РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
рабочая программа по русскому языку

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

к ППССЗ по специальности Сестринское дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.01 Русский язык

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                          стр.  

Паспорт рабочей программы дисциплины

3

  1. Область применения программы

  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

3

  1.     Требования к результатам освоения дисциплины

4

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
  2. Характеристика основных видов деятельности студентов

6

7

Структура и содержание дисциплины

11

Условия реализации программы дисциплины

23

3.1.    Требования к материально-техническому обеспечению

23

3.2.    Требования к информационному обеспечению

23

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

24

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 Русский язык

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины (далее – рабочая программа) предназначена для изучения русского языка в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования.

Программа, адаптированная для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченной возможностью здоровья.

1.2. Место общеобразовательной учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Дисциплина ОУД. 01 Русский язык относиться к учебному циклу общеобразовательных дисциплин и направлена на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные   обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Требования к предметным результатам освоения базового курса русского язык должны отражать:

  • сформированность понятий о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  1. Личностных:
  • Воспитание уважения к русскому (родному языку), который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов
  • Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности
  • Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
  • Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
  • Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
  • Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования

  1. Метапредметных:
  • Владение всеми видами речевой деятельностям: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом
  • Владение языковыми средствами –умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства: использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне
  • Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
  • Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения
  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
  • Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных и организационных задач в процессе изучения русского зыка

  1. Предметных
  • Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике
  • Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
  • Владение умением анализировать текст в виде зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
  • Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
  • Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка
  • Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
  • Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь

  • Применять знания о нормах русского литературного языка
  • Осуществлять самоанализ и самооценку на основе наблюдений за собственной речью
  • Анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
  • Представлять текс в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинения различных жанров
  • Выражать сове отношение к проблеме в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать

  • Нормы русского литературного языка

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о

  • Изобразительно-выразительных возможностях русского языка
  • Системе стилей литературного языка

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение общеобразовательной учебной дисциплины

Учебная нагрузка обучающегося

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

78

  • теоретические занятия

78

  • практические занятия/ОСК

-

Самостоятельная работа

39

Всего по дисциплине:

117

Итоговая аттестация в форме экзамена

1.5. Характеристика основных видов деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

  • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
  • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
  • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
  •  преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь. Функциональные стили речи

  • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
  • вычитывать разные виды информации;
  • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
  • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
  • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
  • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
  • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
  • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
  • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
  • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

  • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
  • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология

  • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
  •  объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
  • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика, словообразование, орфография

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
  • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
  •  извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология и орфография

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
  • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
  • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис и пунктуация

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
  • комментировать ответы товарищей;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения), по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
  • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
  • производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
  • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
  • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
  • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам


  1. Структура и содержание программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

1 курс 1 семестр

51 час

34/17

Тема 1.

Введение

Содержание:

2/1

1.1.

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

2

2

Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа текста. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке и анализу методов языкового исследования

Самостоятельная работа:

Подобрать и записать высказывания о русском языке русских и зарубежных поэтов и писателей.

1

Тема 2

Язык и речь. Функциональные стили речи

Содержание:

2/1

2

2.1.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

2

Язык и речь. Понятие речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Коммуникативные единицы речевого взаимодействия: предложение и текст. Текст, его основные содержательные признаки. Тема текста, Основная мысль текста, идея.

Типы речи: описание, рассуждение, повествование.

Самостоятельная работа:

Написать по выбору сочинение-рассуждение, или сочинение-описание, или сочинение-повествование на тему «Прогулка по осеннему лесу»

1

Содержание:

2/1

2

2.2.

Функциональная стилистика. Разговорный стиль речи

2

Понятие о функциональных стилях речи (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный), признаки и особенности: назначение каждого из стилей, сфера его использования, речевые жанры, стилевые черты.

Разговорный стиль, его основные признаки. Основная функция разговорного стиля. Общая характеристика разговорного стиля – устная форма, непринуждённость, без предварительного отбора языковых средств. Сфера применения, тематика. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Самостоятельная работа:

Составить диалог, по которому можно догадаться о коммуникативном намерении.

1

Содержание:

2/1

2

2.3.

Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи

2

Общая характеристика научного стиля – разновидность книжного стиля литературного языка. Специфика научной речи. Основные признаки: абстрактность, обобщённость, отвлеченность изложения, логичность, точность используемого материала. Лексика, морфологические особенности, синтаксис научного стиля.

