Преемственность начального и среднего звена
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Виды разборов. 5 класс.
1. Обозначение и объяснение орфограмм
•Данный термин этот пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
•Это ошибкоопасное место в слове.
•Обозначить и объяснить орфограмму – значит дать ответ на 3 вопроса:
- «что?», «где?» и «почему?»
- орфограмма-буква,
- орфограмма-пробел,
- орфограмма-дефис
Фонетический разбор слова
(на начало 5 класса)
В 18 веке А.П. Сумароков писал:
«Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил».
Уважаемые коллеги,
мы вместе сделаем всё, чтобы наши дети хорошо усваивали эти самые «грамматические свойства и правила», учились с удовольствием и становились грамотными, умными и самодостаточными людьми.
Это наш с вами путь!
И мы с него не свернем!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей-предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.
Проблемы, связанные с переходом учащихся из начального звена в среднее
Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются пробелы в знаниях.
Причины возникновения проблемы: - неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; - недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; - несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; - неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста; неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста; - скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе ; рассогласованность в сложности содержания образовательных программ ; неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; неспособность учеников адаптироваться к новым требованиям учителей русского языка, знающих и понимающих, что в 5 и 6 классах закладываются основы функциональной грамотности учащихся
Главная задача учителей начальной школы Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации и умения трудиться, без которых невозможны дальнейшее успешное обучение в средней школе и адаптация к новым условиям и новым программам (естественно, усложненным по сравнению с 1-4 классами), а также к новым требованиям в соответствии с ФГОС.
Суть преемственности в обучении – в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности прохождения материала, в согласованности ступеней и этапов учебной работы .
Положение о едином орфографическом режиме Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». О письменных работах обучающихся при получении начального общего образования Ведение тетрадей по русскому языку и математике обучающимися начальной школы с 1 по 4 класс является обязательным. Для выполнения обучающимися всех видов работ необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого ребенка: математика и русский язык: тетради для текущих работ (2 шт.), тетрадь для контрольных работ, тетрадь для творческих работ, так как изложение и сочинение относятся к работам творческого характера. Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Периодичность и сроки проверки тетрадей В начальной школе тетради проверяются каждый день у всех обучающихся, включая домашние и классные работы . Контрольные и творческие работы проверяются к следующему уроку. Изложения проверяются через 2-3 дня после проведения, сочинения – через неделю. в 5 классе и в первом полугодии 6 класса - после каждого урока у всех учеников ; во втором полугодии 6 класса и в 7-9 классах после каждого урока тетради проверяются только у низкомотивированных учащихся, а у остальных - наиболее значимые по своей важности работы, но с таким расчетом, чтобы не реже одного раза в неделю проверялись тетради всех учащихся (по геометрии в 8-9 классах - 1 раз в две недели);
5Б, апрель 2020 (русский язык)
6Б, сентябрь 2020 (русский язык)
Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах : - принцип преемственности (от дошкольного образования до обучения в средней школе) ; - принцип творчества; -принцип дифференциации и индивидуализации обучения; - принцип деятельности; - принцип целостного представления о мире; - принцип психологической комфортности; принцип вариативности . Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Орфографический режим с образцами разборов по русскому языку (УМК «Школа России», начальная школа)
Виды разборов. 5 класс. 1. Обозначение и объяснение орфограмм Данный термин этот пришел в русский язык из Древней Греции – « orphos » (правильно) и « gramma » (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или « правильное написание ». Это ошибкоопасное место в слове. Обозначить и объяснить орфограмму – значит дать ответ на 3 вопроса : - «что?», «где?» и «почему?» - орфограмма-буква , - орфограмма-пробел , - орфограмма-дефис
Фонетический разбор слова (на начало 5 класса) [ па j ’э’ c ’т’] – 2 слога [п] – согл ., глух., парн ., тверд., парн . ( сокращения допустимы ) [а] – гласн ., безуд . [ j ’] – согл ., звонкий, непарн ., мягк ., непарн . [э] – гласный, ударный [с’] – согл ., глух., парн ., мягк ., парн . [т’] – согл ., глух., парн ., мягк ., парн . 6 зв . Поесть – 6 букв. Буква «е» после гласной обозначает 2 звука: [ j ’э]; мягкий знак звука не обозначает . ------------------------------------------- [ п’ит ’ j ’у’] – 2 слога [п’] – согл ., глух., парн ., мягк ., парн . [и] – гласн ., безуд . [т’] – согл ., глух., парн ., мягк ., парн . [ j ’] – согл ., звонкий, непарн ., мягк ., непарн . [у] – гласный, ударный 5 зв . Пятью – 5 букв. Буква «я» после согл . обозначает 1 звук, «ь» звука не обозначает, буква «ю» после разделительного «ь» обозначает 2 звука: : [ j ’у].
