Пишем комментарий к проблеме
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
В представленном уроке рассматривается вопрос подготовки выпускников к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся учатся писать комментарий к проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как написать комментарий к проблеме по тексту В.Конецкого. | 30.45 КБ |
Презентация к уроку "Пишем комментарий к проблеме" | 177.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Учимся писать комментарий к проблеме в сочинении по русскому языку в формате ЕГЭ».
Цель: организовать деятельность в умении выявлять проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.
Задачи:
1) Предметные: создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в соответствии с заданием ЕГЭ по русскому языку.
2) Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков работы с текстом, закреплению навыков смыслового чтения; осуществлять учебное сотрудничество в процессе работы с текстом.
3) Личностные: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса участников к обсуждению вопросов.
Оборудование:
для учителя:
-компьютер с программой Power Point;
-текст произведения для анализа.
для участников:
-тексты произведения.
Тип урока:
-урок закрепления материала.
Формируемая область понимания:
-осознанное умение самостоятельно понимать текст; формулировать проблему; комментировать проблему;
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
3. Работа по теме:
А) актуализация
На уроках русского языка и литературы мы имеем дело с текстами. На экзамене вам для работы предлагают текст. Что нужно, чтобы написать сочинение?
- Правильно текст прочитать,
-понять смысл текста,
-понять, какую тему и какие проблемы предлагается обсудить в тексте.
Если это будет понятно, сочинение вы напишете.
Поэтому какая первая наша задача? - поработать с текстом, понять его.
Вспоминаем: каков порядок работы с текстом (слайд 1)
1. Прочитать медленно текст.
2. Пересказать себе.
3. Разделить на части.
4. О чем каждая часть? Подчеркнуть ключевые слова.
5. Определить проблемы.
6. Определить авторскую позицию.
Приступая к чтению текста, конечно, обращаем внимание на автора. Автор нашего текста сегодня – Виктор Конецкий.
Сообщение ученика об авторе:
Ви́ктор Ви́кторович Коне́цкий (6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания.
«Его рассказы и повести в той или иной степени связаны с морской тематикой, но подлинный интерес его сосредоточен на душевной жизни. Для его прозы характерно воспроизведение мыслей одинокого человека, с частыми отступлениями в прошлое, многие истории построены как «спор героев с самим собой». — Самой постановкой вопроса о смысле жизни они связаны с замечательной прозой, появившейся на рубеже 1950-х — 1960-х гг. Проверка человека на деле, в сложных ситуациях — это мотив, пронизывающий творчество Конецкого; он пробуждает сочувствие читателя скорее постановкой вопросов, чем их разрешением», — говорил о Конецком Вольфганг Казак , немецкий славист, литературовед и переводчик.
Работаем!
- Прочитайте текст.
- Сколько смысловых частей в тексте?
- О чём каждая часть? Подчеркните ключевые слова.
- Определите проблемы:
- проблема грусти, одиночества, когда теряешь друзей.
- проблема долга, ответственности морского офицера.
5.Определим авторскую позицию по этим проблемам.
-Проблема грусти, одиночества, когда теряешь друзей.- Авторская позиция: Когда теряешь друзей, испытываешь чувство одиночества и грусти, как будто ты потерял часть себя. Тебе всегда будет его не хватать.
- Проблема долга, ответственности морского офицера. – Авторская позиция: Слава был настоящим офицером, он взял на себя ответственность и с честью принял смерть. Автор восхищается мужеством друга, он уверен, что если бы ребятам удалось покинуть лодку, Слава бы вышел последним.
В) работа по теме
Всё. С текстом мы поработали. Проблемы и авторскую позицию определили.
Какая следующая наша задача?
Да, прокомментировать проблему. Это самая большая и самая важная часть сочинения.
Напомним порядок написания сочинения: (слайд 2)
План сочинения
1.Вступление (пара предложений по поводу темы)
2.О чем текст?
3.Одна из проблем текста.
4.Комментарий к проблеме.
5.Авторская позиция.
6.Собственное мнение.
7.Аргументы.
8 Вывод.
Итак, что такое комментарий? (слайд 3 – 5)
Комментарий — пояснительные замечания, толкование чего-либо.
При написании комментария к проблеме необходимо проследить за мыслью автора и найти те слова и мысли, которые привели автора к определённой точке зрения (выводу, который ты запишешь в формулировке позиции автора).
