ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
консультация по русскому языку (11 класс)
Материалы для подготовки к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ШАБЛОН-ПОМОЩНИК (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ-2022) | 24.43 КБ |
СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ | 35 КБ |
ЗАДАНИЕ 21 ЕГЭ | 657.07 КБ |
ЗАДАНИЕ 25 ЕГЭ | 714.27 КБ |
ЗАДАНИЕ 26ЕГЭ | 793 КБ |
ЗАДАНИЕ 8 ЕГЭ | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема (К1) | Как нужно относиться...? | Думаю, эти вопросы интересуют многих. Так и (ФИО автора текста с уточнением его личности) размышляет над этим вопросо в предложенном для анализа тексте. Например: Какое место в жизни человека занимает мать и как она может помочь в трудные минуты? Думаю, этот вопрос интересует многих. Так и Ю.Я. Яковлев, автор книг для детей и юношества, размышляет над этим вопросом в предложенном для анализа тексте. | |
Комментарий (К2) делим на 2 абзаца | Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Например: Раскрывая проблему........... автор ведет повествование от первого лица/ от лица. Он повествует нам о том, что… Или Комментируя данную проблему, автор приводит … + микровывод. Таким образом, читатель понимает…./ этот пример иллюстрирует черствость женщины…. | ||
2.Далее (ФИО автора) переключает наше внимание на ............ Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что... Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о … Данные строки помогают читателю понять... Ещё одним примером, важным для понимания авторской позиции, служит размышление автора о... + микровывод. Этот пример демонстрирует бездушное отношение…. | |||
Сязка и её АНАЛИЗ обязательно!!! | ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ: Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. ИЛИ Раскрывая проблему, писатель противопоставляет двух героинь, каждая из которых по-воему понимает…. Анализ: это противопоставление помогает автору показать, каким может быть отношение человека к В этом противопоставлении особо ярко можно увидеть (что?)… ДОПОЛНЕНИЕ: Оба примера, дополняя друг друга, являются ярким доказательством мысли автора о …. Анализ: и позволяют увидеть …. (по-настоящему безнравственное отношение к человеку, просящему о помощи.) УКАЗАНИЕ НА СЛЕДСТВИЕ // приём указания на причинно-следственные отношения Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениями, стали убедительным доказательством того, что… ИЛИ Эти примеры-иллюстрации, выражающие причинно-следственные отношения, позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что… Использование двух примеров иллюстраций, основанных на приёме указания на следствие, позволяет понять, почему … и что следует из… (по тексту). Если причиной … является…, то и результат последует соответствующий… ДЕТАЛИЗАЦИЯ: Так, приведя несколько деталей, которые легли в основу примеров-иллюстраций, писатель глубоко и разносторонне раскрывает поднятую проблему, что свидетельствуют об отношении автора к... | ||
Позиция автора (К3) | Позиция автора предельно ясна: он убеждает нас в том, что… Авторская позиция очевидна: Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что... Позицию автора понять несложно. Он считает, что | !!! позиция автора должна дать ответ на поставленный проблемный вопрос в начале сочинения!!! ПОТОМУ ЧТО ЛОГИКА | |
Отношение к позиции автора (К4) | Невозможно не согласиться с позицией автора, поскольку трудно переоценить роль матери … Я абсолютно согласен с позицией писателя, поскольку считаю, что … Я разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что … | ||
!!!пример из литературы или из жизни!!! - Как в жизни, так и в литературе есть множество примеров того, как материнская любовь согревает, дает надежду… - В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения ФИО «…». - Свою точку зрения я хотел бы подтвердить, приведя в качестве примера повесть Н.В. Гоголя «Шинель». | |||
Вывод | Таким образом, можно сделать вывод, что… В заключение хотелось бы сказать, что… Подводя итоги сказанному, мне хотелось бы сказать, что … А текст (ФИО) заставил меня еще раз убедиться в этом. |
- Вступление. Формулировка проблемы
Комментарий:
2. Пример-иллюстрация 1+ пояснение
3. Пример-иллюстрация 2 +пояснение
4. Смысловая связь + анализ
5. Авторская позиция
6. Своя позиция + обоснование
7. Пример из литературы/ из жизни
8. Заключение
Клише для примеров-иллюстраций | |
Художественный текст | Публицистический текст |
|
|
Клише для пояснения | |
Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что… |
Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?) |
Клише для примеров-иллюстраций | |
Художественный текст | Публицистический текст |
|
|
Клише для пояснения | |
Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что… |
Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?) |
Предварительный просмотр:
Проблемы о природе
1. Влияние (воздействие) природы на душу человека
2. Пробуждение любви к Родине через красоту природы
3. Бережное отношение к природе
4. Пренебрежительное отношение к природе
5. Постижение прекрасного в природе
6. Воздействие катастроф на экологию (на жизнь животных / на природу)
7. Бездумное, безответственное отношение к природе / к животным
8. Влияние научно-технического прогресса на природу (экологию)
Проблемы о семье
1. Роль детства в жизни человека