Морфологический разбор Имя существительное ( план разбора начальной школы) 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 2. Начальная форма. 3. Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное. 4 . Род . Склонение. 5 . Падеж . Число. 6 . Роль в предложении. N . B . Разбор не структурирован в соответствии с требованиями 5 класса, которые предъявляются учащимся еще задолго до внедрения ФГОС . План морфологического разбора имени существительного (5-11 классы) . 1. Общее грамматическое значение 2. Начальная форма 3. Постоянные признаки: - собственное или нарицательное - одушевленное или неодушевленное - род - склонение 4. Непостоянные морфологические признаки: - число - падеж 5. Синтаксическая функция (каким членом предложения является)
Образец морфологического разбора имени существительного (5 класс) Звёзды небо усеяли чистое… (А.К. Толстой) 1. Небо – имя существ., т.к. обозначает предмет. 2. Начальная форма (можно Н.ф .) – небо 3. Постоянные признаки (можно Пост.п .): нариц ., неодуш ., среднего рода, 2 скл . 4. Непостоянные признаки (можно Непост.п .): употреблено в форме ед. ч., Вин. п. 5. В предложении является дополнением Лучше: усеяли (что?) небо (дополнение). (В начальной школе не указывают, каким конкретно членом предложения является, а отмечают «вт. чл.») ---------------------------------------------- В 5 классе морфологический разбор всех самостоятельных/знаменательных частей речи (кроме наречия) будет иметь 5-частную структуру : 1) часть речи и грамматическое значение; 2) начальная форма; 3) постоянные признаки; 4) непостоянные признаки; 5) синтаксическая функция/роль в предложении
В учебниках В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого очень много хороших прозаических текстов Чарушина , Паустовского, Скребицкого , Бианки, Пришвина, Мамина-Сибиряка, Белова , Соколова-Микитова, Сладкова; поэтических текстов Пушкина, Тютчева, Есенина, Бунина, Набокова, Сурикова, Аксакова, Солоухина… Замечательны задания для осмысления, анализа: «определите тему», «сформулируйте основную мысль» … Именно с таких заданий начинается работа с текстом в 5 классе и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Научиться определять и формулировать основную мысль – значит определять замысел автора, то есть то, ради чего и создан текст . Этот вид заданий входит во все тренировочные и итоговые варианты ВПР уже в 5 классе. Только делать это надо обязательно письменно, ибо мысль оттачивается в слове. Как говорится, она всегда на кончике пера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность начального и среднего звена. Адаптация пятиклассников в основной школе.
Школа в помощи родителям....
Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе.
В данной презентации выявлены проблемы, с которыми сталкиваются в 5 кл, и предоставлены пути реализации данных проблем....
Средства обеспечения преемственности начального и среднего звена
Как обеспечить преемственность между начальным и средним звеном....
презентация по теме "Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе"
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние год...
Воспитательная работа в 5 «А» классе. Преемственность начального и среднего звена.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем начальной школы создавали и хранили на протяжении четырех лет.Вдумчивые педагоги, понимая значимость...
Преемственность начального и среднего звена в системе образования.
Переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учеб...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...