Комментарий включает в себя:
1 пример + пояснение – 2 балла
2 пример + пояснение – 2 балла
С.с. + анализ смысловой связи – 2 балла
Пояснения к примерам — это интерпретация выбранных цитат. В пояснении важно сказать, какую роль они играют для понимания точки зрения автора. Зачем автор говорит об этом? Какую роль играет названный факт?
Обдумывая то, что следует включить в комментарий, отвечайте на следующие вопросы:
Что делает автор исходного текста? (Интересуется, рассуждает, описывает, повествует, размышляет… )
На какие аспекты обозначенной проблемы он обращает особое внимание?
Что особенно его беспокоит?
С) Практическая работа над комментарием.
Работаем по группам – первая и вторая.
Итак, берём первую проблему текста -
Проблема грусти, одиночества, когда теряешь друзей. Это первая часть текста.
Как она построена?
Небольшое вступление: автор вспоминает юность, размышляет. Ключевые слова: юность – грустно – воспоминаешь – погибшие друзья. (предл 1-3) Это первый пример, который надо прокомментировать, пояснить. – Выполняет 1 группа.
Предложения 4-24 – автор обращается к конкретным воспоминаниям. Т.е. он детализирует воспоминания, даёт конкретные эпизоды из жизни. Ключевые слова: шинель – шарф – фуражка - книга «Алые паруса» - больное ухо – подводные лодки. Вот второй пример, который надо прокомментировать. – Выполняет 2 группа.
Эти два примера надо соединить смысловой связкой.
Вспомним, что это такое. Назовите виды связи между примерами (таблица) (слайд 6)
Связь между примерами | Способ оформления |
1. Детализация | Так, например, укажем на детали.. |
2.Указание на следствие | Вот почему…. |
3.Подтверждение | В подтверждение этих мыслей… |
4.Объяснение | Автор объясняет это тем, что… |
5.Определение | Это слово автор понимает по-своему… |
6.Аналогия | Как и в…, здесь прослеживается… |
7.Выделение | Особое внимание автор уделяет… |
8. Сопоставление, противопоставление | Сравним… Автор противопоставляет, сравнивает… |
Смысловую связку не путайте с авторской позицией, не подменяйте. Это не одно и то же (слайд 7)
- Смысловая связка в комментарии – как автор «подаёт» нам проблему? Как эта проблема просматривается в первом и втором примере текста?
- Авторская позиция – как сам автор решает представленную проблему? Эта мысль в тексте может быть, а может и отсутствовать, тогда выводим её из содержания текста.
Как вы думаете, какой вид связки должен быть у нас между примерами?
Детализация: вспоминаешь друзей – детальная характеристика друга.
Значит, где возможна смысловая связка? Между примерами. Или в начале комментария.
Пишем комментарий. (1 и 2 группы работают)
Зачитываем получившиеся тексты. На полях помечаем: 1 пример + пояснение; 2 пример + пояснение; с.с.
Образец:
Для понимания проблемы исходного текста рассмотрим примеры.
Автор начинает свой текст общим рассуждением о друзьях, о юности. Но настораживает фраза: «…как только вспомнишь юность, становится грустно». И грустно автору не оттого, что юность прошла, а оттого, что вспоминаешь друзей. Приёмом парцелляции он добавляет: «И в первую очередь уже погибших друзей». Теперь становится понятно, почему автору грустно: рядом с ним нет человека, который был ему другом.
И далее В.Конецкий в большом абзаце даёт нам замечательный образ своего друга Славки. Эта часть текста детализирует светлый образ друга. Автор акцентирует внимание на самых запоминающихся моментах редких встреч друзей, которые описаны с лёгким чувством юмора и заботы друг о друге. Укажем на эти детали.
У памятника Крузенштерну автор увидел Славку, который «наплевал на все правила ношения военно-морской формы». На его «шее красовался шерстяной шарф голубого цвета» вместо уставного белого или чёрного. «Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина». Фуражка с неформенным "нахимовским" козырьком сидела на самых ушах. Оказывается, он служил на Севере, у него болело ухо, но Славка сказал: «Потерплю. Я уже привык к лодкам. Я люблю их». Вот таким верным романтике, влюблённым в подводные лодки запомнил автор Славку при их последней встрече возле памятника Крузенштерна.
Понятна и авторская позиция: когда теряешь друзей, испытываешь чувство одиночества и грусти, как будто ты потерял часть себя. Ты всегда будешь помнить друга, тебе всегда будет его не хватать.
Подведение итогов.
Домашнее задание: написать комментарий ко 2 проблеме.
