Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Выступление на методическом объединении с докладом на тему "Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку". Разработка раскрывает систему подготовки обучающихся 9 классов к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку
Слайд №1
Основной государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя – словесника. Итоговая аттестация – серьёзное испытание для выпускника основных общеобразовательных школ. Поэтому процесс подготовки к ней - это всегда ответственный процесс, и от того, как он будет организован, зависит результат. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. У меня тоже сложилась определённая система учащихся к итоговой аттестации. И этим опытом я хочу поделиться.
Современная жизнь протекает быстро, меняются и приоритеты в обществе. Ситуация складывается таким образом, что главное для человека не сколько вооружиться знаниями, сколько научиться их добывать и применять в повседневной жизни. В связи с этим меняется и позиция учителя, он теперь выступает как учитель-помощник, учитель-партнёр.
Процесс подготовки к ОГЭ трудоёмкий и длительный.
Слайд №2
Структура экзамена по русскому языку показывает, что объектом контроля является комплекс знаний, умений и навыков, которые составляют ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: лингвистическую, языковую, коммуникативную. Все они тесно взаимосвязаны между собой, и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на формат экзамена.
Слайд №3
Начинать подготовку, без сомнения, необходимо уже с 5 класса. Именно с этого времени я планирую свою работу так, чтобы добавлять упражнения такого формата, на котором построены задания ОГЭ. Но многие учащиеся не справляются с заданиями в формате ОГЭ. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ по русскому языку - это не одно и то же! Я работаю по линии УМК Т.А. Ладыженской. Задания, сформулированные в этих учебниках, часто не подходят для подготовки к экзамену. По этой причине при подготовке к тестовым заданиям ОГЭ я иногда составляю их самостоятельно.
Формы и приёмы работы при подготовке к тестовым заданиям
- Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса.
- Работа со средствами выразительности с 5 класса как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
- Работа с текстом на уроках русского языка и литературы (тема, основная мысль, анализ содержания).
Слайд №4
Материал для этих типов заданий я беру в сборниках, старых учебниках, из открытого банка ОГЭ на сайте ФИПИ. Для каждого класса в кабинете есть пособия, в которых тестовый материал помогает проверить усвоение знаний по определенной теме с 5 по 9 класс. В этих пособиях учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на понимание текста.
Получается колоссальный объём и разнообразие тренировочных вариантов.
Слайд №5
В тестовой части ОГЭ есть задания, которые я могу уже давать детям, начиная с 5 класса. Разумеется, это должен быть уже изученный материал. Экзаменационные тесты содержат в обязательном порядке задания, посвящённые разделу «Орфография», уже изученному в 5 классе (приставки на з-с-; неизменяемые приставки), это задание 5 (орфографический анализ), задание 2 (синтаксический анализ – грамматическая основа предложения), задание 3 (пунктуационный анализ), а также задание 6 (анализ содержания текста) и задание 7 (анализ средств выразительности), задание 8 (лексический анализ: подбор синонимов к слову). На выполнение подобных заданий я уделяю время обычно в начале или реже в конце урока. Дети получают индивидуальные карточки или вывожу задание на экран с помощью мультимедийного проектора.
Слайд №6
В 6 классе изучается правописание приставок при-, пре-, одна и две НН в отымённых прилагательных. Эти задания ОГЭ отрабатываю в 5-6 классе, и в последующие годы лишь повторяем уже знакомый материал. В 6 классе мои учащиеся знакомятся со сборником «ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И. П. Цыбулько». 4 задание из этого сборника мы с ними решаем уже в 6 классе.
Слайд №7
Полноценную работу по подготовке к решению заданий ОГЭ позволяет комплексная работа с текстом. Эта форма открывает широкие возможности: не только научиться определять тему и идею приведенного в экзаменационной работе отрывка, но и отрабатывать вызывающие затруднения орфограммы и пунктограммы. Данный вид работы начинаю практиковать с 5 класса, продолжаю в 6-7 классе. Задания обычно беру из различных сборников, они не должны содержать ещё не изученный материал.
Слайд №8
Задание 4 (синтаксический анализ – словосочетание) начинаю в 8 классе после изучения темы «Виды подчинительной связи в словосочетании». Для этого выбираю подобные трудные варианты словосочетаний из КИМов разных лет и редакций, затем даю на проверочных и диагностических работах. К концу 8 класса все задания по сборнику КИМов практически изучены.
Слайд №9
Подготовка к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
В учебниках в небольшом количестве даны задания, позволяющие уже с 5 класса работать над сжатием текста. Например, в 5 классе – это тексты «Старый пень», «Аркаша Пластов», «Перо и чернильница», «Шоколадный торт», а в 6 классе – «В.И.Даль». При выполнении данных заданий дети учатся кратко пересказывать текст, понимать его основную мысль, выбирать наиболее значимые моменты, узнают о некоторых приёмах сжатия.
