ица ( гостИНый ), коноплЯН-ик ( коноплЯНый ), варЕН-ик ( варЁНый ), ветрЕН-ик ( ветрЕНый ), смышлЁН-ость ( смышлЁНый ); - если существительное образовано от разносклоняемых существительных (на МЯ: имя, племя, семя и др.): имеННой , племеННой , семеННой . Слова-исключения олеНий , свиНой , бараНий и др. пишутся с одной Н, так как они образованы от существительных с основой на Н (корень: олень, свинья, баран и т.д.). Ещё исключения из правила: юНый , багряНый , пряНый , рдяНый , румяНый , сиНий , зелёНый , придаНое , посажёНый отец, назваНый брат

Слайд 16

1. Обозначьте строчку, где пишется НН 1) Изране … ый солдат, подкова… ая лошадь 2) Реше … ая задача, краше… ый забор 3) Писа … ый портрет, коше… ый луг 4) Слома… ый велосипед, жаре… ая рыба 2. Обозначьте строчку, где пишется НН 1) Подметё … ый пол, плетё … ая корзина 2) Рва… ая куртка, варё… ый картофель 3) Топлё … ое молоко, газирова … ая вода 4) Высуше … ое растение, посеребрё … ая тарелка 3. Обозначьте строчку, где пишется НН 1) Замеше … ое тесто, рассея … ые семена 2) Сушё… ая ягода, пересоле… ый суп 3) Кова … ое железо, раскалё … ый уголь 4) Точё … ый карандаш, наполне … ое ведро 4. Обозначьте строчку, где пишется Н 1) Солё … ые в бочке помидоры, Жёва … ый листок 2) Жаре… ое мясо, высуше … ое бельё 3) Ноше.. ое платье, кипячё … ое молоко 4) Окружё … ый лесом, лакирова … ая мебель 5. Обозначьте строчку, где пишется Н 1) Заплака … ые глаза, просмотре… ый фильм 2) Исправле … ая работа, изображё … ые фигуры 3) Краше… ый забор, чита … ая книга 4) Размеше … ые краски, перепечата … ый материал 6. Обозначьте строчку, где пишется Н 1) Организова … ая экскурсия, построе … ое здание 2) Развея … ые ветром, услыша … ый шорох 3) Асфальтирова … ый , среза… ая ветка 4) Рва… ая рана, пиле… ый лес

Слайд 17

НЕ – слитно или раздельно ?

Слайд 21

Не с причастиями пишется РАЗДЕЛЬНО 1. С краткими причастиями Работа не проверена 2. С полными причастиями, если есть зависимое слово Не проверенная вчера работа 3.Есть противопоставление с союзом А Не проверенная, а забытая работа СЛИТНО 1. Без НЕ не употребляется Недоумевающий ученик 2. Нет зависимых слов и противопоставления с союзом А Непроверенная работа

Слайд 22

Давайте подумаем! 1 вариант По (не)зависящим от меня причинам; (не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)убранное поле; никогда (не)знавшие страха; (не)струсивший перед схваткой; никем (не)исследованный вопрос; дорожки (не)расчищены; (не)подоспевшие вовремя на помощь; сочинение (не)написано; (не)исправленная работа по химии; вещи (не) собраны; (не)сданный тест по истории; (не) доумевающий человек; тропинка (не)освещена; (не)взволнованное, а тихое море; далеко (не)решенный вопрос; задача (не)решенная, а только начатая; (не)встреченный никем. 2 вариант ( Не)распечатанное письмо; (не)решенная задача по физике; (не)написанный, а отпечатанный текст; полы (не)покрашены; вовсе (не)продуманное решение; еще (не)заселенный дом; (не)покрашенные маляром стены; вода (не)пролита; (не)исправимый дефект; еще (не)засеянные поля; (не)знающий усталости спортсмен; книга (не)прочитана; (не)заселенные дома на окраине; (не)распечатанное отцом письмо; (не)прекращающийся ливень; дорожки (не)расчищены; письмо (не)распечатано; далеко (не)решенный вопрос.

