Сценарий мастер-класса "Приемы работы с текстом"
методическая разработка по русскому языку
В данной методической разработке нашли отражения популярные приемы работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мастер-класса | 107.93 КБ |
Презентация к сценарию | 871.23 КБ |
Текст для разбора | 11.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Приемы работы с текстом на уроке русского языка»
Вступительное слово:
Требования ФГОС формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагает развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. Особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Без целенаправленной и систематической работы невозможна подготовка к итоговой аттестации, в которой проверяются умения понимать текст, анализировать его.
На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3–4 человек, то может предлагаться больший объём материала с учётом уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).
Сегодня мы разберем основные приемы работы с текстом на уроке русского языка. Примером будет служить отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб».
Поскольку анализ текста предполагает работу с разными разделами языкознания, вы разделились на несколько групп. Каждой группе предлагается поработать с определенным разделом. Вам на размышление 5 минут. Потом прошу озвучить ваши предположения.
Выдаю таблицу и сам текст.
А лес все вел и вел их своими сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет этим деревьям, сугробам, этой тишине.
Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами.
Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
— Так вот он, зимний дуб!
Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
Комплексный анализ текста необходимо начать с работы над основными понятиями текста:
Рассмотрим упражнения, которые помогут нам поработать над основными понятиями текста:
А.
- Озаглавить текст
- Определить тип текста аргументированно докажите
- Определить стиль
Б. В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно. Составьте план.
В. Спишите текст, деля его на абзацы.
Г. Прием «верные и неверные утверждения».
Д. Прием «толстые» и «тонкие» вопросы.
Ж. Прочитайте стихотворение А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы…». Выберите те строки, которые близки, созвучны замыслу Ю.Нагибина. Подберите эпиграф к сочинению.
Работа с основными понятиями текста тесно связана со стилистическим анализом, когда мы анализируем языковые средства.
- Один из приемов художественной выразительности – ряды однородных членов. Докажите, что автор его использует.
- Проведите лингвостилистический эксперимент – измените порядок слов в тексте. Покажите преимущества авторского варианта.
- Выпишите из текста примеры метафор. Объясните их роль в тексте.
- Прочитайте стихотворение А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы…». Какие художественные средства сближают два произведения?
Исследование текста на лексическом уровне – важная часть анализа.
- Найдите в тексте диалектизм и, пользуясь словарем диалектизмов, установите его лексическое значение.
- Единство текста обеспечивают тематические группы слов. Заполните таблицу: слова и словосочетания, указывающие на размер, указывающие на возраст.
- Найдите в тексте фразеологизм и, пользуясь словарем фразеологизмов, установите его лексическое значение.
Лучше давать тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию.
Анализ текста с точки зрения орфографии и пунктуации можно провести следующим образом:
- Подчеркните основы в третьем предложении, чем оно будет отличаться от четвертого и пятого?
- Приведите примеры простых и сложных предложений, предложений с однородными членами.
- Проанализируйте знаки в предложениях №…
- Прием «верные и неверные утверждения» (используется в ОГЭ -2020 г).
- Подберите примеры слов к следующим орфограммам: 1)безударные проверяемые 2) з-с на конце приставки 3)н-нн в прилагательных и т.д.
- Объясните написание слов (назвать определенную орфограмму).
Анализ текста с точки зрения морфологии подразумевает внимание к словам определенной части речи в пределах данного текста; выявление необходимости использования слов той или иной части речи: глаголов в повествовании, так как придают динамичность; прилагательных и причастий в описании.
- Проведите лингвостилистический эксперимент: уберите из текста имена прилагательные. Что изменилось в повествовании? Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.
- Создайте кластер «Виды глагола»/ «Разряды местоимений»/ «Самостоятельные и служебные части речи».
- Укажите предложение (-я), в которых есть (укажите часть речи).
На завершающем этапе можно обратиться к синтаксическому анализу текста.
- Укажите тип подчинительной связи в словосочетании его ветви/ страж леса и т.д.
