Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)
Олимпиадные задания школьного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания школьного уровня | 19.95 КБ |
Критерии оценивания | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
9 КЛАСС.
Время выполнения работы – 120 минут.
1 задание. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот слово КОД, то получится слово ДОК, а другой – что получится слово ТОК. Кто из учеников прав? На каком основании?
( 5 баллов)
2задание. Поставьте ударение в выделенных словах:
Вошедший виновато кашлянул, мама поднималась на лифте, рассказали всю правду и облегчили совесть, отключенное из-за аварии отопление, отчасти соседи правы, салон массажа, пригубить запотевшую кружку.
(По 0.5 балла за каждое слово, всего - 3,5 балла)
3 задание. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: парусник (парусное судно), ценник, законник, вечерник, сонник. Первый учащийся выделил во всех этих словах суффикс -ник-, а второй выделил во всех этих словах суффикс -н- и суффикс -ик. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав. Во всех ли случаях мы можем получить однозначный ответ?
(10 баллов)
4 задание. В русском языке имеются существительные общего рода, которые могут обозначать и мужчин, и женщин. Есть ли такие слова среди существительных бухгалтер, староста, скрипач? Обоснуйте свой ответ.
(3 балла)
5 задание. Составьте два предложения, в одном из которых слово ОДНАКО будет вводным, а в другом – союзом. Аргументируйте ваше мнение о синтаксическом статусе слова ОДНАКО в каждом случае.
(6 баллов)
6 задание. В стихотворении М.И. Цветаевой «На вокзале» (1911) есть следующие строки.
Решено за поездом погнаться,
Все цветы ЛЮБИМОЙ кинуть вслед.
В чём состоит синтаксическая неоднозначность выделенной словоформы?
(8 баллов)
7 задание. Вспомните фразеологические обороты, в состав которых входит слово КАК, например: ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА.
(По 0,5 балла за каждый фразеологизм. Максимум – 4 балла)
8 задание. Перепишите предложение. Расставьте знаки препинания и объясните свой выбор.
На сегодняшний день в Новгороде обнаружено 953 берестяных письма это при том что там исследовано не более 2 % средневекового культурного слоя а в городах Новгородской области Старой Pycce и Торжке 40 и 19 грамот соответственно.
(11 баллов)
9 задание. Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете пословицу: «Острый язык – дарованье, длинный – наказанье» (10-15 предложений) (до 20 баллов)
Максимальное количество баллов – 70.5
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
9 класс
Ответы и критерии оценивания.
1 задание. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот слово КОД, то получится слово ДОК, а другой – что получится слово ТОК. Кто из учеников прав? На каком основании?
Ответ:
Правы оба ученика, но у каждого — своё основание для правоты. Ученик, утверждающий, что КОД наоборот читается как ДОК, исходит из состава букв. А ученик, утверждающий, что КОД наоборот читается как ТОК, исходил из состава звуков слова, в котором конечный согласный оглушается, в результате чего слово произносится как [кот].
Критерии оценивания:
За указание правоты обоих учеников — 2 балла. За убедительное и аргументированное объяснение — 1 балл. За указание на оглушение конечного согласного и транскрипцию — 2 балла.
Итого: 5 баллов.
2 задание.
Поставьте ударение в выделенных словах:
Вошедший виновато кашлянул, мама поднималась на лифте, рассказали всю правду и облегчили совесть, отключенное из-за аварии отопление, отчасти соседи правы, салон массажа, пригубить запотевшую кружку.
Ответ: кАшлянул, на лИфте, облегчИли, отключЁнное, отчАсти, массАжа, пригУбить.
Критерии оценивания: по 0,5 балла за каждый ответ. Максимум – 3,5 балла.
3 задание.
Ответ и критерии оценивания:
И первый, и второй учащиеся правы лишь отчасти. Первый учащийся прав в отношении слов ценник, законник, сонник (3 балла). Ценник — это не что-либо ценное, а справочник цен или указатель цены, производящая основа существительное цена (1 балл). Законник — это не что-либо законное, а учёный, знающий законы и толкующий их, производящая основа — существительное закон (1 балл). Сонник — это не кто-либо сонный, а книга для толкования снов, производящая основа — существительное сон (1 балл). Второй учащийся прав в отношении слов парусник и вечерник (2 балла). Парусник — это парусное судно, производящая основа — прилагательное парусный (1 балл). Вечерник — это учащийся вечернего отделения, производящая основа — прилагательное вечерний (1 балл).
