Тексты изложений по русскому языку для 9 класса
картотека по русскому языку (9 класс)

Гучигова Наталья Алексеевна

Тексты реальных изложений по русскому языку для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст №1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

Текст №2

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

Текст №3

Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом. Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально. Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.

Текст №4

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий. Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

Текст № 5

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

Текст № 6

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить

внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек

или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано

приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится

плоской и сухой. (По Ю.Нагибину)

Текст № 7

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад,

перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением

быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно

было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время –

цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые

встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В

силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает

избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой

плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в

кафе, в читальном зале библиотеки. Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту. (По Н.Крыщуку)

Текст № 8

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только

тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор

всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить

отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих

жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина

второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек,

как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных

интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его

нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить:

успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не

всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто

знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает

намеченных целей. (По А. Москвину)

Текст № 9

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет,

конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и

трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве

человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и

остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим

открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный

человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире.

Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями,

отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и

понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность

человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к

развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ

времени и человека, но и передать его потомкам. (По Ю. Бондареву)

Текст № 10

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в

мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные

ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной

ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от

ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не

радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей

юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый,

лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные

участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать

Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время. (По Ю. Бондареву)

Текст № 11

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к

сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу.

Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается «булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть.

Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет.

Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели

ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное,

кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то

просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

(По М.Литваку)

Текст № 12

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-

герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них

«будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в

лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с

ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и

благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать

должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и

вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание

мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки,сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (По В.М. Пескову)

Текст № 13

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях:

«Да не может быть! – воскликнул человек. – я ничего хорошего для него не сделал...». Вот

он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо

полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе

нравственности.

Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги,

то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть

если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя

по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и

знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать

наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в

жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Текст № 14

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени.

Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются

вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур.

Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют

своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой

настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные

ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям

жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут

разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё

равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство– отличительная черта

настоящей дружбы. (Из Интернета)

Текст № 15

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он

драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут

прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени

ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова,

что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые

яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография

человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков,

определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот

характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая

черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий

его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Текст № 16

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков,

педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало

понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы

неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой

постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем

собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А

главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в

трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить

жизненные ситуации.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос,

основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Текст № 17

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы

взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и

глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит

нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою

радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы,

вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем

маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не

была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится

равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о

маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов.

К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых лов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Текст № 18

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть

связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем

сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого

внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как

телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и

незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с

которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем

положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к

окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно

выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и

поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать

полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Текст № 19

Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое,

как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы

между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей

в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится?

Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о

взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со

сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто

показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно,

кто готов его понять.

Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое

раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь

непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда

больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное

право на всё то, что составляет наш мир.

Текст № 20

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его

значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное

наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов,

художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в

кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и

сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность

общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем

памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства,

характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные

минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся

источником духовной силы и мужества. (По Г.И.Беленькому)

Текст № 21

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в

сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом немецким фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала

второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше

становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу

литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов,

созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам - живым, но главным образом, погибшим. (По В. Быкову)

Текст № 22

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение

вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь

большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв

души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое

достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы

уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие,

сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от

пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель

жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,

которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое,

обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. (По Д.С. Лихачёву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к изложению по русскому языку (2 класс). "Белочка и зайчик"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Тексты изложений по русскому языку для подготовки к ОГЭ ( по сборнику Цыбулько)

9 текстов для написания сжатого изложения при подготовке к ОГЭ в 9 классе...

Тексты диктантов по русскому языку. 5 класс VIII вид

Сборник диктантов по русскому языку  для 5 класса VIII вида....

Тексты диктантов по русскому языку. 8 класс VIII вид

Тексты диктантов по русскому языку для 8 класса VIII вида...

Текст тренировочного изложения по русскому языку 9 класс для учащихся с ОВЗ.

текст  для подготовки учащихся С ОВЗ 9 класса VII  вида к экзамену по русскому языку....

Диктанты и изложения по русскому языку. 5 класс

Данное пособие полностью соответствует государственному образовательному стандарту (второе поколение)....

Тексты изложений ОГЭ русский язык 9 класс

Тексты изложений для ОГЭ русский язык 9 класс...