Слайд №10
В приложениях учебника для 5 и 6 классов есть памятка «Как готовиться к сжатому изложению». Первое время мы работаем по этой памятке. В 8-9 классах я знакомлю учащихся с критериями оценивания изложений. К этому времени у учащихся уже сформирован алгоритм работы над сжатием текста. В этих классах я уже не сам читаю текст изложения, а использую аудиозапись. В сильном классе аудиозапись можно пробовать с конца 7 класса. Вначале дети слушают текст три раза, постепенно перехожу на два раза. В старших классах на дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ при проверке черновиков изложения и сочинения я разрешаю учащимся пользоваться орфографическим словарём. Таким образом, выпускники совершенствуют навыки работы со словарями.
Слайд №11
Аналогично работу над сочинением-рассуждением целесообразно начинать также с 5 класса при изучении темы «Рассуждение». Вначале мы знакомимся со структурой текстов типа рассуждение. Учимся выдвигать тезисы, приводить аргументы к ним и делать выводы. К старшим классам данный навык обычно уже сформирован. А в 6 классе изучается тема «Ключевые слова», поэтому часто в текстах учебника я даю задание: найти ключевые слова. В 8 и 9 классах готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю речевые клише и предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Также довольно часто использую взаимопроверку с оцениванием учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Слайд №12
Во время работы над ошибками, допущенными в изложениях и сочинениях мы с 5 класса исправляем типичные речевые, грамматические и логические ошибки, встречающиеся и в ОГЭ.
Я выявил, что у моих учащихся из года в год во время сдачи ОГЭ по русскому языку присутствуют идентичные ошибки.
В тестовой части:
- анализ содержания текста (задание 6);
- анализ средств выразительности (задание 7);
- лексический анализ нормы русского языка (задание 8);
- пунктуационный анализ (задание 3).
В изложениях и сочинениях:
- сжатие исходного текста (в изложении);
- грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
- Наличие примеров-аргументов (в сочинении).
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
- Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ;
- Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ;
- Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (На сочинение остаётся мало времени, и нет достаточного времени на его проверку).
Опыт организации подготовки к ОГЭ показал, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Для этого на первом подготовительном уроке к экзамену, даю общие сведения по проведению ОГЭ и даю критерии оценивания. Критерии распечатываю каждому, чтобы в дальнейшем учащийся мог сам себя оценивать. Также использую приём взаимопроверки. Это помогает упорядочить подготовку. Замечу, важно дать понять выпускнику, что он при желании обязательно справится, правильно настроить его. Обычно посещаю родительское собрание, где родителям выпускников рассказываю о структуре и подготовке к экзамену и об уровне готовности каждого выпускника, чтобы работать в сотрудничестве.
Слайд №13
Кроме того, в кабинете русского языка оформлен стенд, содержащий следующие разделы:
- общую информацию, связанную с экзаменом, инструкции по выполнению работы.
- Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.
- Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.
- Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.
- Образцы заполнения бланков ответов.
- Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки.
Слайд №14
При подготовке к государственному экзамену в 9 классе предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, элективные курсы, индивидуальные консультации, кружковая работа. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. В 9 классе мне дают 1 час элективного курса. Обычно за год я провожу по 2 элективных курса: в первом полугодии - «Средства речевой выразительности», во 2 полугодии - «Подготовка к ОГЭ».
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Слайд №15
Активное использую ИКТ. Цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы, это помогает ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Интернет-тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях на различных сайтах по подготовке к ОГЭ. Самостоятельно составленные тесты на базе сайта "Решу ОГЭ" исключают возможность списывания. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.
Кроме того, я рекомендую учащимся заниматься подготовкой к ОГЭ по русскому языку на сайтах Рустьюторс и Незнайка.
Рекомендую учащимся в домашних условиях выполнять тестовые задания на официальных сайтах ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».
Разумеется, немаловажную роль играет организация самоподготовки к ОГЭ, которая начинается уже с 8 класса. В случае затруднений учащиеся всегда могут обратиться ко мне за помощью.
Огромную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в соответствии со всеми требованиями.
Кроме того, на каждого учащегося заводятся индивидуальные папки учащихся 9-х классов «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», по которым можно проследить прогресс учащегося. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года. Они содержат теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Помимо теории в папках находятся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребёнка.
Тесно работаю с классным руководителем и администрацией школы, довожу до их сведения результаты, успехи и неудачи выпускника.
Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что работа по подготовке к ОГЭ идёт систематически, что созданы комфортные условия для получения знаний, умений и навыков, что охвачены все структуры. Главным критерием целенаправленной систематической работы по подготовке к экзамену является результат сдачи ОГЭ.
Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.
Слайд №16
Итак, что же необходимо взять из готового, а что надо обновить? Как усилить деятельностную составляющую процесса обучения?
Следует отметить, что при подготовке к ОГЭ нельзя отступать от традиций. А именно: работа по учебнику, использование дополнительного материала (карточки, тренинги), сборники тестовых заданий. Усилить самостоятельную подготовку выпускников в сети интернет. Надо обновить структуру учебников по русскому языку, формулировки и содержание заданий, чтобы они хотя бы иногда соответствовали формату ОГЭ, а также увеличить количество часов, отводимых на изучение русского языка в 9 классе.
Слайд №17
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....
Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по Русскому языку
В папке собраны материалы из разных источников: интернет, сборники по подготовке к ЕГЭ, учебные пособия....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...
Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...