2. Ценность детских воспоминаний
3. Детской нищеты и страдания
4. Роль семьи в формировании личности
5. Любовь к матери (отцу)
6. Пренебрежения детей к пожилым родителям
7. Материнство как подвиг
8. Роль матери в жизни человека
9. Взаимоотношения в семье
10. Слепая родительская любовь
11. Взаимоотношения отцов и детей
12. Преемственность поколений
13. Равнодушие взрослых к детям
Проблемы, связанные с положительными чертами личности
1. Проявление душевной молодости и оптимизма
2. Верность данному слову
3. Проявление патриотизма как высшей формы любви
4. Стремление человека к добру и счастью
5. Проявление милосердия, отзывчивости к окружающим
6. Бескорыстное жизненное служение
7. Нравственная прочность человека
8. Проявление способности человека признать свою вину, ошибку
9. Важность самовоспитания
10. Истинной и ложной дружбы
11. Проявление мужества, героизма в мирной жизни
12. Вера в будущее, любовь к жизни
13. Проявление добра как воскрешающей силы
14. Преображающая сила красоты
15. Проявление талантливости, природной одаренности
16. Поиск счастья в жизни
17. Безграничные возможности человека
18. Проявление самопожертвования во имя дружбы / других людей / любви
19. Проявление сострадания, отзывчивости, милосердия к другим людям / к животным / к природе
20. Роль учителя в жизни человека
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности:
1. Проявление бессердечия, душевной чёрствости
2. Утрата духовных ценностей
3. Безответственное отношение к судьбам окружающих
4. Пренебрежительное отношение к инвалидам / старикам / детям
5. Проявление духовной убогости
6. Проявление чинопочитания
7. Проявление подлости, бесчестия
8. Проявление бесчеловечности, жестокости (по отношению к окружающим/ старикам/ инвалидам/ женщинам/ детям / природе / животным)
9. Проявление вандализма
10. Проявление карьеризма, лжеучености
11. Проявление истинного и ложного патриотизма
12. Истинные и ложные ценности в жизни
13. Ущемление прав человека
Любовь
1. Любовь: дар или проклятие
2. Проявление любви к профессии
3. Любовь и война
4. Возвышающая сила любви
5. Любовь по расчёту
6. Безусловная любовь животных
7. Проявление ревности в любви
8. Жестокое отношение к любящему
9. Проявление истинной любви
10. Проявление самопожертвования во имя
любви
Война
1. Проявление мужества и героизма на войне
2. Женщина и война
3. Дети и война
4. Посильный вклад детей в войне
5. Бесчеловечность и бессмысленность войны
6. Разрушительное влияние войны на человека
7. Фашизм как бесчеловечность и жестокость
8. Сохранение исторической памяти
9. Вечной памяти жертвам и участникам войны
10. Влияние войны на мирных жителей
11. Сохранение памяти о войне
12. Проявление товарищества и дружбы во время войны
13. Проявление самопожертвования во время войны
Искусство
1. Роль музыки /литературы / живописи в жизни человека
2. Роль чтения в становлении личности
3. Нравственная ценность художественной литературы
4. Сохранение памятников истории и культуры
5. Важность сохранения исторического и культурного наследия
6. Проявление реалистичности в литературе
7. Писательское мастерство
8. Воздействие искусства на душу человека
9. Важность знаний в жизни человека
10. Неприятие гения современниками
11. Вклад в отечественную культуру
Философские проблемы
1. Время как философская категория
2. Обретение смысла жизни
3. Переосмысление собственной жизни
4. Добро и зло
5. Личность и власть
6. Роль личности в истории
7. Разрушающее влияние катастроф на жизнь людей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пунктуационный анализ В вариантах ЕГЭ для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.
ТИРЕ «Вы должны вспомнить это правило», - сказал учитель Тире, запятые, двоеточия – всё это знаки препинания Слева шумела осина, а справа - берёза
Сегодня было очень холодно – вода в реке замёрзла. Мы встретили пожилую женщину- старушку лет семидесяти. Не путать с тире м\д П и С
ДВОЕТОЧИЕ Маша любит всех животных: рыбок, хомяков, кошек. Мы очень довольны: сегодня был хороший день.
ЗАПЯТАЯ Между однородными ЧП Обособление причастного оборота Обособление деепричастного оборота Обособление уточняющих членов предложения Выделение сравнительного оборота Выделение вводного слова Выделение обращения Выделение междометий ССП СПП БСП
Знаки препинания при сравнительных оборотах Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми: Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.
Знаки препинания при сравнительных оборотах Обороты с союзом как выделяются запятыми: если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения: Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь: Черты лица у него были те же, как и у сестры . если оборот вводится в предложение сочетанием как и: Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах. если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как : Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец .
не выделяются запятыми: если в обороте на первом плане обстоятельственное значение: Перстенек как жар горит . (можно заменить сочетанием горит жаром ); если на первом плане значение приравнивания или отождествления: Я вам это говорю как врач. если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу: Работа как работа. если оборот является устойчивым выражением: Все шло как по маслу. если перед оборотом стоит отрицательная частица не: Поступил не как патриот .