Общая характеристика официально-делового стиля – использование для написания различных служебных документов, деловых бумаг и т.п. Основные признаки: стабильность, замкнутость, стандартизованность. Лексика, морфологические черты, синтаксис официально-делового стиля. Подстили официально-делового стиля. Жанры, их многообразие.

Самостоятельная работа:

Составить высказывание на лингвистическую тему «Язык и речь» (научный стиль). Написать объяснительную записку, составить заявление о пересдаче экзамена по русскому языку (официально-деловой стиль).

1

Содержание: 

2/1

2

2.4.

Публицистический стиль речи

2

Общая характеристики публицистического стиля речи. Жанры стиля (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Информационная и воздействующая функции публицистического стиля.  Стилистические особенности лексики (интернациональная политическая лексика, научная терминология, речевые стандарты, клише, шаблонные обороты речи, универсальные слова), особенности словообразования, специфика морфологического строя, синтаксис публицистического стиля речи.

Самостоятельная работа: 

Подготовить письменное сообщение на тему «Публицистический стиль и его основные свойства». 

1

Содержание:

2/1

2

2.5.

Художественный стиль речи. Культура речи

2

Общая характеристика художественного стиля речи (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы.

Характеристика культурной речи: правильность, чистота, точность, выразительность, логичность, уместность, богатство. Соблюдение норм современного литературного языка. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота как средства художественной выразительности.

Самостоятельная работа:

Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему о языке художественной литературы говорят, что это особый стиль?»

1

Тема 3

Фонетика и орфоэпия

Содержание:

2/1

2

3.1.

Звуки речи. Соотношение звука и буквы. Фонема и орфограмма

2

Звук как важнейшая единица фонетики. Соотношение звуков и букв. Акустическая, артикуляционная, смыслоразличительная стороны звука. Классификация звуков. Фонема. Фонетическое чередование звуков.  Редукция. Роль ударения в речи. Словесное и логическое ударение. Порядок фонетического разбора. Раздел русского языка «орфография». Понятие «орфограмма». Орфографические правила, связанные со слабой позицией звуков в слове.

Самостоятельная работа:

Подготовить ответ на вопрос: в какой позиции звуки вступают в чередование? Подобрать примеры различных чередований звуков (фонетические чередования).

1

Содержание:

2/1

2

3.2.

Фонетика и орфоэпия. Благозвучие речи

2

Понятие о фонетике и орфоэпии. Нормы произношения звуков, их сочетаний. Правила произношения. Выразительность речи; Благозвучие. Образец благозвучия - классические произведения (поэтические). Звуковая организация поэтической речи при чтении вслух. Нарушение мелодики речи; скопление гласных звуков; повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов.

Самостоятельная работа 

Составить орфоэпический минимум слов, вызывающих трудности в правильности постановки ударения (30-40 слов)

1

Тема 4

Лексика и фразеология

Содержание:

2/1

2

4.1.

Лексика и фразеология. Многозначность слова и омонимия

2

Лексическая система языка. Лексика как словарный состав языка; как определенная группа слов, объединенных по какому-либо признаку. Фразеология как состав неделимых, устойчивых, воспроизводимых по памяти оборотов, сочетаний слов.

Слово как единица лексической системы. Форма слова и содержание. Лексическое значение.  Однозначные и многозначные слова. Понятие об омонимах. Омонимы языка и речи. Употребление омонимов.

Лексические и фразеологические словари. Лексический и фразеологический анализ слова. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.  

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение на тему «Словари как отражение истории и культуры народа».

1

Содержание:

2/1

2

4.2.

Синонимы, антонимы, паронимы

2

Синонимы. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда. Типы синонимических рядов.

Понятие об антонимах. Разнокорневые и однокорневые антонимы.  Стилистические фигуры художественной литературы на основе антонимии – контраст, антитеза, оксюморон.

Паронимы и их употребление. Речевые ошибки при смешении паронимов.

Лексические нормы. Лексические ошибки. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

Самостоятельная работа:

Написать синквейн к словам синоним и антоним

1

Содержание:

2/1

2

4.3.

Лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Активный и пассивный состав языка

2

Русская и заимствованная лексика. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления – диалектизмы. Социально ограниченная лексика – термины, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы.

Активный и пассивный словарный запас.  Устаревшие слова – историзмы и архаизмы, новые слова – неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы).

Стилистическое расслоение лексики и фразеологии.

