Вариант 1-6 ОГЭ русский язык
консультация по русскому языку (9 класс)

Федорова Надежда Анатольевна

Вариант 1-6 ОГЭ русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1-6.docx71.52 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть 2

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Латинские названия месяцев, которыми мы сегодня пользуемся, пришли к нам с юлианским календарём во времена принятия христианства на Руси. (2)Каждый месяц по юлианскому календарю делился на четыре недели. (3)Но раньше словом неделя обозначали воскресенье, а отрезок в семь дней называли седмицей. (4)Поэтому – то первый день после воскресенья и стали называть понедельником.(5)Другие дни недели обозначались порядковыми числительными, и только преднедельный день получил название субботы от древнееврейского слова, обозначающего отдых, покой.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) названия месяцев пришли (предложение 1)

 2) месяц делился (предложение 2)

 3) обозначали воскресенье (предложение 3)

 4) день стали называть (предложение 4) 

 5) недели обозначались (предложение 5)

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Смысл названия вторника очевиден (1) но стоит добавить (2) что (3) называя некоторые дни недели (4) по порядковому номеру (5) русский язык перенимал византийскую традицию(6) изменив счёт начала недели с понедельника (7) а не с воскресенья.

  1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «огненных нитей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ.

   Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написание выделенного слова.  Запишите номера этих ответов.

1)БЕСЦЕННЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2)ИЗРЕДКА –  в наречии, образованном от прилагательного при помощи приставки ИЗ- , на конце пишется суффикс –А.

3)ЗАГОРАТЬ – написание безударной  чередующейся гласной в корне зависит от закорневого суффикса.

4)ВЫДУМАНЫ – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полном прилагательном.

5) (шире) ПЛЕЧ – в форме множественного числа имени существительного 3 склонения после шипящего Ь не пишется.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валька. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лоснящегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, причмокнул: вещь!

(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фонарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка. (7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком, через дорогу, раздался крик:

— Пожар!

(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в горле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:

— Ой, пойдёмте отсюда!

(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.

— (12)Человек в доме! (13)Сгори-ит! — заголосили в дымной тьме, и все ринулись к дому, тяжко, с нарастающей тревогой покряхтывающему, задыхающемуся от дыма и жара.

(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:

— Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!

(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь — только не вниз, а вверх, в небо, — полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:

— Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!

(21)Славка схватил лежащего на диване человека, живо потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот изворачивался как бешеные змеи, рвался в сенцы — не пускали.

— (23)На крышу, на крышу надо! — загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.

— (24)На крышу, — буркнул Славка, хотя зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.

(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, быстро полез. (26)За ним резво — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял допоздна, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!

(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы, словно размытый рисунок, остались.

—(33)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — может, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраивайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.

—(37)Да ну! — только и сказал он ей в ответ.

(38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:

—Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят бабочку каждый день!

—(41)А зачем же их тогда сейчас везде продают? — удивился Славка.

—(42)Чтобы ты купил! — рассмеялся Валька. — (43)Для коллекции!

(По А. Торопцеву)

* Торопцев Александр Петрович (род. в 1949 г.) – русский писатель, публицист.

6.Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Галстук-бабочку Вальке подарил друг Славка.

2) После праздника 1 сентября Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками.

3) Славка мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, быстро полез.

4) Славка, конечно, сразу пошёл домой, высох и согрелся.

5) Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось.

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является сравнение.

1)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот изворачивался как бешеные змеи, рвался в сенцы — не пускали.

2) Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

3) И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей.

4) Славка почувствовал жёсткий комок в горле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня.

5) Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову БЫСТРО (предложение 25). Выпишите один из синонимов.

 

Часть 3

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Внизу их встретили как героев».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3. Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ВАРИАНТ 2

Часть 2

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)История не сохранила ни конструкции первого замкА, ни имени его изобретателя. (2)До наших дней дошли три основных вида замков: накладные, висячие и врезные.  (3)Накладной замок появился в Древнем Египте, оттуда  пришел в Грецию и Рим. (4)Висячие замки изобрели в Китае, а затем они попали в Индию, Персию, Рим. (5)На Руси висячие пружинные замки изготавливались уже 900 лет назад. (6) В Западной Европе в Средние века их даже называли "русскими", поскольку доставлялись они из России, где были самые искусные мастера-замочники.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) не сохранила конструкции (предложение 1)

 2) дошли (предложение 2)

 3) замок появился, пришёл (предложение 3)

 4) замки изобрели (предложение 4) 

 5) замки изготавливались (предложение 5)

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Для того (1)чтобы понимать всё (2) что происходит в окружающем мире (3) для того (4) чтобы (5) и нас понимали те(6) с кем мы общаемся(7)мы должны хорошо владеть современным (8) русским языком.