Слайд 23

ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА

Слайд 24

Склонение числительных Правила: Склонение составных количественных ч. – изменяются все слова Склонение составных порядковых ч. – изменяется только последнее слово При согласовании с дробным числительным существительное употребляется в родительном падеже единственного числа (три целых пять десятых метра). Выразить числа словами: Лодка с (8) турист___ Бумажник со (150) рубл___ Превысить поставки на (25,5) процент___ Рыба весом (3,6) килограмм___ Предлагается по (4) и более вариант___ тест___ На рубеже ( XVIII - XIX ) век___ В конце ( XIX ) – начале (ХХ) век___ Говорим о (365 дней в году)

Слайд 25

О или Ё?

Слайд 27

О или Ё? 1. Флаг над каланч...й , огорчиться неудач...й , машина с кирпич...м , угостить калач...м , следить за матч...м , редкий пуш...к , крепкий ореш...к , тесная лавч...нка , увидеть зайч...нка , напряжение перед финиш...м . 2. Зеленый горош...к , боч...нок с водой, жужжание пч...л , неоперившийся галч...нок , камыш...вые заросли, борьба с саранч...й , пилить нож...вкой , зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р . 3. Покрыться румянц...м , изящное зеркальц ..., глянц...вая бумага, юная танц...вщица , гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты , прож...рливая рыба, дырявый ч...лн , ж...лтый крыж...вник , верный расч...т , толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки , туш… нка , ж… ваный .

Слайд 28

Правописание гласных в суффиксах прилагательных а) суффиксы - чив -, лив- пишутся с гласным и : занос ч и в ый, забот л и в ый ; б) суффикс -ив- пишется под ударением: лен и ́в ый ; суффикс -ев- – в безударном положении: бо е в о́й . Исключения: ми́лост и в ый , юро́д и в ый ; в) суффиксы - ов -, - оват - пишутся после твёрдых согласных: ве к ов ой, ви н оват ый ; суффиксы -ев-, - еват - пишутся после мягких согласных, шипящих и ц : сире н ев ый, уг р еват ый .

Слайд 29

Вставьте пропущенные буквы 1. 1) син .. ватый , живуч.. сть 2) француж .. нка , выносл ..вый 3) доверч ..вый, вскак .. вать 4) старт.. вать , трудн .. сть 5) счастл .. вец , гост..вой 2. 1) дом..витый, направ … 2) отрасл ..вой, огранич .. вать 3) юридиче ..кий, бойцов..кий 4) треб.. вать , потом..к 5) смаз .. ик , носиль .. ик 3. 1) милост ..вый, увелич .. вать 2) рыж.. ватый , молод.. ц 3) разведч ..к, камен.. ик 4) каза ..кий. январ ..кий 5) расход.. вать , темн ..та 4. 1) выносл ..вый, ухаж .. вать 2) враже ..кий, сель..кий 3) больш .. нство , приветл ..вый 4) дикт .. вать , ноч .. вка 5) сызнов .., клетч .. тый , 5. 1) опрометч ..вый, останавл .. вать 2) задир.. стый , гост..вой 3) друже ..кий, бли ..кий 4) узорч .. тый , издалек .. 5) использ .. вать , трус.. сть 6. 1) неповоротл ..вый, ноч .. вать 2) глуб ..на, рассматр .. вать 3) горош .. нка , топол ..вый 4) сколь..кий, ни..кий 5) оперир .. вать , бег.. тня

Слайд 30

Вставьте пропущенные буквы Уступч ..вый, январ .. ский , плюш..вый, прожорл ..вый, молодц .. ватый , стар.. нький , кумач..вый, ноябр .. ский , угр .. ватый , свинц ..вый, разговорч ..вый, богатыр .. ский , сторож..вой, продолг .. ватый , ялт .. нский , красив.. нький , завистл ..вый, рыж.. ватый , молодц .. ватый , син .. ватый , обидч ..вый, разговорч ..вый, расчётл ..вый, грязн .. ватый , бел.. ватый , лёг.. нький , милост ..вый, алюмини ..вый, юрод..вый, тюл ..вый, кольц ..вой, узорч .. тый , ступен .. чатый , бревен.. чатый , фрунз .. нский , взрывч .. тый , брус.. атый , весну.. атый , до.. атый , рыцар .. ский , рязан .. ский , день-ден .. ской , декабр .. ский , сентябр .. ский , губч .. тый , надоедл ..вый, сегодн .. шний , форел ..вый, лазор ..вый, натри..вый, убог.. нький , грозн .. нский , масл .. ные руки, масл .. ные краски, масл .. ная каша, ветр .. ная мельница, ветр ..ной двигатель, ветр .. ная оспа, ветр .. ная девушка, ветр .. ное поведение.