Самостоятельная работа:

Выписать из художественной литературы 5-6 примеров окказионализмов. Определить цель создания новообразований.

1

Содержание:

2/1

2

4.4.

Фразеологизмы

2

Смысловая целостность, устойчивость, наличие переносного значения, эмоциональная выразительность – свойства фразеологизмов.  Крылатые слова, пословицы и поговорки. Особенности пунктуации и сфера употребления фразеологизмов. Умелое использование фразеологизмов.  Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Компонент фразеологизма. Фразеологические синонимы и антонимы.

Самостоятельная работа:

Выписать фразеологизмы (5-6), обозначающие свойства и качества, присущие только человеку.

1

Тема 5

Морфема и словообразование

Содержание:

2/1

5.1.

Морфема и словообразование. Состав слова

2

2

Понятие морфемы как значимой части слова. Типы морфем. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Непроизводная и производная основа. Производящая основа. Словообразовательные аффиксы. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Самостоятельная работа:

Образовать от данных слов как можно больше однокоренных слов: земля, дорога, лист, холод, лес, город, забота.

1

Содержание:

2/1

2

5.2.

Способы словообразования

2

Способы словообразования: морфологический и неморфологический.

Морфологические способы: аффиксальные, безаффиксные, сложение, сращение, аббревиация и усечение. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Неморфологические способы: морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический.

Чередование согласных и гласных при словообразовании и словоизменении.

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение на тему «Закономерности словообразования некоторых частей речи» (на выбор)

1

Содержание:

2/1

2

5.3.

Понятие об этимологии. Правописание сложных слов с дефисом

2

Этимология – раздел языкознания. Происхождение слов и их история. Этимологический анализ.

Правописание сложных слов с дефисом: прилагательных, неопределённых местоимений и наречий с приставками, наречий и сложных слов с основной пол-.

Самостоятельная работа:

Выписать из Этимологического словаря пять-шесть слов, имеющих отношение к медицине.

1

Содержание:

2/1

2

5.4.

Безударные гласные, проверяемые ударением, и чередующиеся гласные в корнях слова

2

Правила проверки правописания безударных гласных корня слова. Правила правописания чередующихся гласных в корнях слов – а//о, и//е.

Традиционно-историческое (условное) правописание непроверяемых безударных гласных.

Самостоятельная работа:

Составить пять-шесть предложений со словами, в которых есть чередующиеся корни.

1

Содержание:

2/1

2

5.5.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Правописание приставок при- пре-

2

Приставки, имеющие постоянное правописание.

Произношение и правописание приставок, оканчивающихся на з/с.   

Гласные и, ы после приставок, оканчивающихся на согласную.

Значение и правописание приставок при-/ пре-.

Употребление ъ после приставок.

Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа:

Написать сообщение на тему (с примерами) «Условия употребления  в слове  разделительного ъ»

1

1 курс 2 семестр

66 часов

44/22

Тема 6

Морфология

Содержание:

2/1

6.1.

Морфология. Имя существительное

2

2

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных. Правописание окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор существительного.

Самостоятельная работа:

Подобрать по 2-3 слова (в каждую колонку)  к таблице 20. (Л1.с.164).

1

Содержание учебного материала:

2/1

2

6.2.

Имя прилагательное

2

Понятие о прилагательном: грамматическое значение, морфологические, словообразовательные, синтаксические признаки, Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Краткая форма имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.  Словообразование и правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.

Самостоятельная работа

Подобрать примеры (2-3 на каждый случай) прилагательных, образованных а) от имени существительного; б) от глагола; в) от прилагательного; г) от других частей речи.

1

Содержание:

2/1

2

6.3.

Имя числительное

2

Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, порядковые, дробные, собирательные.  Склонение и правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба/обе, двое/трое и др. с существительными

Самостоятельная работа:

Составить сообщение на тему «Свойства собирательных числительных» (что обозначают? как изменяются?)

1

Содержание:

2/1

2

6.4.

Местоимение

2

Общее грамматическое значение местоимения. Местоимение-существительное. Местоимение-прилагательное. Местоимение-числительное.

Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Самостоятельная работа:

Подобрать из текстов художественных произведений предложения, в которых форма вежливого обращения употребляется: 1) с глагольным сказуемым; 2) с составным именным сказуемым, в котором именная часть выражена: а) полным прилагательным; б) кратким прилагательным; в) кратким причастием (по 2-3 примера). В форме какого числа употребляются эти слова?

