Обмен опытом
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Учитель обязан делиться своим опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 157.5 КБ |
delovaya_igra.docx | 17 КБ |
delovaya_igra.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках русского языка
К основной задаче современного образования относится формирование активной самостоятельной и инициативной позиции обучающихся в процессе обучения. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.
Один из способов решения этих задач – применение метода учебных проектов на уроках.
В ходе работы над методом проектов на уроке русского языка и литературы выявила ряд характерных особенностей:
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы, которую провожу как в начале изучения темы, так и на завершающем этапе работы над темой. В оценивании результатов проекта участвуют и ученики, и учитель.
По продолжительности проекты можно разделить на 4 вида:
- мини- проекты- разрабатываем на один урок. Данный вид проекта очень продуктивен на уроках развития речи;
- краткосрочные проекты- рассчитаны на четыре- шесть уроков;
- недельные проекты- на их выполнение требуется 40-60 учебных часов; как правило, над таким проектом ученики работают в группах;
- годичные проекты – выполняется как в группах, так и индивидуально; защиту годичного проекта обучающиеся представляют чаще всего на научно- практической конференции.
По доминирующей деятельности проекты делятся на пять типов:
- информационный проект;
- ролевой проект;
- творческий проект;
- практико- ориентированный проект;
- исследовательский проект
В процессе подготовки проектной работы стараюсь превратить своих учеников из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Ответственность возлагаю на ученика, сама стараюсь выступать в роли помощника и консультанта.
Применяя проектную технологию в течение нескольких лет, использую следующую свою модель учебного проекта:
- Формулирование темы проекта;
- Постановка основополагающего и проблемного вопроса;
- Определение дидактической цели и методических задач;
- Выбор типа и вида проекта, создание проектных групп
- Распределение ролей и утверждение этапов деятельности;
- Составление индивидуальных или групповых планов работы ;
- Обсуждение возможных источников информации
- Самостоятельная реализация учениками замыслов проекта;
- Промежуточные консультации, доработка проекта
- Оформление результатов в выбранной форме
- Публичное представление проекта
- Рефлексия, подведение итогов
Проектная деятельность требует от меня, как от учителя, не столько объяснения нового материала, сколько создания условий для расширения познавательных интересов обучающихся, возможности их самообразования в процессе практического применения знаний.
Наиболее сложным для меня является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие- сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, степень самостоятельности обучающихся зависит от многих факторов: от темы проекта, опыта такой деятельности, возраста учеников. Возрастные интересы и потребности часто влияют на выбор вида проекта. Как показывает опыт, обучающиеся 5-6 классов проявляют интерес к ролевым и игровым проектам, что связано с их возрастной потребностью в межличностном общении. Ученики 7-8 классов предпочитают работать над практико – ориентированными проектами. У старших школьников 9-11 классов успешно справляются с исследовательскими проектами, и практически все учащиеся 5-11 классов с удовольствием выполняют творческие проекты.
Приведу пример учебного проекта по русскому языку в 6 классе.
Тема проекта «Жаргонизмы»
Тип проекта: информационно – исследовательский
Категория учащихся: обучающиеся 6 класса
Вид проекта:
- по продолжительности – мини – проект
- по количеству участников – групповой
- по содержанию - межпредметный
Проблемные (основополагающие вопросы)
- Что такое жаргонизмы?
- Каковы причины появления жаргона?
- Каковы виды жаргонизмов?
- Чем опасны жаргонизмы?
- Разрушают ли жаргонизмы русский язык
Аннотация проекта:
Каждодневно нам приходится встречаться с факторами нарушения основных аспектов культуры речи. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, ведь речь - не только средство коммуникации, но и мощный энергетический заряд, оказывающий скрытое воздействие на нашу психику и на весь окружающий нас мир. Как часто слышим мы слова и выражения, унижающие достоинство и честь человека.