  1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «помещение из досок», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ.

   Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написание выделенного слова.  Запишите номера этих ответов.

1)ЗДЕШНИЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2)ВЛЕВО –  в наречии, образованном от прилагательного при помощи приставки В- , на конце пишется суффикс –О.

3)КАСАТЕЛЬНАЯ – написание безударной  чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

4)ИСПИСАНЫ – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полном прилагательном.

5)ОТРЕЖЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола после шипящего Ь пишется.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

 (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася - поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка?  (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, хочется плакать. (8) Мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! 
   (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь со своим Отечеством. (15)Он посылал отчизне последний пламенный привет. (16) Давно нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». 
   - (17) Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

- (18) 3а что, мальчик?

- (19)3а то, что я не сирота.

  (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я.  (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине.

 (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил поющий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина. 
    (25)...Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31) Теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что - то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.  ( По В. П. Астафьеву)

*Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – русский писатель, драматург, эссеист.

6.Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) На скрипке играл Вася - белорус.

 2) Никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.

 3) Мир не был добр, он был одинок так же, как я.

 4) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном немецком городке.

 5) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью.

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является эпитет.

1) Он посылал отчизне последний пламенный привет.

2) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.

3) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине.

4) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.

5) Теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к словосочетанию РОДНАЯ ЗЕМЛЯ (предложение 16). Выпишите один из синонимов

Часть 3

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Виктора Владимировича Виноградова«Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ВАРИАНТ 3

Часть 2

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Сергей Иванович Ожегов вошёл в историю русского языкознания как основатель нового направлении в современной теории и практике культуры русской речи.  (2)Он является автором самого известного толкового словаря, неоднократно переизданного. (3)В 1990 году словарю С.И.Ожегова была присуждена премия имени А.С.Пушкина. (4)Этот словарь, являясь образцом правильной речи, и в наши дни считается настольной книгой каждого образованного человека.(5)Любой пользователь Интернета может работать с этим словарём в режиме онлайн.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) вошёл основатель (предложение 1)

 2) он является автором (предложение 2)

 3) присуждена премия (предложение 3)

 4) словарь считается  (предложение 4) 

 5)  пользователь может работать (предложение 5)

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На длинном(1) железном буксире(2) не торопясь(3) лениво и гулко (4) скользя по серовато-синей воде(5) тянется вверх (6)по течению(7) пароход с баржой(8)мокрой и похожей на мокрицу.

  1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «львиная походка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ.

   Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написание выделенного слова.  Запишите номера этих ответов.

1)РАЗДОЛЬЕ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2)ПРИМЕРНЫЙ – в приставке со значением «неполнота действия» пишется буква – И.

3)СЛАГАЕМОЕ – написание безударной  чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

4)ВРЕМЕННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса  –ЕНН–, пишется –НН–.

5)ДЫШАЩИЙ – в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения, пишется суффикс – АЩ – или – ЯЩ –.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

 (1)Город кончался, и вскоре показалось море.

(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

(4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака. (6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.

(9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти. (10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:

– (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...

(15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

(16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб. (18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.

(21)…Когда всё было съедено, Коста сказал:

– (22)Идём. (23)Погуляем.

(24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и полная достоинства львиная походка.

(26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу. (27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста негромко говорил собаке:

– (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб.

(33)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.

– (35)Что же мне с тобой делать? — вполголоса спросил мальчик. — (36)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.

(38)Коста оглянулся и увидел Женечку.

– (39)Что же с ней делать? — растерянно спросила она Косту.

– (40)Она не пойдёт, — сказал мальчик. — (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...

(42)Женечка подошла к собаке.(43)Та глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

– (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая...

(47)Пройдя ещё несколько шагов, он приглушённо сказал:

– (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.

 (51)Море потускнело и стало как бы меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...

(По Ю. Яковлеву)

Яковлев Юрий Яковлевич (1923 — 1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

6.Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Взгляд собаки был устремлён на идущих в её сторону детей.

2) Собака не оживилась, когда Коста выложил перед ней остатки своего обеда.

3) Она ела для того, чтобы не умереть.

4) Собака не зарычала на Женечку, не залаяла, а завиляла хвостом.

5) Ребята сделали из старой лодки дом для собаки.

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является метафора.

1) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра.

2) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

3) Собака вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

4) Нельзя же жить одной на берегу моря.

