Контрольные диктанты
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Контрольные диктанты по теме: «Причастие»
1.
Стояла ночь. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака. У нас на стоянке горел костёр. От картошки, жарившейся на сковородке, шёл вкусный запах. Всё окружавшее нас казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над озером, и облака, напоминавшие горы розового снега.
Послышалось фырканье какого – то зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул мокрый чёрный нос, нюхавший воздух и дрожавший от жадности. Из зарослей вылез барсук. Он внимательно посмотрел на меня, брезгливо фыркнул и сунул нос в шипящую картошку, разбрызгивающую сало.
Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился бежать. На озере началось смятение. Заорали испугавшиеся лягушки, всполошились встревожившиеся птицы.
Утром меня позвали посмотреть, как барсук лечит свой нос. В чаще среди зарослей вереска я увидел гнилой пень. Барсук расковырял пень и засунул в мокрую и холодную труху нос. Зверёк стоял неподвижно и холодил несчастный нос. (По К. Паустовскому).
Дополнительные задания.
I вариант: 1) Подчеркнуть в первом абзаце причастия, указать вид и время причастий. 2) Выписать из первого абзаца причастные обороты вместе с определяемыми существительными, обозначить суффиксы причастий.
II вариант: 1) Подчеркнуть во втором абзаце причастия, указать вид и время причастий. 2) Выписать из второго абзаца причастные обороты вместе с определяемыми существительными, обозначить суффиксы причастий.
2. Воспоминания исследователя морских глубин.
Это было хмурым летним днём в огромном зоологическом музее на набережной Невы…
Мальчик прошёл мимо застеклённых полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной, где на тонких проволочных нитях висели два причудливых осьминога.
Они висели за слегка запылённым стеклом, словно два пёстрых зонтика, а за ними громоздились раскрашенные в красный, бурый и жёлтый цвета странные камни, похожие на деревья.
Вымазанные яркими красками рыбки хороводили между камней. «Коралловый риф и его обитатели» - было написано на приклеенной табличке витрины.
Мальчишкой, часами пропадавшим в зоомузее, был я.
Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола вырезки из газет, выписывал на аккуратные картонные карточки всё, что читал о море и тропиках.
И всё это время безотчётно ждал встречи с чудом, которое называется коралловый риф.
Дополнительные задания.
- Выпишите любое причастие, укажите его время, вид.
- Подчеркните причастный оборот, который не выделяется запятыми, и причастный оборот, выделяемый запятыми с обеих сторон.
- Разберите слова по составу: картонные, запыленным, вырезки (I вариант); раскрашенные, письменного, карточки (II вариант).
- Произведите синтаксический разбор предложения: Вымазанные яркими красками... (I вариант); Мальчишкой, часами пропадавшим … (II вариант).
3.
В одном из самых красивых и поэтических мест средней полосы России прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева, и в этих местах протекает действие «Записок охотника».
Русские люди любят охоту, любил её и Тургенев, исходивший с ружьём всю среднюю полосу России. Ничто в природе не ускользает от его восхищённого и пытливого взгляда, ничто в жизни деревни не проходит незамеченным.
Вспомните описание наступающего июльского утра в рассказе «Бежин луг». «По сверкающим кустам, по реке, стыдливо синевшей из – под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света», - пишет Иван Сергеевич. Ни с чем нельзя сравнить эти картины.
И сегодня люди, любящие природу, с наслаждением читают неповторимые строки. Созданные великим мастером.
Дополнительные задания.
I вариант: 1) Выписать действительное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Образовать возможные причастия от глагола протекает.
II вариант: 1) Выписать страдательное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Образовать возможные причастия от глагола ускользает
4.
Читать Пушкина – истинное наслаждение. В раннем детстве мы с волнением, тревогой и сочувствием следим за судьбой царевича Гвидона, ожидаем чуда, и оно происходит на наших глазах. Всё, о чём рассказывает нам сказка, кажется подлинным, поглощает нас целиком.
С годами приходит более глубокое понимание поэзии. Мы снова вчитываемся в знакомые строчки, озарённые пушкинской любовью ко всему живому, проникнутые ненавистью к рабству.
В его стихах нет искусственности, они написаны естественно и живо. Иногда это старинные предания, порой стихи, посвящённые сосланным друзьям, ли описание природы. Поэт, чутко подмечающий малейшие изменения в природе, так же великолепно знает народные обычаи.
В его стихах сочетается простота изложения с удивительной глубиной мысли. Нет никого, кто бы не любил Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека.
Дополнительные задания.
I вариант: 1) Выписать действительное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Начертить схему второго предложения.
II вариант: 1) Выписать страдательное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Начертить схему третьего предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов
Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями....
Контрольный диктант для 7 класса по теме "Причастие".
контрольный диктант на проверку усвоенных знаний по теме "Причастие"...
Контрольный диктант по теме: "Наречие"
В помощь учителю русского языка и литературы...
Тексты контрольных диктантов, 5 - 7 кл, по программе С. Львовой
Несмотря на новую форму экзамена по русскому языку, ЕГЭ и ГИА, считаю, что от диктантов отказываться не стоит....
Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов
6 класс. 1 четверть. Утром. Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Со...
Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.
Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть....
Итоговый контрольный диктант 8 кл.,с контрольным тестом (ответы)
Итоговый контрольный диктант с выполнением теста к диктанту, для проверки уровня освоения учащимися изученных тем, всего курса русского языка за год.Цель - контроль освоения учащимися курса русского я...