Русский язык в последние годы активно засоряется. Филологи давно бьют тревогу: в язык постоянно проникает много словесного «мусора». Если вы хотите узнать почему в нашей речи так активно используются жаргонизмы, откуда они появились и чем опасны, приступайте вместе с нами к изучению проекта «Жаргонизмы»
Дидактические цели проекта:
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- Совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- Приобретение навыков самостоятельной работы с полученной информацией;
- Развитие умения работать в команде
- Формирование умения представлять результаты исследования в виде докладов, рефератов, буклетов, презентаций
Методические задачи проекта:
- Обеспечить усвоение теоретического материала знания по теме «Жаргонизмы»;
- Формировать литературную, грамотную, «чистую» речь.
Гипотезы:
- Русский язык в последние годы активно засоряется.
- Жаргонизмы разрушают не только наш великий, могучий русский язык, но и самого человека как личность
Этапы работы над проектом:
- Формирование тем для самостоятельного исследования;
- Формирование групп для проведения исследования;
- Выбор необходимого информационного материала.
- Работа в группах;
- Подготовка презентации;
- Защита проекта;
- Коллективное обсуждение, оценки
Информационные ресурсы:
- Никитина Т. Г. Так говорит молодежь // Русская речь – 1999.
- Скворцов Л. И. Жаргонная лексика в языке современной художественной литературы, в сборнике: Вопросы культуры речи, в. 7, М.: Просвящение, 1966.
- Харламова Е. Агентство "Усы и хвост" // "Cool girl". 22 августа 2001.
- Интернет - источники
Работа по организации исследовательского процесса начинается за две недели до момента изучения данной темы.
Результатом учебного проекта является презентация исследовательской деятельности обучающихся 6 класса по теме «Жаргонизмы»
Группа для проведения исследования | Темы самостоятельных исследований | Форма презентации исследований | Время презентации |
Группа №1 (2 человека) | Проблемы современного русского языка | Доклад | 2 мин. |
Группа №2 (3 человека) | Разговорная разновидность литературного языка | Рисунок – схема | 2 мин |
Группа№3 (3человека) | Жаргонизмы в современной русской речи | Мультимедийная презентация | 3 мин. |
Группа №4 (3 человека) | Причины появления жаргона и его использования | Доклад | 4 мин. |
Группа №5 (2 человека) | Виды жаргонизмов | Мультимедийная презентация | 5 мин. |
Группа №6 (3 человека) | Молодежный жаргон | Сценка | 6 мин. |
Группа №7 (4 человека) | Пагубное влияние жаргонизмов на русский язык | Буклет | 7 мин. |
Группа №8 (2 человек) | «Красотою слова душа живится и возвышается»В.Я. Брюсов | Чтение наизусть | 7 мин. |
Проектная деятельность в доступной для обучающихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.
У ученика, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого учебного материала.
Таким образом, метод учебного проекта:
- ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;
- развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
- формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим;
- может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен;
- решает множество воспитательных задач, и поэтому он нравственен;
Метод проектов обеспечивает профессиональное и личностное развитие учителя, и поэтому позволяет быть автором собственного индивидуального стиля в профессии.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Встать! Суд идёт!»
Деловая игра по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Цели урока: -обобщить знания учащихся о пьесе А.Н.Островского «Гроза», помочь им осознать и сформулировать своё отношение к героям пьесы,
- развивать навыки правильного построения моно- и диалогической речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения,
- воспитывать вдумчивое отношение к прочитанному, к судьбам героев произведения.
Тип урока: деловая игра.
Межпредметные связи: Русский язык «Монолог. Диалог», Основы Российского законодательства.
Методическое обеспечение: Тест, кроссворд, костюмы героев.
Ход урока.
I. Организационный момент:
- объявление темы, цели и порядка проведения урока,
- разъяснение критериев оценок.
