Типы речи
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_rechi.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: углубить общие понятия о типах речи, повторить прием ы разграничения описания, рассуждения, повествования, вырабатывать умение определять типы речи в пределах одного текста.
Словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Что такое описание ? ? Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Что можно описывать? ? Виды описания Описание предмета, животного, человека Описание места Описание состояния (среды или человека)
Рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени. ? Что такое повествование? Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое.
Словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли. ? Что такое рассуждение? Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?
Задание: Определить тип речи в следующих отрывках
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. ПОВЕСТВОВАНИЕ
Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ
Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось — винокуренная кадь двигалась по улице. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым. ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни? РАССУЖДЕНИЕ Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, получаем представление о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями. Это поэтический очерк Малороссии, очерк, полный жизни и очарования. Тезис Вывод Аргументы
Что делать, если тип речи ясно не определяется ? Применит ь к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи. Постара ться опираться именно на эти признаки. Отбросить те типы речи, признаки которых не обнаружили.
Попробуем определить тип текста Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг.
Попробуем определить тип текста Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг. ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ
Задание. Дополните повествование элементами описания Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам и добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею. (Каким был кузнец в этот момент? Как он вёл себя? Какое у него было настроение?).
Попробуем определить тип текста Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного Суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами.
Попробуем определить тип текста Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного Суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны , предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами . Описание с элементами повествования
Задание: дополните описание повествованием Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. (Что сделала Солоха с Чубом, дьяком и чертом, когда те пришли к ней в гости?)
Подводим итоги ? Что нового узнали на уроке о типах речи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Функциональные стили речи.Типы речи.
Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....
Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)
Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....