Знаки препинания при уточняющих членах предложения Уточняющие слова на письме выделяются запятыми. Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры: В подвале, под полками, дед хранил свои инструменты. Там , в горах, повалил снег. Внизу , в зале, стали тушить огни.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире: Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое.
Знаки препинания при прямой речи, цитировании Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: « П.р ».) После прямой речи перед словами автора ставится тире. (« П.р .», - а.) Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П - прямая речь, а - слова автора): Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П?» А:»П!» Прямая речь перед словами автора: «П», - а. «П?»- а. «П!» - а. Слова автора внутри прямой речи: «П, - а, - п». «П, - а. - П». «П? - а. - П». «П! - а. - П». Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» - а. А : «П?» - а.
Цитата - это дословная выдержка из текста. Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение , она оформляется так же, как прямая речь: А.П. Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». «Праздная жизнь, - писал А. П. Чехов, - не может быть чистою». Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа...» - писал А. П. Чехов. При цитировании стихотворного текста кавычки не ставятся: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время.
Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части , то прямая речь заменяется на косвенную, цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» (Д. Писарев). Кавычками выделяются и «маленькие цитаты »: Почтенные «собратья по перу», на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих «я». (М. Горький)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Части разделяются запятой : Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Части разделяются двоеточием: Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять. Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Части разделяются точкой с запятой: Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился. Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Части разделяются тире: Части противопоставлены друг другу. Деньги исчезают – работа остаётся. Вторая часть указывает на быструю смену событий. Он упал – все засмеялись. Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части. Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы. Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой. Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов) Вторая часть содержит сравнение. Молвит слово – соловей поёт.
Тире в простом предложении Между подлежащим и сказуемым: «Горе от ума» — бессмертная комедия АС. Грибоедова. В неполном предложении: Я предпочитала отдыхать на море, она — в горах. Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов: Ветки деревьев, кусты — все покрылось инеем. При однородных членах, между которыми нет противительного союза: Он оказался не просто способным — талантливым. При обособленных приложениях, стоящих в конце предложения или одиночных приложениях: Ему помогал торговать Алексей — ленивый, грубый парень (М. Горький).
Тире в сложном предложении В бессоюзном предложении: Хочется солнца — оно не показывается. При вводных предложениях или пояснительных конструкциях: Однажды — это было уже в конце лета — я получил неожиданное известие. В предложениях с прямой речью: «А Марья Ивановна? — спросил я. — Так же ли смела, как и вы?» (А. Пушкин); «Я ни с кем и ни с чем не связан», — напомнил он о себе (М. Лермонтов). В сложносочиненных предложениях при быстрой смене событий: Он знак подаст — и все хлопочут (А. Пушкин).
Интернет-источники https:// thewritersloop.files.wordpress.com/2014/09/quill.jpg https:// globus-center.org/wp-content/uploads/2018/06/RUSS_leto.jpg https://bingoschool.ru /
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Изображая красоту родной природы, К. Г. Паустовский широко использует такой троп, как (А)_________ («величавый перелёт» в предложении 17, «волнистые туманы» в предложении 46). Синтаксическое средство — (Б)_________ (в предложениях 14, 33) — помогает передать философские размышления писателя. Эмоциональности повествованию придают троп — (В)_________ («жаром… души» в предложении 22, «в пустыне… одиночества» в предложении 23) и приём — (Г)_________ (предложения 41−42, 45−46)». Список терминов: Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 1. лексический повтор 6. противопоставление 2. фразеологизм 7. метафора 3. эпитет 8. парцелляция 4. восклицательные предложения 9. градация 5. вводные конструкции
Сравнение Эпитет (образное определение ) Метафора ( скрытое сравнение ) Сравнение (сопоставление; как, словно, точно, будто ) Олицетворение (одушевление ) Гипербола (преувеличение ) Литота (преуменьшение ) Ирония (скрытая насмешка ) Аллегория (иносказание ) Метонимия – (замена понятий) Оксюморон (сочет.несочетаемого) Перифраз (замена названия описанием)
Предварительный просмотр:
1 | Нарушение в построении предложения с причастным оборотом | Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении причастный оборот, а также знать, что: Причастный оборот относится к определяемому слову и стоит либо до, либо после него. Причастный оборот согласуется с определяемым словом (каким? видевшим каких? видевших) | Я прочитал письма, написанных ею. Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею. |
2 | Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом | Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом. | Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?) Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия). |
3 | Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | Чтобы узнавать эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом Предлог «ПО» в значении «после» управляет предложным падежом | Неправильно: Благодаря повышения зарплаты. Правильно: Благодаря повышению зарплаты. |
4 | Ошибка в построении сложного предложения | Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов. | Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно. Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно. |
5 | Неправильное употребление числительных | У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово; Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому; Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!) | Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп. Правильно: Два тигра охотились на антилоп. |
6 | Неправильное построение предложения с косвенной речью | Обнаружить эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал, возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и косвенной речи. | Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт. Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт. |
7 | Ошибка в построении предложения с однородными членами | Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму. Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова. | Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом. Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им. |
8 | Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках. | Неправильно: В романе «Войне и мире». Правильно: В «Войне и мире». |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. | Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего. Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего |
Нарушение видоврем соотнес-ти глаг. форм | Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования. | Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать. Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...