Методическая разработка. Подготовка к ОГЭ, 9 класс. Синтаксис и пунктуация.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Методическая разработка. Подготовка к ОГЭ, 9 класс. Синтаксис и пунктуация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_noyab.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Представьте, что вы учитель русского языка. Подготовьте материал для проверочной контрольной работы по теме «Односоставные предложения»: составьте 4 предложения, среди которых будут определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное.

Запишите предложение, вставив на месте цифр знаки препинания. Объясните письменно их постановку. 

Ни музы (1) ни труды (2) ни радости досуга (3) ничто не заменит единственного друга. (А. Пушкин)

Запишите предложение, вставив на месте цифр знаки препинания. Объясните письменно их постановку. 

Ни музы (1) ни труды (2) ни радости досуга (3) ничто не заменит единственного друга. (А. Пушкин)

Запишите предложение, вставив на месте цифр знаки препинания. Объясните письменно их постановку. 

Ни музы (1) ни труды (2) ни радости досуга (3) ничто не заменит единственного друга. (А. Пушкин)

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Исправьте её и запишите исправленное предложение.

 

Мне, одинокому мальчугану, было невесело в такой обстановке.

За монастырём начиналась роща, взбиравшаяся по косогорью, и, окружавшая своими дубками, усадьбу.

Поля тянулись до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова.

До изобретения бумаги древние греки, как вам известно, писали на тонких свинцовых пластинках.

Ломая сухие ветки, лестница накренилась и, подминая цветы, с грохотом упала.

 

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Исправьте её и запишите исправленное предложение

Мне, одинокому мальчугану, было невесело в такой обстановке.

За монастырём начиналась роща, взбиравшаяся по косогорью, и, окружавшая своими дубками, усадьбу.

Поля тянулись до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова.

До изобретения бумаги древние греки, как вам известно, писали на тонких свинцовых пластинках.

Ломая сухие ветки, лестница накренилась и, подминая цветы, с грохотом упала.

Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Сделанная Пушкиным в дневнике (1) запись (2) свидетельствует о его знакомстве с Бутурлиным – автором книги (3) рассказывающей о военных походах.

Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Сделанная Пушкиным в дневнике (1) запись (2) свидетельствует о его знакомстве с Бутурлиным – автором книги (3) рассказывающей о военных походах.

 

Прочитайте текст. Выполните задания.

1. Из предложений 4–7 выпишите синонимическую пару (синонимы).

2. Среди предложений 1–7 укажите номер предложения, связанного с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и форм слова.

3. Среди предложений 5–10 укажите предложения с вводными  конструкциями.

4. Среди предложений 1–7 найдите сложное бессоюзное предложение.  

1. «Святое море», «святое озеро», «святая вода» – так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой.

2. Как и с чем, действительно, можно сравнить его красоту?
3. Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. 4. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав.

5. И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. 6. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. 7. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

8. Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием
и размерами – в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно – он же, напротив, возвышает его. 9. Редкое чувство приподнятости
и одухотворенности испытываешь на Байкале. 10. Нигде больше не будет
у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой
и проникновения в неё.

11. Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. 12. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота – непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нём и вокруг него – неиспорченной.

13. Это прежде всего необходимо нам.

Запишите предложение, вставив на месте цифр знаки препинания. Объясните письменно их постановку. 

Здесь всё (1) и здания (2) и зелень (3) воспринимал особо я.

Найдите и исправьте ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант. 

Собираясь в гости, нам было весело.

Прочитайте предложения. Найдите и выпишите тропы.

 

Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и вдруг, как в сказке, неожиданно встаёт перед тобой светлая поляна, вся в цветах, и улыбается с неба ласковое солнце.

Эпитеты:

 

 

Олицетворения: ____________________________________________________

Сравнение: ________________________________________________________

 

 

Прочитайте текст. Выполните задания.

1. Из предложений 4–7 выпишите синонимическую пару (синонимы).

2. Среди предложений 1–7 укажите номер предложения, связанного с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и форм слова.

3. Среди предложений 5–10 укажите предложения с вводными  конструкциями.

4. Среди предложений 1–7 найдите сложное бессоюзное предложение. 

 

1. «Святое море», «святое озеро», «святая вода» – так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой.

