Синтаксический разбор простого предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта к открытому уроку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksicheskiy_razbor_5_klass.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет | Русский язык | Класс | 5 | ||||||||
Тема урока | Синтаксический разбор простого предложения | ||||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||||
Цель и задачи | Актуализировать и закрепить умение выполнять синтаксический разбор простого предложения; развивать умение самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
знать порядок синтаксического разбора простого предложения; уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, составлять план сообщения на лингвистическую тему. | применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Синтаксис, простое предложение, однородные предложения, обращения | ||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
№ этапа | Этап урока | Цель | Деятельность | УУД | |||||||
учителя | обучающихся | ||||||||||
1 | Организационный этап | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: - Добрый день, ребята! Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? Проверим готовность к уроку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | ||||||
2. | |||||||||||
2 | Актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их | Работа со словарными словами: современный вокзал, восклицательный знак, беречь природу, тренироваться на улице, интересная брошюра, справедливый учитель, вкусная конфета. - Ребята, что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение) Составьте простое предложение, используя любое словосочетание из записанных выше. – Что является грамматической основой любого предложения? (Подлежащее и сказуемое (или только подлежащее, или только сказуемое) – грамматическая основа предложения.) | Записывают словарные слова. Осуществляют взаимопроверку в парах. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||
3 | Первичное освоение новых знаний | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. | Задание: используя памятку, которая лежит перед каждым из вас на парте, произведите синтаксический разбор этого предложения. Постройте схему. ПАМЯТКА Синтаксический разбор просто предложения 1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) 2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные). 3. Вид предложения по количеству грамматических основ (простое, сложное) 4. Вид предложения по количеству главных членов предложения (односоставные, двусоставные) 5. Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (нераспространенные, распространенные) 6. Осложнено или не осложнено (осложнено предложение однородными членами или обращением) Зашумел в лесу золотой дождь.(повеств., невоскл., прост., двусост., распр., не осложнено) Почему дождь называют золотым? Что имел в виду автор предложения? Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения задания | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | ||||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | ||||||||||
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием | – Трудная у нас сегодня работа? Сейчас вы будете работать по рядам: каждой группе необходимо разобрать простое предложения и выделить в них грамматические основы: I ряд – 1 предложение, II ряд – 2 предложение, III ряд – 3 предложение.
| Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану | ||||||
5 | Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного | – Ребята, перед вами текст. Почитайте его и найдите предложение с пунктуационной ошибкой. – Что значит решить пунктуационную задачу? Мама разреши мне сегодня пойти на книжную выставку Задание: спишите предложение, расставьте знаки препинания. – Какие знаки препинания вы поставили и почему? Произведите синтаксический разбор предложения. Постройте схему. Мама разреши мне сегодня пойти на книжную выставку (Повеств., невосклиц., простое, двусост., распр., осложнено обращением) Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | ||||||
6 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение на практике, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | - Сегодня на уроке мы с вами работаем над каким предложением? Задание: составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения. 1.Из предложения взять сказуемое (Рядом РАСТУТ подсолнухи) 2.Из предложения взять существительное и употребить его в П.п с предлогом В ) Справа тянулся лес). 3. Добавить подлежащее из предложения (Береза- это символ России) и употребите его во мн. Ч Растут в лесу березы (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.не осложнено) | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след-ственные связи, делают обобщения, вы- Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | ||||||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | – Каждый из вас, ребята, любит, когда ему оказывают внимание. Давайте и мы будем внимательными и напишем пожелания друг другу, используя предложения с обращением и однородными членами. Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся. Записывает варианты ответов на доске | Работают с заданием. Отвечают на вопросы | Познавательные: Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||
8 | Включение в систему знаний и повторений | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Учащиеся зачитывают свои тексты. – Назовите еще раз как строятся простые предложений, которые, безусловно, помогли нам составить удивительно теплые пожелания добра, мира, здоровья в новом году. | Оценивают Отвечают на вопросы | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение сейчас? Подведение итогов урока, выставление оценок | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умения. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | ||||||
10 | Домашнее задание | Запись и объяснение домашнего задания | Задает домашнее задание. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. - Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание на следующий урок. Вам нужно будет выполнить задание на выбор. 1. Составить предложение по предложенным схемам. 2.Выполнить полных синтаксический разбор двух предложений Спасибо вам за активную работу на уроке и хорошее настроение! | Записывают задание В дневник. Подают дневники оценки учителю для выставления оценок | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между темой, изученной на уроке, с домашним заданием, понимают значимость выполнения задания для успешного закрепления учебного материала и углубленного изучения темы урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
синтаксический разбор простого предложения
Материалы в помощь учителю при изучении темы "Синтаксический разбор простого предложения"...
Синтаксический разбор простого предложения
Урок в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"...
порядок синтаксического разбора простого предложения
Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения....
Синтаксический разбор простого предложения.
План синтаксического разбора простого предложения. Образец разбора....
Карточка-помощник,пошаговый алгоритм "Синтаксический разбор простого предложения"
В помощь 8-9-классникуКарточка-алгоритм «Синтаксический разбор простого предложения» - пошаговый помощник 8-класснику,изучающему простое предложение и 9-класснику,уже понявшему ,что сложное пред...
Синтаксический разбор простого предложения
Презентация обобщает знания по разбору простого предложения....
"Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс
Тема урока: Синтаксический разбор простого предложенияТип урока: урок закрепления изучаемого материалаЦел...