Интеллектуальный марафон ЛиРусс
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс)

Ващенко Татьяна Александровна

Цель: расширение зоны активного познания школьников, развитие творческих, организаторских способностей.

 Задачи:

- развивать интерес к  русскому языку, литературе;

- развивать мышление, внимание, память;

- воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, самосознание, патриотизм;

- способствовать развитию умения сбора, систематизации и обобщения материала;

- воспитывать у обучающихся чувство любви к родному языку, к родной природе.

 Участники: Обучающиеся 3 – 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛиРусс23.87 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Гвардейское

Красноармейского района Саратовской области»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

М А Р А Ф О Н

                                                      Подготовила и провела:

                                                                           Ващенко Татьяна Александровна,

                                                          учитель русского языка и

                                   литературы

2021 год

 

                                                                                       Утверждаю

                                                                                       Директор МБОУ «ООШ с.Гвардейское

                                                                                     ____________________/О.А.Шапкарина/

                                                                         

                                                                                                   

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Интеллектуального марафона.

Цель: расширение зоны активного познания школьников, развитие творческих, организаторских способностей.

Задачи:

- развивать интерес к  русскому языку, литературе;

- развивать мышление, внимание, память;

- воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, самосознание, патриотизм;

- способствовать развитию умения сбора, систематизации и обобщения материала;

- воспитывать у обучающихся чувство любви к родному языку, к родной природе.

Участники:

Обучающиеся 3 – 7 классов.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы

Дата проведения: 09.12.2021г.

Ответственный за проведение мероприятия: Ващенко Т.А.,учитель русского языка и литературы.

На  мероприятие разработано Положение о проведении.

Контроль за выполнением: Султанова К.А., руководитель ШМО учителей-предметников.

ЛиРусс

Интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников

         

           Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся.                              2. Привитие любви и интереса к родному языку, литературе.

В игре участвуют команды,  которые заранее придумывают названия и девизы.

Игру ведут два ведущих (ученики старших классов), учитель. Жюри выбирается из учащихся старших классов.

Учащимся предлагается несколько заданий. На выполнение каждого даётся определённое время, зависящее от сложности задания. Побеждает та команда, которая наберёт больше всего баллов.

Оформление:  человечек ЛиРусс, меню, название игры, девиз:

Мы будем помнить каждый миг:

Наш лучший друг – родной язык.

Невозможно стать культурным

Без родной литературы!

Сценарий игры

Первый ведущий. Я рада вас приветствовать, друзья!

Второй ведущий. Привет, привет, а вот и я!

                              Я рада приветствовать всех вас!

                               Большой словарный мой запас

                               На всех я изолью тотчас.

Первый ведущий. Ты что?

Второй ведущий. Я оседлала Парнас.

                               Не сразу – мне помог Пегас.

Первый ведущий. Мы не за этим...

Второй ведущий. Вот те раз!

                               А для чего же все мы тут

                               Домашний создали уют?

                               Народу полный класс собрали,

                               Всех от работы оторвали?

Первый ведущий.  Тебе сейчас я объясню.

                                Мы пятиклассников собрали,

                                Чтобы они здесь поиграли

                                В прекрасную игру -

                               Её  названье «ЛиРусс».

                                Сегодня мы узнаем,

                               Кто в литературе и русском языке  силён.

                               Поэтому и девиз нашей игры таков:

                             

                               Мы будем помнить каждый миг:

                              Наш лучший друг – родной язык.

                              Невозможно стать культурным

                              Без родной литературы!

Второй ведущий. А – а! поняла!

                                Мы здесь затем, чтоб насладиться

                                Игрой, которой равной  нет.

                                И от команд мы ждём привет.

Первый ведущий.  Просим команды представиться.

                                 

                                    Команды представляются.

Первый ведущий.  В дорогу отправляться так

                                  Опасно. Это знает всяк.

                                   Хоть мы большие знатоки,

                                   Но нам нужны проводники.

