Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа "Занимательный рсский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnyy_rya.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя школа» Утверждаю: Директор МБОУ «Разъезженская СШ» _____________Артёмова И. Н. Приказ №01-08-198 от 31.08.2021г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 5 класса Составитель: Череповская Майя Анатольевна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории с. Разъезжее, 2021 год Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла (протокол №1 от 30.08.2021г.) Пояснительная записка | |
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» на уровне основного общего образования составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Разъезженская СОШ» (с изменениями и дополнениями, утверждёнными Приказом директора МБОУ «Разъезженская СШ» от 28.05.2021г. № 01- 08-146);
-Положения о рабочей программе МБОУ «Разъезженская СШ»;
-Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год МБОУ «Разъезженская СШ», утвержденного от 31. 08 2021 года № 01-08-198;
-Учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ «Разъезженская СШ», утвержденного от 31. 08 2021 года № 01-08-198.
Цель курса:
- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру.
Задачи:
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, справочной литературой, словарями, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся.
Концепция, заложенная в содержание внеурочной деятельности по русскому языку
включает два направления:
1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;
2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.
Данная программа внеурочной деятельности дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких обучающихся, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» рассчитана на 70 ч. (2 часа в неделю).
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы
Организационное занятие. (1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Раздел 1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (14 ч)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Что такое фонография или звукозапись. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Фонетические закономерности. Фонетическая транскрипция. Игры со звуками. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Дети знакомятся с понятиями «фонография» и «звукозапись», с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией, с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха.
Раздел 2
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (14ч.).
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Способы словобразования. Трудности морфемики. Морфемный разбор. Практикум. Игры, загадки, анаграммы. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, анаграммы. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы (по желанию): печатные издания, интернет.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (10ч.)
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Секреты орфографии. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Трудные вопросы пунктуации. Не пером пишут – умом. Тайны письма. Творческая работа. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем. Обучающиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч)
На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. Тайна лексического значения. Синонимы. Антонимы. Явление омонимии. Русские иностранцы. Заимствованные слова. О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произведениях.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, фразеологическим оборотам, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (12ч)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Универсальные заменители. Изучаем местоимение. Имя числительное. Из истории части речи. Народные загадки с числительными. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится.
Развивая кругозор и интеллект, обучающиеся получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных
Раздел 6
Речевой этикет.(6 ч)
Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Этикетные слова. Практикум по культуре речи.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Итоговое занятие. (3ч)
Вопросы для любознательных. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
Формы и виды проведения занятий.
Формы:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Виды деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.
№ урока п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (14 ч) | |||
2 | Фонетика. Основные законы фонетики. | 1 | |
3 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 1 | |
4 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1 | |
5 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | |
6 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 | |
7 | Какова роль интонации в устной речи. | 1 | |
8 | Выразительность русской речи. | 1 | |
9 | Фонетические закономерности. | 1 | |
10 | Фонетическая транскрипция. | 1 | |
11 | Поиграем со звуками. | 1 | |
12 | Метаграммы. | 1 | |
13 | Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов». | 1 | |
14 | Решение фонетических задач. | 1 | |
15 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». | 1 | |
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (14 ч). | |||
16 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | |
17 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 1 | |
18 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 | |
19 | Способы словообразования. | 1 | |
20 | Понятие морфемы. Интересные случаи в морфемике. | 1 | |
21 | Трудности морфемики. Морфемный разбор. Практикум. | 1 | |
22 | Игры по морфемике и словообразованию. | 1 | |
23 | Загадки русского словообразования. | 1 | |
24 | Анаграммы. | 1 | |
25 | Этимология слов. | 1 | |
26 | Работа со словарями. | 1 | |
27 | Поиграем в слова. | 1 | |
28 | Сказочные превращения. | 1 | |
29 | Презентация творческой работы | 1 | |
Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (10ч.) | |||
30 | Зачем нужно знать алфавит. | 1 | |
31 | В чём секрет правописания морфем. | 1 | |
32 | Секреты орфографии. | 1 | |
33 | Что такое пунктуация. | 1 | |
34 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. | 1 | |
35 | Трудные вопросы пунктуации. | 1 | |
36 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | |
37 | Где работают знаки препинания? (Казнить нельзя помиловать). | 1 | |
38 | Создаем сказку о знаках препинания. | 1 | |
39 | Презентация творческой работы. | 1 | |
Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (10 ч.) | |||
40 | На какие группы делится словарный состав русского языка. | 1 | |
41 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | |
42 | В мире слов, или что такое лексика? | 1 | |
43 | Тайна лексического значения. | 1 | |
44 | Синонимы. | 1 | |
45 | Антонимы. | 1 | |
46 | Явление омонимии. | 1 | |
47 | Русские иностранцы. Заимствованные слова. | 1 | |
48 | Как рождаются фразеологизмы | 1 | |
49 | Практическое занятие. Лексический бой. | 1 | |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (12ч) | |||
50 | В царстве частей речи. | 1 | |
51 | Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. | 1 | |
52 | Что делает падеж? | 1 | |
53 | В чём секрет глагола и его форм. | 1 | |
54 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | |
55 | Универсальные заменители. Изучаем местоимение. | 1 | |
56 | Имя числительное. Из истории части речи. | 1 | |
57 | Народные загадки с числительными. | 1 | |
58 | Филологические задачи и кроссворды. | 1 | |
59 | Загадки-шутки, шуточные вопросы. | 1 | |
60 | Какими бывают предложения. | 1 | |
61 | Грамматике учиться всегда пригодится. | 1 | |
Речевой этикет.(6 ч) | |||
62 | Правила речевого этикета. | 1 | |
63 | Формулы речевого этикета. | 1 | |
64 | Как научиться быть вежливым? | 1 | |
65 | Этикетные слова. | 1 | |
66 | Слова паразиты. | 1 | |
67 | Практикум по культуре речи. | 1 | |
Итоговые занятия. (3ч) | |||
68 | Вопросы для любознательных | 1 | |
69 | Аукцион знаний. | 1 | |
70 | Итоговая викторина «Что кроется в слове?» | 1 |
Литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2010.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 2009.
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 2007.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...