Для слова парусник возможна и другая мотивация: судно под парусами или судно с парусами, так что здесь можно выделить и суффикс -ник-. Если учащийся обосновал своё решение — 1 балл.
Итого 10 баллов.
4 задание. Критерии и ответы:
В русском языке имеются существительные общего рода, которые могут обозначать и мужчин, и женщин. Есть ли такие слова среди существительных бухгалтер, староста, скрипач? Обоснуйте свой ответ.
1 балл за ответ: СТАРОСТА.
2 балла за объяснение: Существительные общего рода имеют окончание -А/-Я. У слова БУХГАЛТЕР нет этой флексии, а слово СКРИПАЧ имеет пару СКРИПАЧКА.
Максимум – 3 балла.
5 задание.
Составьте два предложения, в одном из которых слово ОДНАКО будет вводным, а в другом – союзом. Аргументируйте ваше мнение о синтаксическом статусе слова ОДНАКО в каждом случае.
Ответ:
Учащийся, приведя примеры, должен будет указать на то, что союз ОДНАКО занимает в предложении строго определённое место (то же, что и союз НО), то есть в роли вводного слова ОДНАКО не может стоять на границе соединяемых элементов.
Критерии оценивания:
Правильно составленные предложения — 2 балла (по 1 за каждое предложение). Аргументация — 4 балла (по 2 балла за аргумент по каждому предложению).
Итого: 6 баллов.
6 задание. Ответ и критерии оценивания:
Синтаксически неоднозначная словоформа ЛЮБИМОЙ может управляться как глаголом кинуть и, играя роль косвенного дополнения, стоять в дательном падеже (кинуть кому? любимой), так и существительным цветы (1 балл). Завися от слова цветы, эта словоформа стоит в родительном падеже, и в этом случае она играет роль несогласованного определения (цветы чьи? любимой) (3 балла). Неоднозначность толкования словоформы вызвана омонимией родительного и дательного падежа единственного числа женского рода у существительных подобного типа: это страдательное причастие в полной форме (4 балла).
Итого: 8 баллов.
7 задание. Ответ и критерии оценивания:
Вспомните фразеологические обороты, в состав которых входит слово КАК, например: ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА.
(По 0,5 балла за каждый фразеологизм. Максимум – 4 балла)
8 задание.
На сегодняшний день в Новгороде обнаружено 953 берестяных письма (это при том, что там исследовано не более 2 % средневекового культурного слоя), а в городах Новгородской области — Старой Pycce и Торжке — 40 и 19 грамот соответственно [Истоки новгородской государственности].
- Скобки при присоединительной конструкции — 2 балла. Поставлены скобки, но нет объяснения — 1 балл.
- Запятая перед что — сложноподчинённая конструкция — 2 балла. Нет объяснения — 1 балл.
- а в городах Новгородской области — Старой Pycce и Торжке — 40 и 19
грамот соответственно. Уточнения (пояснения) выделяются тире, когда акцентируются в большей степени согласно задаче речи. — 2 балла. Нет объяснения — 1 балл.
- а в городах Новгородской области, Старой Pycce и Торжке, — 40 и 19
грамот соответственно. Уточнения (пояснения) Старой Рycce и Торжке должны выделяться запятыми, тире ставится на месте слова обнаружено. — 2 балла. Нет объяснения — 1 балл.
- а в городах Новгородской области: Старой Pycce и Торжке — 40 и 19
грамот соответственно. Двоеточие после обобщающего слова, тире — при продолжении предложения. — 2 балла. Нет объяснения — 1 балл.
- Запятая после скобок перед союзом «а» — 1 балл.
За ошибку в расстановке знаков препинания и (или) ошибку в объяснении снимается 1 балл (соответственно по 0,5 балла).
Итого: 11 баллов.
10 задание.
Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете пословицу:
« Острый язык – дарованье, длинный – наказанье»
Критерии оценивания:
За речевую, стилистическую грамотность и композиционную стройность – 0-5 баллов;
За орфографию – 0-5 баллов;
За пунктуацию – 0 -5 баллов;
За объём – 0-5 баллов.
Итого: 20 баллов
Максимальное количество баллов – 70.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса
Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются....
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса
Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются....
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса (школьный этап)
Олимпиадные задания по русскому языку: 9 класс, школьный этап: вопросы и ответы...
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап)
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап)...
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 10-11 классов
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 10-11 классов...