II. Вступительное слово преподавателя:
Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры – суда над виновниками гибели Катерины, героини драмы А.Н.Островского «Гроза». Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам А.Н.Островского, ведь он их писал по материалам судебных дел, разбиравшихся в суде, где писатель работал писцом. И сегодня мы проведём судебное заседание по материалам его пьесы.
Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия. Это говорит о том, что пьесы А.Н.Островского жизненны и их не зря называли «Пьесами жизни». Вот о жизни купцов того времени мы и будем с вами говорить на сегодняшнем уроке. Но прежде чем приступить к судебному заседанию, мы должны проверить, а знаем ли мы то, о чём собираемся судить можно ли нам доверить решение этого вопроса, компетентны ли мы в нём. А проверим мы это с помощью викторины, теста и кроссворда.
III. Викторина: / Учащиеся, ответившие правильно на большее количество вопросов, будут выбраны присяжными./
- По репликам определите героя пьесы:
а) «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»
б) «Не слыхала, друг мой, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как бы я слышала, я бы с тобой, мой милый, не так тогда разговаривала».
в) «Благ-алепие» В обетованной земле живете! И купечество всё народ благочестивый…»
г) «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг… Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».
д) «Красота! А ты молись Богу, чтобы отнял красоту-то! В омут лучше с красотой-то!»
- Один из героев пьесы отличается от всех остальных своей образованностью. Кто это? Какое образование он получил»
- О чём просит Бога Борис Григорьевич после последнего свидания с Катериной?
- Феклуша, странница, по её словам ведёт праведную жизнь. Но признаёт за собой один- единственный грех. Какой?
- Один из героев пьесы ищет перпетуум-мобиле. Кто это? Что он ищет? Зачем ему это? Зачем ему деньги?
- Чем ещё кроме изобретательства увлекается данный герой?
- Герой пьесы, фамилия которого отражает его нрав.
- Провозвестница «последних времён» в «Грозе». В чём она видит проявление конца света?
- Герой пьесы, о котором Борис с завистью говорит: «Мечтает себе – и счастлив».
IV. Тест. /Над ним работают учащиеся, играющие роли Бориса и Дикого/.
V. Кроссворд по творчеству А.Н.Островского. /Отгадывают учащиеся, играющие роли Кабанова, Кабановой, Варвары/.
/ Над тестом и кроссвордом учащиеся работают во время викторины/.
VI. Судебное заседание:
-Слово судье: Встать! Суд идёт!
Заседание посвящено расследованию причин гибели Катерины Кабановой. В заседании участвуют присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашённые.
Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Катерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Просьба к присяжным зачитать заключение судебной экспертизы.
-Присяжный: «Высоко бросилась-то, должно быть на якорь попала, ушиблась. А точно… как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».
-Судья: Что привело молодую женщину к такому решению – броситься с обрыва в Волгу? На это вопрос мы и должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведёт следователь.
-Допрос Тихона.
- Очная ставка свидетелей Марфы Игнатьевны Кабановой и Тихона Ивановича Кабанова.
/ Сцена наставлений Кабановой Катерине перед отъездом Тихона/.
- Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьевича Борис Григорьевич.
В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать суду о ваших отношениях с Катериной Кабановой?
Допрос Бориса Григорьевича.
-Судья: Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.
Допрос Варвары.
- Судья: В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. /Зачитывается монолог Кулигина «Жестокие нравы царят в нашем городе, сударь, жестокие»/.
- В зал суда врывается Дикой с криком и бранью.
- Судья: Савёл Прокофьевич, вам никто слова не давал, сядьте, пожалуйста. Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. И прежде чем мы передадим слово суду присяжных для вынесения основного заключения, у нас есть возможность услышать монолог покойной, подслушанный в последние минуты её жизни одной из прохожих. /Монолог Катерины (д. 5, яв. 4)
- Присяжный: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость, серость, дикие ханжество, самодурство и деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, жить по своим убеждениям – ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, так, как у Катерины? Смириться? «Лучше могила», - говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и тошно жить в этом обществе. И для такого характера один выход – смерть. И вина тому – жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, в купеческих городах!