1

Содержание:

2/1

2

6.5.

Глагол

2

Общее грамматическое значение глагола. Морфологические и синтаксические признаки глагола. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Переходность, непереходность, возвратность. Наклонение глагола. Время глагола. Число и лицо глагола. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Самостоятельная работа:

Подобрать примеры, когда действие, названное глаголом, выполняется: 1) говорящим; 2) собеседником; 3) косвенным участником (по 2-3 примера). Какие формы глаголов употреблены (лицо, число)?

1

Содержание:

2/1

2

6.6.

Глагольные формы: причастие

2

Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и признаки прилагательного в причастии. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Самостоятельная работа:

Написать сообщение на тему (с примерами) «Отличительные черты причастия и отглагольного  прилагательного»

1

Содержание:

2/1

2

6.7.

Глагольные формы: деепричастие

2

Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложения с деепричастиями, связанные с синтаксической функцией  деепричастия.

Самостоятельная работа:

Создать текст (сочинение-миниатюру), используя в тексте деепричастия.

1

Содержание:

2/1

2

6.8.

Наречие. Слова категории состояния

2

Общее грамматическое значение наречия.  Морфологические признаки наречия. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категорий состояния от слов-синонимов. Группы слов категории состояния, их функций в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действий. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Самостоятельная работа:

Подобрать примеры из текстов художественных произведений, иллюстрирующие слитное, раздельное и дефисное написание наречий (по 2-3 предложения)

1

Содержание:

2/1

2

6.9.

Служебные части речи.

2

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производственных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки.  Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание союзов. Отличие союзов также, тоже, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Частица как часть речи. Формообразовательные, словообразовательные, смысловые частицы. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Употребление частиц в речи. Частицы как средство выразительности речи. Правописание междометий и звукоподражательных слов. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

Самостоятельная работа:

Подобрать примеры, иллюстрирующие различие в употреблении производных предлогов и омонимичных им сочетаний существительных с предлогами. Показать, как они различаются.

1

Тема 7

Синтаксис и пунктуация

Содержание:

2/1

2

7.1.

Словосочетание

2

Словосочетание. Свободное и несвободное словосочетание. Структура словосочетания. Типы синтаксической связи. Виды словосочетаний. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Самостоятельная работа:

Написать сообщение на тему «Виды словосочетаний по главному компоненту» (именные, глагольные, наречные). Подобрать примеры.

1

Содержание:

2/1

2

7.2.

Простое предложение

2

Предложения по цели высказывания. Эмоциональная окраска предложений. Порядок слов в предложении.  Структура простого предложения.  Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого.  Тире между подлежащими и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Самостоятельная работа:

Подобрать из художественных произведений предложения, где подлежащее выражено словами различных частей речи, словосочетаниями, а сказуемое представлено различными типами: простое глагольное, составное глагольное, составное именное (до 10 предложений)

1

Содержание:

2/1

2

7.3.

Второстепенные члены предложения

2

Роль второстепенных членов в организации предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения: определение, приложение, дополнение, обстоятельство. Определения согласованные и несогласованные. Дополнения прямые и косвенные; приглагольные и приименные.  Виды обстоятельств. Способы выражения второстепенных членов предложения.

Самостоятельная работа:

Составить высказывание на тему «Приложение как особый вид определений. Постановка дефиса при употреблении приложения».

1

Содержание:

2/1

2

7.4.

Односоставные предложения. Неполные предложения

2

Понятие об односоставном предложении. Классификация односоставных предложений по главному члену: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Способы выражения сказуемых в определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных предложениях.

Неполное предложение. Постановка тире в неполном предложении. Сфера употребления неполных предложений.

Самостоятельная работа:

Составить диалог. Указать неполные предложения. Назвать, какие члены предложения в них опущены.

1

Содержание:

2/1

2

7.5.

Предложение с однородными членами

2

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.

Самостоятельная работа:

Составить таблицу «Различие однородных и неоднородных определений»

1

Содержание:

2/1

2

7.6.

Предложения с обособленными членами

2

Обособление согласованных определений, приложений, дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

Самостоятельная работа:

Составить сообщение на тему «Пунктуация при сравнительных оборотах с союзом как» (с примерами из художественных произведений).

1

Содержание:

2/1

2

7.7.

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

2

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Место обращения в предложении.  Вводные и вставные конструкции. Значения вводных слов.