Слайд 31

Приставки ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению Пре - выражает высшую меру действия или качества ( =очень ): преувеличение Выражает изменение действия ( =пере -): пресечь При- выражает присоединение, приближение, прибавление Неполноту действия: приглушить расположение вблизи ч.-либо : приморье, пригород Различаются по конкретному значению слова Предать (выдать, изменить) Претворить (осуществить) Преступить (нарушить) Преходящий (временный) придать (добавить) притворить (прикрыть) приступить (начать) приходящий (тот, кто приходит) Во многих словах тесно слились с корнем, трудно установить значение Камень преткновения Препятствие Презрение (оценка как недостойного) Притязание Присяга Призрение (предоставление приюта, забота) Словарные слова иноязычного происхождения Презумпция Президент Премьера Привилегия Приоритет Примадонна

Слайд 33

Вставить пропущенные буквы Пр___винтить задвижку, пр___дать пр___ступника суду, сделать пр___писку , не допускать пр___увеличения , пр___исполниться радостью, пр___рвать отношения, пр___одолевать трудности, пр___открыть форточку, непр___одолимое желание, пр___страститься к чтению, пр___секать злоупотребления, пр___обрести нужные пособия, пр___возмочь недомогание, мягкое пр___земление , пр___бывать в пр___скверном настроении, пр___бывать к месту службы, пр___даваться воспоминаниям, пр___морский санаторий, пр___граждать путь, покарать пр___дателя , пр___ходящее явление.

Слайд 34

ВЫУЧИТЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА !

Слайд 35

Запомните Пр е т е ндент, апе ЛЛ яция , абитуриент, инт ЕЛЛИ генция , в и трина, п е р и ф е рия, п а л и садник, в и н е грет, пр и в и легия, ст И пендия , пр е ц е дент, и нц и дент, д и р и жёр, р е ж и ссёр, аккомп а н е мент , и н и ц и атива, в а кансия, дез и нф И цировать об а яние, яства , к а морка, нав А ждение , в о ждение, ПРЕ емник президента печ ё нка, ж ё ваный, обо жжё нный, расчёт, расчётливый , НО рассчитывать , д о ск о нально, ко л ичество, как будто , все-таки , впоследствии

Слайд 36

Вставить пропущенные согласные -л- или – лл -: полная и____юзия , криста_____ическое вещество, криста_____ьно чистый человек, художественная га_____ерея , мета_____ический звук, писатель-бе_____етрист - н - или – нн -: мраморная коло_____ада , пробить то_____ель , те_____исный корт, труже_____ики тыла, роскошная гости_____ая , бензоколо_____ка -м- или –мм-: програ_____ированное обучение, стойкий и_____унитет , су____ировать результаты, удачная и_____итация , подлинный гу_____анизм , дра_____атизм обстановки - р - или – рр -: красный те_____ор , известный ка_____икатурист , те_____иториальные воды, небольшая те_____аса , темный ко_____идор , испанская ко_____ида -с- или – сс -: открыть диску_____ию , новая тра______а , богатые ре_____урсы , коло_____альные возможности, зарубежная пре_____а , прогре_____ивный писатель, ставить пье_____у , высадить де_____ант -т- или – тт -: предъявить а_____естат , новый а_____ракцион , французский а_____аше

Слайд 37

Советую пользоваться учебником Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ и отличной сдачи всех экзаменов! Обращайтесь за помощью или консультациями. Е.Г.Милова Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме: Не и ни, н и нн.

Тренировочные задания по темам :"Не и ни", "Н и нн" -помогут при подготовке к ЕГЭ. Предложения взяты из книги "Письмовник" современного прозаика , лауреата премии "Большая книга"  Михаила Шишкина...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для подготовки к ГИА по русскому языку

Тренировочные тесты части А и В(с ответами)...

Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку(задание 6 стилистические синонимы)

Дидактический материал для отработки навыков выполнения задания 6-замена слов стилистическими синонимами...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...