Обобщающий урок по русскому языку "Однородные члены предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Обобщающий урок по русскому языку "Однородные члены предложения" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по русскому языку "Однородные члены предложения" 8 класс | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: повторить и систематизировать теоретические сведения об однородных членах предложения; закрепить практические навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обобщающим словом при однородных членах; узнать об изобразительно-выразительной роли однородных членов в предложении.
Задание №1 Дерев янн ый сруб, дерево срубл ен о, свар енн ый борщ, письмо написа н о, лед ян ой дом, стар инн ая усадьба, серебр ян ый кубок, краш ен ый пол, некраш ен ые стены, постро енн ое жилище, спрята н ы в доме, реш енн ая задача, задача реш ен а, равн инн ая местность, выдума нн ая история, груж ён ый вагон, земл ян ой вал, суш ён ые грибы, суш енн ые в печи грибы.
Повторение теоретического материала об однородных членах Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены относятся к одному и тому же слову в предложении. Однородные члены равноправны и соединены сочинительной связью, имеют интонацию перечисления. Как правило, однородные члены предложения выражены словами одной и той же части речи. Однородные члены являются одним и тем же членом предложения. Повторяющиеся слова не являются однородными членами. В предложении может быть один или несколько рядов однородных членов. Однородные члены могут быть распространённые и нераспространённые.
Задание №2 1. Простим горячке юных лет и юный жар , и юный бред. 2. Плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики. 3. Мал золотник , да дорог. 4. Ветер то глухо завывал , то свистал порывисто. 5. У Сибири есть много особенностей как в природе , так и в людских нравах. 6. У партизан были не только винтовки , но и пулемёты. 7. Бегущая минута незаметно рождает миру подвиг или стих. 8. В осаждённом Ленинграде читали на батареях и на вмерзших в лёд кораблях , в холодных квартирах и библиотеках. 9. Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан , и её золотистые косы , и холщовый её сарафан.
Задание №3 1. Близ пристани виднелись четыре великолепных судна : парусник , французский крейсер , королевский истребитель и моторная лодочка. 2. По-разному : в стихах или в прозе – люди пишут о своей любви к морю. 3. Море , чайки , мелодичные напевы и лёгкий бриз – всё напоминает о моём путешествии в Венецию на корабле. 4. И постепенно в состав флотилии ввели новые суда , а именно : «Аравию» , «Восток» и «Палладу».
Однородные определения Неоднородные определения Характеризуют предмет по одному признаку. Каждое из определений относится к определяемому слову. Они соединены сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией. Между ними допускается вставка союза «и». Характеризуют предмет по разным признакам. Одно из определений относится к словосочетанию. Между ними нет сочинительной связи и нет перечислительной интонации. Между ними не допускается вставка союза «и».
Задание №4 Однородные определения Неоднородные определения 1) шерстяные , шёлковые , льняные ткани; 2) заурядною , нехитрою мебелью; 6) дубовые , пихтовые леса. 3) длинный товарный поезд; 4) могучая океанская дорога; 5) красивый журнальный столик.
Задание №5 А.С. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе , и в Кишиневе , и в Псковской губернии. Мы потерялись в чащах осин и берёз и дышали прелым запахом травы. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив , певуч , выразителен , гибок , послушен , ловок и вместителен. Крупные капли дождя шлепали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю. По вечерам мы собирались за столом и читали вслух книги и журналы. По дорогам тянулись обозы с яблоками и капустой и грузовики с зерном.
Задание №6 А. Я поднялся на крыльцо и вошел в тускло освещенное помещение. Б. Туман тотчас пришел в движение , и показался противоположный берег. В. Он видел только низкое октябрьское небо и верхушку рябины , густо усыпанную крупными гроздьями. Г. Большая часть окон была закрыта выгоревшими газетами , и только на некоторых из них висели занавески.
Из какого произведения данный отрывок? - Да как вы осмелились распечатать письмо такой уполномоченной особы? - В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа! - Что же он, по-вашему, такое? - Ни сё ни то: чёрт знает что такое!
Задание №7 Ни днём ни ночью шхуна «Восток» не прерывала своего длительного перехода. В посвежевшем морском воздухе ни с того ни с сего начали вырастать тяжёлые пряди тумана. Невзрачный баркас назывался ни много ни мало «Адмирал Ушаков». Капитан теперь мог оглядеть нового юнгу, у которого на берегу не осталось ни кола ни двора.
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: Никто: ни родители, ни друзья, ни учителя – не ответил на мои вопросы. В конце декабря потеплело, и в новогоднюю ночь шёл дождь. Река совсем обмелела и стала несудоходной. Как животным так и растениям нужно правильное питание.
Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег.
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно.
Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
Все было просто: пол дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый, Нигде ни пятнышка чернил.
Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский лик его прекрасен.
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон...
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
Снег зашевелился, ожил, заструился, широко потёк.
Тёмные, душные, скучные комнаты.
Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши.
Под надзором Савельича на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.
Изобразительно-выразительная роль предложений с однородными членами 1. Яркое средство словесной наглядности. 2. Стилистические фигуры речи: а) многосоюзие, бессоюзие; б) парное соединение однородных членов; в) градация. 3. Средство создания комического.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами 1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты, но и журналы). 5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).
Задание №8 НЕПРАВИЛЬНО А.С. Пушкин заинтересовался и изобразил Пугачева в своей повести. Гринев был смел, благороден и честный. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. Меня не только интересуют повести, но и стихи. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
Подведение итога урока На следующем уроке мне необходимо закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях: с союзами при однородных членах; с однородными и неоднородными определениями; с обобщающим словом при однородных членах; в предложениях с несколькими рядами однородных членов. Закончите фразу « Оказывается, что …»
Домашнее задание Составить лингвистический рассказ по теме «Однородные члены предложения». Найти в художественном произведении (на выбор) и выписать предложения с однородными членами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего урока по русскому языку в 7 классе на тему "Союз"
На уроке рассмотрены трудные случаи написания союзов и омонимичных частей речи...
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Причастие".
Данный урок содержит материал по повторению и обобщению основных понятий о причастии. Важными элементами урока является характеристика причастия по плану, что вырабатывает у учащихся...
Обобщающий урок по русскому языку в 8 классе по теме "Простое предложение"
Урок по теме: «Синтаксический разбор простого предложения»Цели: повторить основные способы связи слов в словосочетании и предложении;формировать умение производить синтаксический разбор простого...
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Имя прилагательное"
Данный урок разработан с целью обобщения и закреплеия полученных знаний по теме "Имя прилагательное"...
Методическая разработка конспекта обобщающего урока по русскому языку в 9 классе "Сложные бессоюзные предложения"
Урок для закрепления и обобщения пройденного материала. В конспекте содержится проверочня работа....
Конспект повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе. Тема:"Обособленные второстепенные члены предложения".
Конспект урока можно использовать для повторения и обобщения знаний и умений по теме: "Обособленные второстепенные члены предложения", а также для углубления знаний и осмвысления более сложного ...
Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе по теме «Наречие».
Урок обобщения знаний по изученному материалу....