Самостоятельная работа:

Составить высказывание на тему «Роль вставных конструкций в предложении. Знаки препинания при включениях»

1

Содержание:

2/1

2

7.8.

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.

2

Виды сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Отношения между частями сложносочиненного предложения. Соединительные, противительные, разделительные и присоединительные союзы в сложносочиненном предложении как средство выражения отношений между его частями. Знаки препинания и их отсутствие в сложносочинённом предложении.

Самостоятельная работа:

Подобрать из художественных произведений 5-6 сложносочиненных предложений с противительными союзами между его частями. Ответить на вопрос: «Какими смысловыми оттенками могут быть осложнены противительные отношения?»

1

Содержание:

2/1

2

7.9.

Сложноподчинённое предложение

2

Сложноподчинённые предложения. Средства связи главной и придаточной частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Основные группы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синонимическая замена синтаксических конструкций.

Самостоятельная работа:

Составить высказывание «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными», проиллюстрировать примерами.

1

Содержание:

2/1

2

7.10.

Бессоюзное сложное предложение

2

Бессоюзное сложное предложение как особый вид сложного предложения. Синтаксические значения бессоюзных сложных предложений: перечисления, сопоставления или противопоставления; обусловленности; причинно-следственные;                             пояснительные. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Самостоятельная работа:

Доказать на примерах из художественных произведений, что бессоюзное сложное предложение – особый вид сложных предложений. Чем они отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных?

1

Содержание:

2/1

2

7.11.

Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое

2

Основные признаки многочленного сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ). Компоненты ССЦ. Тематическая и грамматическая связь в ССЦ. Типы синтаксической связи в ССЦ – цепная, параллельная, комбинированная.

Самостоятельная работа:

Подобрать по 2-3 примера-предложения сложных предложений с различными видами связи, где ведущей связью является: а) бессоюзная; б) сочинительная.

1

Содержание:

2/2

2

7.12.

Прямая и косвенная речь

2

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Особенности постановки знаков препинания при прямой речи. Косвенная речь. Правила замены прямой речи на косвенную. Диалог. Цитата и эпиграф.  Правила замены прямой речи на косвенную.

Самостоятельная работа:

Составить портрет Обломова, используя цитаты из романа И.А. Гончарова «Обломов»

2

Содержание:

2

2

7.13.

Итоговое занятие

Повторение изученного материала.

Выполнение итогового проверочного теста (Л1.с.397-402)

Всего

117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература» или кабинета, оборудованного техническими средствами обучения.

        Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, рабочее место преподавателя, доска, шкафы

        Технические средства обучения: проектор, экран/интерактивная доска, компьютер с лицензионным программным обеспечением, гарнитура, видеокамера.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия», 2018

Дополнительные источники:

  1. Воителева Т.М.  Русский язык: орфография, пунктуация, культура речи.: учебно-практическое пособие/ Т.М. Воителева, В.В. Тихонова  Москва: КноРус, 2019
  2. Голуб И.Б. Русский язык.: справочник/ И.Б. Голуб  Москва: КноРус, 2020
  3. Обернихина Г.А. Русский язык и литература. Литература: В 2 ч. Ч 1 и Ч 2 Москва: ИЦ «Академия», 2017
  4. Рубцова Т.А.  Русский язык: учебник / Т.А. Рубцова, Т.А. Тришкина  Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018
  5. Сергеева Е.В. Русский язык и культура речи. Практикум.: учебно-практическое пособие / Е.В. Сергеева  Москва: КноРус, 2019
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устных (письменных) опросов, тестирования, письменных работ, заполнения таблиц, а также выполнения студентами упражнений.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения общеобразовательной учебной дисциплины должен уметь:

  • Применять знания о нормах русского литературного языка
  • Осуществлять самоанализ и самооценку на основе наблюдений за собственной речью
  • Анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
  • Представлять текс в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинения различных жанров
  • Выражать сове отношение к проблеме в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать

  • Нормы русского литературного языка

ОК 1-13

Текущий контроль:

  • фронтальный опрос
  • индивидуальный опрос
  • заполнение таблицы
  • выполнений упражнений
  • решение тестовых заданий
  • письменный опрос

Итоговый контроль:

– экзамен  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература

Рабочая программа ОУД.01. Русский язык и литература разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерных программ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.1 Русский язык

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевой и системный администратор 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сист

    Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 «Родной язык» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык  разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и естественно-научного проф...