Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству;
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Главной целью образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, становится создание условий для развития личности ученика, что предъявляет новые требования к образовательной среде. Важнейшим условием успешной социализации в наше время является освоение разных видов деятельности. Современный урок в связи с требованиями Федерального государственного стандарта строится на системно – деятельностном подходе. Задача учителя на уроке не просто понятно и интересно донести информацию до ученика, а включить его в активную учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно - практических и жизненных проблем. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Давно доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Эльхотовский ногопрофильный колледж»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ
Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка
и литературы
Выполнила
Преподаватель русского языка
ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж» им. Д.Е.Накусова
Багулова Лия Томаевна
Эльхотово,2020г
Групповая работа по ФГОС на уроках
русского языка и литературы
Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству;
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Главной целью образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, становится создание условий для развития личности ученика, что предъявляет новые требования к образовательной среде. Важнейшим условием успешной социализации в наше время является освоение разных видов деятельности. Современный урок в связи с требованиями Федерального государственного стандарта строится на системно – деятельностном подходе. Задача учителя на уроке не просто понятно и интересно донести информацию до ученика, а включить его в активную учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно - практических и жизненных проблем. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Давно доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Преимущества групповой формы учебной работы
- Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.
- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
- У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.
- Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.
- Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат
При интенсивно групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются её продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.
Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями. Работа в парах даёт учащимся время подумать, обменяться идеями с партнёром, и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию.
Педагогические цели и задачи групповой работы:
- повысить уровень знаний учащихся;
- развивать навык самостоятельной учебной деятельности (научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль);
- развивать умение успешного общения (научить детей работать вместе, дружно, в команде);
- привлечь внимание к работе отстающих детей, заинтересовать их (совершенствовать межличностные отношения в классе);
- воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь;
- вызвать интерес учащихся к предметам;
- развить умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание;
- добиться более прочного усвоения знаний;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Сформировать:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навык организации своих мыслей;
—навыки устной речи;
—навыки риторики;
—уверенность в себе;
—способность работать в команде;
—способность концентрироваться на сути проблемы;
—манеры при публичном выступлении.
Виды групповой работы
Групповая работа может быть представлена в виде:
- дискуссии;
- дебатов;
- занятия-лекции;
- урока - конференции;
- семинара-исследования;
- занятия-композиции и т.п.
При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы:
- научности (знания должны быть научно-обоснованы);
- доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они получают; материал, который дает им учитель);
- прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать);
- сознательной активности.
При соблюдении принципов:
- задания должны быть проблемными, создавать определённое познавательное затруднение, представлять возможность для активного использования, имеющихся знаний;
- учитывать особенности состава группы;
- распределять роли между участниками группы;
- организовывать коммуникацию в группе и между группами;
- анализировать способ деятельности.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Использовать плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу.
- позиция «Поймите меня правильно»;
- истина превыше всего;
- краткость — сестра таланта; .
- я критикую идеи, а не людей.
— Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
— Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
2) Объединение в группы. Лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей Педагог должен учесть не только успеваемость, но и характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
3) Распределение ролей.
Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
- лидер. В каждой из групп должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю.
- чтец читает вслух;
- секретарь - записывает что-то от лица группы;
- докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
- иллюстратор
- хронометрист следит за временем.
4) Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, а какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.
5) Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
5) Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Задача учителя — фиксировать работу каждого ученика. И если один внутри группы постоянно отвечает, задает вопросы соседней группе, а другой отмалчивается, то и оценивание происходит пропорционально их работе на уроке.
Такое дифференцированное оценивание стимулирует тех, кто надеется отсидеться за спинами своих более знающих или более активных товарищей. Здесь такой фокус не проходит: оценки внутри группы по итогам работы могут сильно разниться.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
- у учащихся повышается интерес к предметам;
- в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся;
- знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется большая заинтересованность в работе;
- учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей;
- учащиеся получают удовлетворение от работы
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
- повышается учебная и познавательная мотивация;
- снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
- происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;
- улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Минусы.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Например, на уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 6 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 – 2 группы – текст-повествование на тему «Осень пришла», 3-4 группы – текст-описание на тему «Осенний лес», 5-6 группы – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.
Материал для сочинения
Осень пришла (текст-повествование)
1 группа:
Сентябрь, небо, облака, ветерок, воздух, листья, трава.
2 группа:
Птичьи песни, лесные жители, дожди, прохлада.
Осенний лес (текст-описание)
3 группа:
Берёза, осина, дуб, клён.
4 группа:
Оранжевые, жёлтые, багровые, пёстрая метель, листья горят,
разноцветный ковёр.
За что я люблю осень? (текст-рассуждение)
5 группа:
Русский лес, яркие краски, за что я люблю…, солнечные деньки.
6 группа:
Удивительное время года, листопад, настроение, прогулка.
Вот что получилось.
1. Осень пришла (текст-повествование)
Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.
2. Осенний лес (текст-описание)
В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
3. За что я люблю осень? (текст-рассуждение)
Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу. Получился текст 3 абзаца.
Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении групповых работ у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение такого урока, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить два - три раза в год.
Список использованной литературы
1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81.
3. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9.
4. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.
5. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154.
6. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
7. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 106 – 111.
Интернет-источники
Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. -http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php
Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru
Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? - http://www.s-cool.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе"
Проблемы и перспективы реализации ФГОС...
Выступление на школьном педсовете с докладом по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи».
Текст доклада по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи» ....
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе. Из опыта работы
Выступление на ГМО...
Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)
Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...
презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)
Презентация "Опыт работы «Методический семинар» (Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы)...
Доклад по теме: "Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка и литературы"
Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век инфо...
Секреты групповой и командной деятельности на уроках русского языка и литературы
Методический материал (представление педагогического опыта) для выступленияе на Открытом педагогическом совете...