- Замените словосочетание почтительно расступились, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Укажите простые предложения/осложненные или неосложненные и т.д.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.
- Составьте кластер «Виды сложных предложений».
РЕФЛЕКСИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
«Светофор».
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АНАЛИЗ ТЕКСТА – один из способов формирования базовых компетенций учащихся! помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь полезен при подготовке к сочинению и изложению эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах
СМЫСЛОВОЙ И РЕЧЕВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема Основная мысль Стиль текста Тип текста Микротемы Особенности композиции Работа с основными тезисами текста и построение собственных рассуждений В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно. Составьте план . Спишите текст, деля его на абзацы. Докажите, что текст принадлежит к стилю/типу. Придумайте заголовок к тексту, который отражал бы стилевую особенность текста. Выразите свое отношение к основной мысли, высказанной в тексте. Прием «верные и неверные утверждения ». Прием «толстые» и «тонкие» вопросы . Прочитайте стихотворение А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы…». Выберите те строки, которые близки, созвучны замыслу Ю.Нагибина. Подберите эпиграф к сочинению.
АНАЛИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Выразительные средства языка и цель их использования С помощью каких языковых средств автор добивается поэтичности описания. Один из приемов художественной выразительности – ряды однородных членов. Докажите, что автор его использует. Проведите лингвостилистический эксперимент – измените порядок слов/ уберите эпитеты в тексте. Покажите преимущества авторского варианта . Выпишите из текста примеры метафор. Объясните их роль в тексте . Прочитайте стихотворение А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы…». Какие художественные средства сближают два произведения?
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Слова, употребленные в переносном значении Синонимы, антонимы, омонимы Слова, стилистически окрашенные Заимствованные слова, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы Цель их использования Найдите в тексте диалектизм и, пользуясь словарем диалектизмов, установите его лексическое значение . Единство текста обеспечивают тематические группы слов. Заполните таблицу: слова и словосочетания, указывающие на размер, указывающие на возраст. Найдите в тексте фразеологизм и, пользуясь словарем фразеологизмов, установите его лексическое значение.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Без осознанного употребления знаков препинания невозможно добиться пунктуационной зоркости , без умения видеть морфему – орфографической зоркости ! Подчеркните основы в третьем предложении, чем оно будет отличаться от четвертого и пятого? Приведите примеры простых и сложных предложений, предложений с однородными членами. Проанализируйте знаки в предложениях №… Прием «верные и неверные утверждения». Подберите примеры слов к следующим орфограммам: 1)безударные проверяемые 2) з-с на конце приставки 3) н-нн в прилагательных и т.д. Объясните написание слов (назвать определенную орфограмму).
АНАЛИЗ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТЕКСТА Внимание к словам определенной части речи в пределах данного текста В ыявление необходимости использования слов той или иной части речи Проведите лингвостилистический эксперимент : уберите из текста имена прилагательные. Что изменилось в повествовании? Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте. Создайте кластер «Виды глагола»/ «Разряды местоимений»/ «Самостоятельные и служебные части речи ». Укажите предложение (-я), в которых есть (укажите часть речи).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Разбор словосочетания Разбор простого предложения Разбор сложного предложения Укажите тип подчинительной связи в словосочетании его ветви/ страж леса и т.д. Замените словосочетание почтительно расступились , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Укажите простые предложения/осложненные или неосложненные и т.д. Выполните синтаксический разбор предложения. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Составьте кластер «Виды сложных предложений».
РЕФЛЕКСИЯ О блако «тегов» Оценка «приращения» знаний и достижения целей Чемодан, мясорубка, корзина «Три М». «Светофор ».
Подберите текст для комплексного анализа. Составьте задания, позволяющие повторить и обобщить ранее изученный материал . При выполнении задания учитывайте класс, в котором Вы работаете.
Предварительный просмотр:
Ю.Нагибин
Зимний дуб
А лес все вел и вел их своими сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет этим деревьям, сугробам, этой тишине.
Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами.
Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
— Так вот он, зимний дуб!
Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...