Приложение
(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей. (4)3десь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу. (5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки. (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил в сердце верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.
— (11)Ты бы хоть воротник опустил, — сказал я.
—(12)У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, —сказал он.
(13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он — на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.
(17)3дорово! — сказал я.
(18)3дорово! — сказал он.(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить. (20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.
— (22)Потерплю, — сказал Славка. — (23)Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.
(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.
(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх: у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.
(33)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (36)Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника. (По В. Конецкому*)
Сообщение ученика об авторе:
Ви́ктор Ви́кторович Коне́цкий (6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания.
«Его рассказы и повести в той или иной степени связаны с морской тематикой, но подлинный интерес его сосредоточен на душевной жизни. Для его прозы характерно воспроизведение мыслей одинокого человека, с частыми отступлениями в прошлое, многие истории построены как «спор героев с самим собой». — Самой постановкой вопроса о смысле жизни они связаны с замечательной прозой, появившейся на рубеже 1950-х — 1960-х гг. Проверка человека на деле, в сложных ситуациях — это мотив, пронизывающий творчество Конецкого; он пробуждает сочувствие читателя скорее постановкой вопросов, чем их разрешением», — говорил о Конецком Вольфганг Казак , немецкий славист, литературовед и переводчик.
(Из Википедии)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Прочитать медленно текст. 2. Пересказать себе. 3. Разделить на части. 4. О чем каждая часть? Подчеркнуть ключевые слова. 5. Определить проблемы. 6. Определить авторскую позицию. План работы с текстом
1.Вступление (пара предложений по поводу темы) 2.О чем текст ? (сложным предложением) 3.Одна из проблем текста. 4.Комментарий к проблеме. 5.Авторская позиция. 6.Собственное мнение. 7.Аргументы. 8 Вывод. План сочинения
Комментарий — пояснительные замечания, толкование чего-либо. При написании комментария к проблеме необходимо проследить за мыслью автора и найти те слова и мысли, которые привели автора к определённой точке зрения (выводу, который ты запишешь в формулировке позиции автора). Комментарий к проблеме
1 пример + пояснение – 2 балла 2 пример + пояснение – 2 балла С.с . + анализ смысловой связи – 2 балла Пояснения к примерам — это интерпретация выбранных цитат. В пояснении важно сказать, какую роль они играют для понимания точки зрения автора . Зачем автор говорит об этом? Какую роль играет названный факт? Комментарий включает в себя
Что делает автор исходного текста? (Интересуется, рассуждает, описывает, повествует, размышляет, переживает, вспоминает, удивляется…. ) На какие аспекты обозначенной проблемы он обращает особое внимание? Что особенно его беспокоит? Обдумывая то, что следует включить в комментарий, отвечайте на следующие вопросы:
Смысловая связь Связь между примерами Способ оформления 1. Детализация Так, например, укажем на детали.. 2.Указание на следствие Вот почему…. 3.Подтверждение В подтверждение этих мыслей… 4.Объяснение Автор объясняет это тем, что… 5.Определение Это слово автор понимает по-своему… 6.Аналогия Как и в…, здесь прослеживается… 7.Выделение Особое внимание автор уделяет… 8. Сопоставление, противопоставление Сравним… Автор противопоставляет, сравнивает…
Различаем! Авторская позиция и смысловая связка в комментарии. Смысловая связка в комментарии – как автор «подаёт» нам проблему? Как эта проблема просматривается в первом и втором примере текста? Авторская позиция – как сам автор решает представленную проблему? Эта мысль в тексте может быть, а может и отсутствовать, тогда выводим её из содержания текста. Авторская позиция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"....
Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Комментарий к проблеме.
Презентация, составленная при помощи триггеров и гиперссылок, содержит необходимые теоретические сведения, алгоритм выполнения, разбор типичных ошибок, тренировочные задания, формирующие навык грамотн...
Готовимся к ЕГЭ: комментарий к проблеме
Урок русского языка в 10 классе. Цель - отработать навыки написания сочинения, отвечающего требованиям части С ЕГЭ по русскому языку (уметь формулировать проблему, комментировать ее, определять ...
Готовимся к ЕГЭ: комментарий к проблеме
Конспект урока, посвященного созданию комментария к проблеме (сочинение части С ЕГЭ по русскому языку)...
Комментарий к проблеме. ЕГЭ -2015
Комментарий к проблеме...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 10 - 11 классы. Комментарии к проблеме.
Комментарии к проблеме....