Второй ведущий. Без них нам всем придётся туго.

                                 Хоть выручаем мы друг друга,

                                 Порою нужен нам совет:

                                 Мы правильно идём иль нет.

Первый ведущий.  Жюри нас по пути направит

                                   И без вниманья не оставит.

                                   Коль ошибёмся, то поправит.

                                   Коль скажем правильно – прославит.

                                   Ему передаём привет – ведь без жюри дороги нет.

Второй ведущий. Сегодня нашу игру судит многоуважаемое жюри в составе:

Первый ведущий.  Вот начинается игра.

                                   Теперь мы думаем, пора

                                   Командам начинать сражаться,

                                   В словесных играх упражняться.

Вместе.                      Желаем всем ни пуха  ни пера!

Учитель. У нашей игры сегодня есть талисман - вот этот маленький, пухленький человечек, которого тоже зовут ЛиРусс. Он очень любит готовить, экспериментировать, смешивать разные ингредиенты, чтобы получались новые блюда. Специально для вас он составил такое меню: салат «Разминка», «Кулебяка», «Пельмень с перцем», «Сказочный торт», «Печенье с изюминкой», «Ассорти», коктейль «Актёрский».

Под такими названиями будут проходить и наши сегодняшние конкурсы.

Первое блюдо нашего меню – салат «Разминка». Каждой команде будет задано по 5 вопросов. На обдумывание каждого вопроса 10 секунд. Отвечать может любой игрок команды. Если команда не знает ответ или даёт неправильный, то ответить может та команда, которая первой поднимет руку.

Вопросы для первой команды

1) На сметане мешан,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился...       (колобок)

2) Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

3) Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок, мелок, чтобы они превратились в существительные? (перенести ударение)

4) Закончите пословицу: Рыбак рыбака видит... (издалека).

5) Из названий каких букв можно приготовить пищу? (к, ш - каша)

Вопросы для второй команды

1) Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

   Девочка имя забыла своё.

   А ну, подскажите имя её.  (Красная Шапочка)

2) как правильно сказать: У рыб нет зуб. У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)

3) Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука? (ъ, ь)

4) Закончите пословицу: Вместе тесно, а врозь... (скучно)

5) Какие буквы «обижаются», что их не пишут в начале слова? (й, ы)

Вопросы для третьей команды

1) Толстяк живёт на крыше.

     Летает он всех выше. (Карлсон)

2) Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)

3) В каком слове сто букв г? (стог)

4) Закончи пословицу: Один с сошкой, а семеро с ... (ложкой)

5) Названия каких двух букв составляют целую эпоху? (р, а – эра)

Следующее блюдо нашего меню называется «Пельмень с перцем». Командам даны карточки, в которых четыре группы слов. Вам надо в каждой группе найти слово, которое по какому-то признаку не подходит к данной группе слов, а затем объяснить, почему оно лишнее. На выполнение задания 2 минуты.

  1. Картофель, кофе, какао, тюль.
  2. Ножницы, дрожжи, грабли, портфель.
  3. Лекции, авиации, галереи, армии.
  4. Ростовщик, полог, крыжовник, жёрдочка.

Следующее блюдо - «Кулебяка». Кулебяка – это продолговатый пирог с мясом, рыбой и т.д.

Задание: к предложенным пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы. На обдумывание 3-4 минуты.

  • Торопливым людям не хватает мудрости (Поспешишь, людей насмешишь.)
  • И живи до старости, и учись до старости. (Век живи – век учись.)
  • Потихоньку далеко уйдёшь, а с пляской скоро устанешь. (Тише едешь – дальше будешь.)
  • Рыба ещё в воде, а он сковородку на огонь ставит. (Не делите шкуру неубитого медведя.)

Это блюдо называется «Сказочный торт». Будьте  очень внимательны, слушая эту историю: «Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика с братьями, которые направлялись в домик Белоснежки. Разговор их зашёл о Золушке, которая вышла замуж за Гарри Поттера. Друзья очень удивились, что на свадьбу не были приглашены Синяя Борода и Вини Пух.