5) У неё были тяжёлые лапы и полная достоинства львиная походка.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к словосочетанию НЕГРОМКО (предложение 27). Выпишите один из синонимов

Часть 3

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 

  9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения:  «Она (собака) никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3. Как Вы понимаете значение выражения СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ВАРИАНТ 4

Часть 2

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Знаменитая Арина Родионовна была крестьянкой из села, расположенного недалеко от Петербурга. (2)В 1799 году она получила вольную, но до конца своих дней жила в доме Пушкиных. (3) Она вынянчила  сестру поэта, затем его самого и его младшего брата. (4)Родители поэта, как известно, не играли такой большой роли в детской жизни Александра. 5) «Наперсница страницы волшебной»,- так ласково называл свою няню поэт.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Арина Родионовна была крестьянкой (предложение 1)

 2) она получила (предложение 2)

 3) вынянчила поэта (предложение 3)

 4) не играли роли (предложение 4) 

 5)  называл поэт (предложение 5)

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Я смотрел на этих людей (1) вдохновлённых песней (2) и думал о том (3) что все они разные (4) а сейчас вдруг (5) как бы одинаковыми стали (6) что - то заставило их сблизиться (7) и почувствовать вечную красоту.

  1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «шерстяным одеялом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ.

   Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написание выделенного слова.  Запишите номера этих ответов.

1)СПОКОЙНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2)ПРИГЛАШЕНИЕ –  в приставке со значением «приближение» пишется буква – И.

3)ЗАРНИЦА – написание безударной  чередующейся гласной в корне зависит от значения слова.

4) ОСВОБОЖДЕНЫ – в суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется – Н–.

5) ЛИШЬ – в наречиях после шипящих Ь пишется.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

— (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

— (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

— (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

— (10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

— (14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

— (16)Старуха обязательно пожалуется, — говорил Лёвка. — (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

— (21)Да, хорошо бы, — сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

— (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

— (25)Ну что я могу думать, — усмехнулся отец. — (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

— (29)Не может быть, — решительно сказала мать, — на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

— (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? — (34)Голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

— (35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа.

(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

— (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

— (42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Подумаешь – море слёз пролила, плакса какая!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

(46)И ребята не выдержали.

— (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, — решили они.

(48)Но легко сказать «найти», а где её отыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они наткнулись на неё на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

— (50) Да чего вам от меня надобно-то?

— (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

— (53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

— (58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

— (61)Только б не упустить теперь, — пыхтел Лёвка. — (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!

(По В. Осеевой)

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

6.Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Марья Павловна  была недоброй старушкой и часто ругала ребят.

2) Кот Мурлышка орал день и ночь и потому не нравился мальчикам.

3) Лёвка и Серёжа решили, что украв кота, они покажут умение «постоять за себя».

4) Несчастная Марья Павловна после пропажи кота слегла с сердечным приступом.

5) Соседи нашли Мурлышку на городском рынке и вернули Марье Павловне.

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является гипербола.

1)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

2) Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!

3) Подумаешь – море слёз пролила, плакса какая!

4) Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой.

5) Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к словосочетанию НАЙТИ (предложение 47). Выпишите один из синонимов

Часть 3

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В. Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи ». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения:  «Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3. Как Вы понимаете значение выражения СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ВАРИАНТ 5

Часть 2

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Всемирный день компьютерной клавиатуры занимает в календаре два дня – 11 и 12 апреля. (2)Такой интересный факт связан с тем, что именно эти дни апреля являются 101 и 102 днями года. (3)Именно эти две даты выбраны мировым сообществом IT, потому что стандартная компьютерная клавиатура насчитывает 101 или 102 клавиши. (4)На сегодня существуют сотни различных модификаций клавиатур, различных по назначению, функциональности, эргономике, дизайну и раскладкам символов. (5)В России компьютерной клавиатуре уже поставили памятник -  лэнд-арт скульптура в Екатеринбурге.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) занимает два дня (предложение 1)

 2) факт связан (предложение 2)

 3) две даты выбраны (предложение 3)

 4) существуют  (предложение 4) 

 5) поставили памятник (предложение 5)

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В неоглядно знойных облаках пыли (1) задыхаясь(2) потонули сады (3) и скрылись хаты(4) и плетни(5) лишь выглядывают острые(6) зелёные верхушки (7) растущих вдоль улицы пирамидальных тополей.

  1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «падал бессильно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ.

   Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написание выделенного слова.  Запишите номера этих ответов.

1) ПРИРОДНЫЙ – в приставке пишется И, если значение приставки - «присоединение».

2) УВЕРЕННО –  в наречии, образованном от прилагательного, пишется столько Н, сколько   

 в  прилагательном, от которого оно образовано.

3) ИЗБИРАТЕЛЬ – написание безударной  чередующейся гласной в корне зависит от

 ударения.

4) ИЩУЩИЕ – действительные причастия, образованные от глаголов 1 спр., имеют

суффиксы – УЩ – или – ЮЩ –.