2. Как и с чем, действительно, можно сравнить его красоту?
3. Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. 4. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав.

5. И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. 6. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. 7. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

8. Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием
и размерами – в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно – он же, напротив, возвышает его. 9. Редкое чувство приподнятости
и одухотворенности испытываешь на Байкале. 10. Нигде больше не будет
у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой
и проникновения в неё.

11. Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. 12. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота – непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нём и вокруг него – неиспорченной.

13. Это прежде всего необходимо нам.

Запишите предложение, вставив на месте цифр знаки препинания. Объясните письменно их постановку. 

Здесь всё (1) и здания (2) и зелень (3) воспринимал особо я.

Найдите и исправьте ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант. 

Собираясь в гости, нам было весело.

Прочитайте предложения. Найдите и выпишите тропы. 

Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и вдруг, как в сказке, неожиданно встаёт перед тобой светлая поляна, вся в цветах, и улыбается с неба ласковое солнце.

Эпитеты:

 

 

Олицетворения: ____________________________________________________

Сравнение: ________________________________________________________

 

Представьте, что вы учитель русского языка. На примере любого из одиннадцати глаголов-исключений второго спряжения объясните ученику, который затрудняется в понимании темы, как определить спряжение глагола и гласную в его безударном личном окончании.

 

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? Запишите это слово.

 

пугать --- . . .  --- испуганный --- испуганно

 

Установите соответствие между примером и изобразительно-выразительным средством: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

Пример

Изобразительно-выразительное средство

I

Девичьи лица ярче роз.
(А. Пушкин)

1. Эпитет

II

Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона. (В. Шукшин)

2. Инверсия

III

Поляны снежные под изморозью звёзд. (М. Волошин)

3. Парцелляция

IV

В синем море волны хлещут. /
В синем небе звёзды блещут.
(А. Пушкин)

4. Аллитерация

V

Бузина цельный сад залила! / Бузина зелена, зелена!
(М. Цветаева)

5. Гипербола

VI

Шаровары шириною в Чёрное море (Н. Гоголь)

6. Синтаксический параллелизм

VII

Рубиновая полоса заката

7. Сравнение

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Попадались и речки с обрытыми берегами (1) и крошечные пруды с худыми плотинами (2) и деревеньки с низкими избёнками под тёмными (3) часто до половины размётанными (4) крышами (5) и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста (6) стенами (7) и зевающими воротищами возле опустелых гумен. (И. Тургенев)

Найдите все предложения с составным именным сказуемым. Укажите их номера.

 

1) Мы будем вместе собирать марки.

2) Это было прекрасно!

3) Она хотела написать письмо сестре.

4)    Мой дедушка был хорошим инженером.

Найдите предложение, в котором нужно поставить две запятые. Запишите номер этого предложения. Объясните письменно причину постановки запятых.

1) У него были отличные отметки как по русскому языку так и по математике.

2) Стемнело и все родственники и друзья именинника разошлись.

3) Начальное лето или перволетье начинается с зацветания шиповника коричного.

4) Он был знатоком и классики и джаза.

 

В каком предложении следует поставить запятую перед союзом И в сложном предложении? (Знаки препинания не расставлены). Выпишите это предложение, расставив знаки препинания.

 

Туман разливался молоком в воздухе и застилал отдалённые леса.

Сияющая дорога и чёрный лес и невидимая во тьме река вызывают неописуемый восторг.

Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким.

В День города состоится концерт и пройдёт праздничный салют.

Он человек мудрый и не любит давать советы.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Стрелы (1) пущенные в него мужчинами (2) упали (3) жалкие (4) обратно на землю.

(М. Горький)

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"

Конспект урока составлен по учебнику 5 класса  "Русский язык" Ладыженской.Урок сопровождается презентацией....

Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся  с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация. Повторение пройденного материала».

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация.Повторение пройденного материала»....

Урок в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка в 5 классе...

урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация» (повторение).

Урок по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе позволяет систематизировать знания  учащихся посредством игры, развивать логическое мышление путем подбора аргументов....

Методическая разработка "Подготовка учащихся 5 класса к ВПР"

В работе раскрыты некоторые приемы работы на уроках, используемые мною, которые помогают готовить пятиклассников к Всероссийской проверочной работе....