Дойдя до избушки на курьих ножках, друзья увидели следующую картину: Петя Ростов с Долоховым привязывали своих коней, а в дверях их ждала Людмила, держа в руках шапку-невидимку.»

Внимание, заданиеназовите из каких произведений герои истории, кто их автор.

На обдумывание ответа, вам 2 минуты. Вы можете записывать ответы на листочках, лежащих на ваших столах.

(«Петя Ростов», отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; «Руслан и Людмила», Пушкин; «Белоснежка и семь гномов», братья Гримм; «Красная Шапочка», Ш. Перро; «Вини Пух», Алан Милн (Б.Заходер); «Гарри Поттер»; Джоан Роулинг)

ЛиРусс приготовил для вас и это блюдо - «Печенье с изюминкой». Каждой команде выдана таблица, в которой находится зашифрованная пословица. Ваша задача найти ключ к её прочтению – и тогда изюминка ваша. На выполнение задания 3 минуты.

К

Й

Г

А

И

Ы

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

                         (Любите наш могучий язык)

«Ассорти». Все вы знаете, что в русском языке есть устойчивые выражения, например: крокодиловы слёзы, бить баклуши, работать спустя рукава, перемывать кости, жить как кошка с собакой... Каждое из них что-то обозначает: бить баклуши – бездельничать, перемывать кости – сплетничать...

Сейчас от каждой команды должен выйти один игрок и выбрать для своей команды по три картинки, на которых нарисованы известные вам устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. По картинке вам надо догадаться, какое устойчивое сочетание слов (фразеологизм) на ней нарисован, и объяснить значение этого фразеологизма. На обдумывание 3 минуты.

(Водить за нос, сесть в калошу, как с гуся вода, буря в стакане воды, зарубить на носу, дело в шляпе, вилами по воде писано, ходячая энциклопедия, вставлять палки в колёса)

Коктейль «Актёрский». Это решающий конкурс в нашей сегодняшней игре. Командам предложено начало частушек. Ваша задача придумать их окончание и исполнить. Исполнять готовую частушку может как один игрок от команды, так и вся команда. На выполнение задание 4-5 минут.

           

 Я под краном руки мыл,

 А лицо помыть забыл...

За рекой стоит избушка

 Красной глиной мазана.

Там живёт моя подружка...

Я плясала в три ноги    Потеряла сапоги,

Оглянулася назад...

Чики-брики, чики-брики,

На высоких каблуках.

Лишь бы личико хорошее...

      Первый ведущий. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги конкурса, мы предлагаем командам отдохнуть и послушать музыку.

                 Первый ведущий. Осталось дело лишь одно,

                                  Последнее. О нём жюри нам скажет

                                  И прямо на того укажет,

                                  Кто победил. Ну что ж, каков

                                  Итог, каких призов заслуживают игроки?

Жюри объявляет оценки. Награждение.

Второй ведущий. Закончилась игра. Увы, пора

                                Прощаться. Наступил финал.

                                  И может быть не каждый ждал

                                 Такой концовки. И не всех

                                 Ужасно радует развязка.

                                 Но главным здесь было всё – таки участье.

Первый ведущий. Мы рады будем видеть вас

                                  Вновь в этом классе и в тот час,

                                   Когда мы снова соберёмся.

                                    Теперь заканчиваем речь

Вместе. Пока, друзья, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеллектуальный Марафон - 2011»

p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; } p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; } Пояснитель...

Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям

Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...

Интеллектуального Марафона- 2011

p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; } Пояснительная записка Цель: Развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;разви...

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 5 класс

    Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по разным предметам. Eго цель-проверить знания, общую эрудицию и творческие сп...

Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 6класс

    Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по различным предметам. Его цель-проверить знания, общую эрудицию, творческие ...