5) (выше) ТУЧ – в форме множественного числа им.существительного 3 склонения после  

 шипящего Ь не пишется.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

      (1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

    (2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

    (4)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. (5)Это были страшные минуты, когда слёзы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на кровать с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за своё.

    (8)Он часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (9)То по тревоге несётся во весь опор к самолёту, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули. (10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и тёплой земли. (11)Как тяжело после этого просыпаться!

    (12)Всё с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое. (13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним.

    (14)Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.

– (15)Ну, в добрый час, – сказал старый мастер, помогая встать с постели Алексею.

(16)Мересьев сделал несколько осторожных шагов, и дались они ему, эти первые шаги, с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал, будто бы куль муки втащил на пятый этаж. (17)Добравшись до койки, он повалился на неё грудью, не имея сил даже повернуться на спину.

– (18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, – бормотал Алексей.

(19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить – взад-вперёд по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днём удлиняя путь.

   (20)«Славный малый! – думал про него Гвоздев. – (21)Экая силища в этом человеке!»

   ...(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своём истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует её всем своим существом. (23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. (25)Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал.

(По Б. Полевому)

* Полевой Борис Николаевич (Кампов Борис Николаевич) (1908-1981) – русский советский писатель. Широкую известность получила книга «Повесть о настоящем человеке», в основе которой  реальный подвиг Героя Советского Союза лётчика А.П. Маресьева.

6.Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1) Алексей мечтал вернуться к профессии истребителя.

 2) Гимнастика ног приносила радость, и Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.

 3) Все в палате верили, что можно летать без ног.

4)В упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое.

5) В оттепельный день  в конце февраля Алексей поднялся на своём истребителе в небо.

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1) После каждого такого упражнения он бессильно падал на кровать с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их?

2) Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.

3) Добравшись до койки, он повалился на неё грудью, не имея сил даже повернуться на спину.

4) То по тревоге несётся во весь опор к самолёту, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули.

5) Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к словосочетанию КРОВАТЬ (предложение 6). Выпишите один из синонимов

Часть 3

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Георгия Владимировича Степанова: «Словарь русского языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 

 9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Всё с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3. Как Вы понимаете значение выражения ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое целеустремлённость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ВАРИАНТ 6

Часть 2

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Вопросы стилистики своими корнями восходят к учению античных мыслителей о понятиях и нормах правильной речи. (2)Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме получает развитие и достигает  значительных успехов риторика - наука об искусстве правильной речи. (3)Аристотель утверждал, что  все риторика направлена на побуждение к высказыванию мнения. (4)Значит, для стилистики важно, чтобы речь была правильной и выразительной.  (5) Задача речи - воздействовать на читателя или слушателя.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) вопросы стилистики (предложение 1)

 2) получает, достигает риторика (предложение 2)

 3) риторика направлена (предложение 3)

 4) была правильной, выразительной (предложение 4) 

 5) воздействовать (предложение 5)

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По обеим сторонам тропы высокими (1) крутыми стенами стоял шиповник (2) и цвел таким алым (3) и влажным огнём(4) что казалось (5) что цветы его отделились от колючих веток (6) и висят в воздухе (7) как яркое (8) маленькое пламя.

  1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «на отцовском лице», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ.

   Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написание выделенного слова.  Запишите номера этих ответов.

1)ЗДОРОВЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2)ПОДГОРЕВШИЙ -– написание безударной  чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

3) ГОРОШЕК – в суффиксе существительных после шипящих в безударном положении пишется - Е.

4) НАРИСОВАНО  – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса  –АН–,  пишется –Н–. 

5) УВИДИШЬ – в форме повелительного наклонения глагола после шипящего Ь пишется.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

     (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на отцовском круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

    (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и шофёр визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как пурга снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное снежное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму вьюги, а водитель в изнеможении качал головой.

   (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

     (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце.

     (33)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы  минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (35)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)*

Аксёнова Нина – современный детский поэт и прозаик.

6.Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве героиня очень любила утренники, потому что в садик приходил её отец.

2) Героиня училась в третьем классе, когда сильно простыла.

3)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, но водитель мужественно вывел  машину на дорогу.

4)Отец ушёл ночью за помощью, дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

5) С тех пор накануне Нового года героиня вместе с отцом наряжает ёлку.

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное снежное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.

2) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.  

3) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого  отношения.

4)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег.

5) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к словосочетанию МЕТЕЛЬ (предложение 15). Выпишите один из синонимов.

 Часть 3

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения:  «...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3. Как Вы понимаете значение выражения ПАМЯТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое память», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец сочинения по тексту В.А. Солоухина. Вариант № 5. (ЕГЭ – 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько)

Образец сочинения по тексту В.А. Солоухина. Вариант № 5. (ЕГЭ – 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько)...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ...