ИОМ обучающегося с ОВЗ
материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21» |
УТВЕРЖДЕН приказом от 31.08.2021г. №284 Директор МБОУ «СШ №21» __________Е.А. Л. | |
Ознакомлен(а)__________________/___________________________________________ подпись расшифровка подписи (ФИО родителя\законного представителя) |
Индивидуальный образовательный маршрут
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,
обусловленными ЗПР
ученика 5 класса
К
(Ф. И.)
Составители:
социальный педагог, классный руководитель
педагог-психолог
учитель-логопед
учитель-дефектолог
медицинский работник школы
учитель математики
учитель английского языка
учитель физической культуры
учитель ОБЖ
учитель ИЗО
учитель истории России, всеобщей истории, ОДНКНР
учитель родной литературы, родного русского языка
учитель технологии
учитель географии
Вельмакова Н.Н., учитель русского языка, литературы
учитель биологии
I. Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения составлен в соответствии:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования для детей с ОВЗ;
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ « СШ№21» (утверждена приказом от 31 августа № 284);
- Адаптированной общеобразовательной программой среднего общего образования обучающегося с задержкой психического развития, вариант 7.1, 7.2 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждена приказом от 31.08.2021 № 284).
Цель: создание системы комплексной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии, социальная адаптация.
Программно-методические условия психолого-педагогического сопровождения
- УМК: Ребёнок с ОВЗ обучается по адаптированной программе в соответствии с заключением тПМПК(от 26.08.2021 № 10259).
Обучение осуществляется с использованием УМК
Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык 5 класс в 2-х ч. М.: «Просвещение», 2021
Коррекционные программы:
- психологическая программа по адаптации пятиклассников к процессу школьного обучения, развитию эмоционально-регулятивной, мотивационной и коммуникативной сфер «Путешествие в Страну Понимания»;
- психологическая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивных (познавательных) процессов «Интенсивное развитие способностей».
3. Внеурочная деятельность:
- программа внеурочной деятельности Кружок «Моя безопасность» ;
- программа внеурочной деятельности Клуб «Истоки»;
- программа внеурочной деятельности «Здоровые привычки »;
- программа внеурочной деятельности «В мире математики» .
II. Содержание и формы психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Планируемые результаты |
Педагогическое сопровождение по предмету литература, русский язык: ответственный Вельмакова Н.Н., (учитель русского языка и литературы) | ||||
Диагностическое | 1. Проведение педагогической диагностики. 2. Выявление трудностей в обучении 3. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД). | Анкетирование, беседы, тестирование, По итогам проверочных, контрольных работ по русскому языку, литературе. Наблюдение. Тестирование, наблюдение | Сентябрь В течение года в соответствии с Мониторингом успешности освоения основной образовательной программы среднего общего образования ребёнком с ЗПР Апрель «Учимся учиться и действовать» | Заполнение карты наблюдения за результатами психолого-педагогического сопровождения (Приложение 1) Разработка плана мероприятий по устранению выявленных трудностей. Составление аналитической |
Коррекционно-развивающая работа | 1.Развитие универсальных 2. Преодоление затруднений в учебной деятельности 3. Формирование 4. Воспитание умения общаться, развитие 5.Совершенствование навыков саморегуляции Работа по предметам Русский язык Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Личные окончания глаголов Синтаксический разбор простого предложения Обучение изложению Литература Патриотический смысл стихотворения «Бородино». Обучение сочинению «Герасим – главный герой рассказа» | Индивидуальные развивающие занятия: включение в групповую, парную коллективную работу на уроках и во внеурочной деятельности индивидуальный подход в обучении на уроках , литературы, русского языка создание ситуаций успеха, исключение стрессовых ситуаций включение в групповую, парную работу на уроках и во внеурочной деятельности Индивидуальные развивающие занятия | Среда 14.20 – 15.00 в течение года Постоянно Постоянно Постоянно В течение года курсы внеурочной деятельности: «Моя безопасность» «В мире математики» «Здоровые привычки» «Истоки” Среда 14.20 – 15.00 в течение года | Преодоление трудностей обучения, формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом. Усвоение ребёнком учебного материала на базовом уровне по всем предметам обязательной части учебного плана. Сформированность коммуникативных УУД. Усвоение ребёнком учебного материала на базовом уровне по всем предметам обязательной части учебного плана. |
Консультативная | 1.Информирование родителей 2. Консультирование по вопросу наиболее эффективных способов развития и воспитания ребёнка с ОВЗ | Электронный дневник «ГИС Образование» Консультирование. Темы: 1. Щадящий режим дня для ребёнка с ЗПР. 2. «Как заинтересовать ребёнка?» (об особенностях развития мотивации учения у ребёнка с ЗПР) 3.Поможем подготовиться к ВПР”- памятка для родителей 4. «Приёмы, способствующие осмысленному чтению». | Постоянно Пятница 13.00 – 13.30 в течение года | Конструктивное сотрудничество учителя и родителей. |
Профилактическая, информационно - просветительская |
| Своевременное информирование родителей об успехах и неуспехах ребенка, оказание консультативной помощи, обеспечение на уроке условий успешного усвоения программ Заседания шПМПК | В течение года В течение года по итогам каждой четверти | Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребёнка |
III. Мониторинги динамики
психолого-педагогического сопровождения
III.1. Мониторинг динамики психологического развития обучающегося
Мероприятия | Инструментарий | Сроки | Ответственный |
Диагностика состояния школьной мотивации | Н.Г.Лусканова «Анкета для определения школьной мотивации» Методика «Определение мотивов учения» (М.Р.Гинзбург). | Сентябрь, декабрь, май | (педагог-психолог) |
Диагностика познавательных процессов (внимание, память) | Методика изучения устойчивости, распределения и переключения внимания Рисс, Пьерон – Рузера Корректурная проба Бурдона. А. Р. Лурия Методика изучения кратковременной и долговременной слуховой памяти. Методика «Запомни рисунки» на изучение кратковременной и долговременной зрительной памяти. | Сентябрь, декабрь, май | (педагог-психолог) |
Диагностика интеллектуальных особенностей развития | Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина Матрицы Дж. Равена (цветной вариант) Методика Векслера | Сентябрь, май | (педагог-психолог) |
Изучение самооценки личностных качеств | Проективная методика «Лесенка» | Сентябрь, декабрь, май | (педагог-психолог) |
Диагностика эмоционального самочувствия | Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись», Г. А. Карпова «Эмоциональное самочувствие ребенка в классном коллективе» | Сентябрь, декабрь, май | (педагог-психолог) |
III.2. Мониторинг успешности в освоении основной образовательной программы среднего общего и образования
Предмет | Цель и конкретные задачи на период | Сроки | Ответственный (учитель) |
Литература | Состояние навыка чтения, его соответствие программным требованиям | Декабрь, май | |
Родная литература | |||
Математика | Уровень актуального развития | Сентябрь, апрель | |
Русский язык | Диагностика усвоения базовой части программного материала | Май | |
Родной русский язык | |||
История | Диагностика усвоения базовой части программного материала | Май | |
Технология | |||
ОБЖ | Диагностика состояния метапредметных УУД | Апрель | |
Биология | Диагностика усвоения базовой части программного материала | Декабрь, май | |
Физическая культура | |||
География | |||
Английский язык | |||
ИЗО |
IV. Планируемые результаты психолого-педагогического сопровождения
В ходе психолого-педагогического сопровождения ребёнка на ступени среднего общего образования Школой должно обеспечиваться:
- освоение ребёнком с ОВЗ доступной для него и рекомендованной территориальной психолого-медико-педагогической комиссией образовательной программы начального образования;
- совершенствование социальной компетентности, навыков общения с окружающими;
- личностное развитие ребёнка с ОВЗ;
- интеграция в социуме.
Универсальные компетенции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации сопроводительных мероприятий:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учётом возможностей своего здоровья;
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации сопроводительных мероприятий:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельностидля достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укрепления личного здоровья.
Метапредметные результаты ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации сопроводительных мероприятий:
- обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учётом индивидуальных возможностей;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого ребёнка по их достижению;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Председатель шПМПк
МБОУ «СШ №21»
роспись
Педагог-психолог
роспись
Классный руководитель
роспись
Медицинский работник школы
роспись
Приложения
Приложение 1
Карта наблюдения за результатами сопровождения ребёнка с ОВЗ
Ф. И. ребёнка класс
Психолог | Педагог | Занятость во внеурочной деятельности | Занятость в системе доп. образования | Пропуски уроков по болезни | |
результативность | |||||
I четверть | |||||
II четверть | |||||
III четверть | |||||
IV четверть |
Приложение 2
Карта динамического наблюдения педагога-психолога за развитием обучающегося с ОВЗ
в области познавательной, эмоционально-волевой, социально-личностной сферах
Ф. И. ребёнка К 5 класс
Параметр исследования | Характеристика параметра | 2021- 2022 учебный год | ||
Начало года | Конец I-го полугодия | Конец года | ||
Познавательная сфера | ||||
Внимание | Объём | |||
Устойчивость | ||||
Концентрация | ||||
Переключение | ||||
Память | Слуховая кратковременная | |||
Слуховая долговременная | ||||
Зрительная | ||||
Мышление | Анализ и синтез | |||
Обобщение | ||||
Сравнение | ||||
Классификация | ||||
Установление причинно-следственных связей | ||||
Эмоционально-волевая сфера | ||||
Мотивация | Уровень мотивации с указанием преобладающего вида мотива | |||
Эмоциональная уравновешенность | Уровень стабильности | |||
Тревожность | Уровень тревожности | |||
Социально-личностная сфера | ||||
Самооценка | Уровень самооценки, её адекватность | |||
Произвольная регуляция поведения | Уровень сформированности | |||
Коммуникативность | Уровень сформированности | |||
Особенности поведения | В коллективе сверстников | |||
С педагогами | ||||
Соблюдение и принятие правил поведения в школе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся
Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...
статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"
Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)
Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...