- Судья: На этом заседание объявляется закрытым.
VII. Беседа с учащимися и приглашёнными:
- Ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени.
VIII. Задание на дом:
Вы – корреспондент – и должны написать статью (выберите название статьи из перечисленных):
- «Жестокие нравы города Калинова»
- «Кабановское царство»
- «Эмоции Бориса»
- «За высоким забором»
- «Жизнь в доме с нелюбимым мужем».
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Деловая игра на тему:
«Культура речи - культура общения»
Цели урока:
(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;
(развивающая) формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
(воспитательная) воспитывать отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.
Педагогические технологии: игровые технологии, работа в группах
Оборудование: на стенах развешены высказывания великих писателей, философов о слове и языке:
1. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
2. «В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще таких не знаешь слов». Г. Остер
3. «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй
МОТИВАЦИЯ:
«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:
- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…
Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам.»
М.Горького
Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем мастер – классе?
Вступление
Сегодня мы с вами проведем деловую игру, посвященную очень важной проблеме - культуре речи.
• Что, по-вашему, включает в себя понятие «культура речи»?
• Почему эта проблема так актуальна в последнее время?
В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускается все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью.
• Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?
Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих!
Как вы правильно заметили, для культуры общения необходимо говорить правильно, грамотно, выразительно, быть вежливым.
Сейчас я вам предложу 2 очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно. Проинсценируйте эти ситуации
1. Ученик опоздал на урок, который уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация - забыл тетрадь. Как в такой ситуации ведет себя учитель и ученик
2. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....
(Участники игры анализируют действия учащихся
Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».
Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность, правильность произнесения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.
Каждая группа получает 5 предложения со словами, которые нужно правильно прочитать.
1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
3. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.
4. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
5. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
****
1 Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.
3. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном мире.
4. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.
5. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.
6. На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.
Вывод: постановка ударения в часто встречающихся словах тоже иногда вызывает затруднения.
Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый лексикон.
Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому замечательному произведению Ильфа и Петрова « 12 стульев» режиссером Л. Гайдаем (Смотрим фрагмент).
- Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?
(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)
Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена, многим не помешает его расширить.
• Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее?
Каждая группа получает конверт с заданием: собрать фразеологизм
Мы поговорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной, выразительной, обогащает язык.
А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно избавляться?
Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма «Джентльмены удачи».
Приятно ли вам было слушать такие слова?
- Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения, слова-паразиты.
Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.
Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Очень часто наше молодое поколение использует эти слова в своей речи. Давайте попробуем обойтись без них.
Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания получает каждая группа)
1. - Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо поставить ее на колеса.
2. - В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.
3. - Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!
4. - Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку оторвала на распродаже. Полный улет! Можно закосить последний урок!
Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.
Цитата из Библии:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляет благодать слушающим»
Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю.По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.
Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и в школьной среде.
Как бороться с этим уродливым явлением?
• каждому самому следить за своей речью;
• принять закон, запрещающий сквернословить;
• прививать культуру речи;
• не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями
Издревле мат именуется сквернословием - «скверно»
В словаре Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина... нравственное растление».
Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.
Заключение
Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общ общении. И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обмен опытом по составлению социальных паспортов учащегося, класса, школы
образцы социальных паспортов учащегося, класса, школы...
«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д...
Обмен опытом по теме : "Развитие творческих способностей"
Я, Киричек Елена Тарасовна работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ-ООШ № 25 20 лет. Столько лет дети школы приобщаются к прекрасному через занятия в кружке «Весёлые человечки». Хочу п...
Обмен опытом учителя биологии
Моделирование на уроках...
статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»
Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...
Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек
Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...
Обмен опытом по теме "Успех ученика - это радость учителя" (обоснование выбора образовательных технологий )
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать ...