РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
рабочая программа по русскому языку
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык | 58.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ППССЗ по специальности Сестринское дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.01 Русский язык
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт рабочей программы дисциплины | 3 | |
| ||
| 3 | |
| 4 | |
| 6 7 | |
Структура и содержание дисциплины | 11 | |
Условия реализации программы дисциплины | 23 | |
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению | 23 | |
3.2. Требования к информационному обеспечению | 23 | |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины (далее – рабочая программа) предназначена для изучения русского языка в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования.
Программа, адаптированная для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченной возможностью здоровья.
1.2. Место общеобразовательной учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина ОУД. 01 Русский язык относиться к учебному циклу общеобразовательных дисциплин и направлена на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Требования к предметным результатам освоения базового курса русского язык должны отражать:
- сформированность понятий о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- Личностных:
- Воспитание уважения к русскому (родному языку), который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов
- Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности
- Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
- Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
- Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
- Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования
- Метапредметных:
- Владение всеми видами речевой деятельностям: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом
- Владение языковыми средствами –умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства: использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне
- Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
- Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
- Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных и организационных задач в процессе изучения русского зыка
- Предметных
- Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике
- Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
- Владение умением анализировать текст в виде зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
- Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
- Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка
- Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
- Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь
- Применять знания о нормах русского литературного языка
- Осуществлять самоанализ и самооценку на основе наблюдений за собственной речью
- Анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
- Представлять текс в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинения различных жанров
- Выражать сове отношение к проблеме в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать
- Нормы русского литературного языка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о
- Изобразительно-выразительных возможностях русского языка
- Системе стилей литературного языка
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение общеобразовательной учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающегося | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 78 |
| 78 |
| - |
Самостоятельная работа | 39 |
Всего по дисциплине: | 117 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
1.5. Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
|
Язык и речь. Функциональные стили речи |
|
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
|
Лексикология и фразеология |
|
Морфемика, словообразование, орфография |
|
Морфология и орфография |
|
Синтаксис и пунктуация |
|
- Структура и содержание программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 курс 1 семестр | 51 час 34/17 | ||||
Тема 1. Введение | Содержание: | 2/1 | |||
1.1. | Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры | 2 | 2 | ||
Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа текста. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке и анализу методов языкового исследования | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать и записать высказывания о русском языке русских и зарубежных поэтов и писателей. | 1 | ||||
Тема 2 Язык и речь. Функциональные стили речи | Содержание: | 2/1 | 2 | ||
2.1. | Язык и речь. Виды речевой деятельности | 2 | |||
Язык и речь. Понятие речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Коммуникативные единицы речевого взаимодействия: предложение и текст. Текст, его основные содержательные признаки. Тема текста, Основная мысль текста, идея. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. | |||||
Самостоятельная работа: Написать по выбору сочинение-рассуждение, или сочинение-описание, или сочинение-повествование на тему «Прогулка по осеннему лесу» | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
2.2. | Функциональная стилистика. Разговорный стиль речи | 2 | |||
Понятие о функциональных стилях речи (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный), признаки и особенности: назначение каждого из стилей, сфера его использования, речевые жанры, стилевые черты. Разговорный стиль, его основные признаки. Основная функция разговорного стиля. Общая характеристика разговорного стиля – устная форма, непринуждённость, без предварительного отбора языковых средств. Сфера применения, тематика. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). | |||||
Самостоятельная работа: Составить диалог, по которому можно догадаться о коммуникативном намерении. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
2.3. | Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи | 2 | |||
Общая характеристика научного стиля – разновидность книжного стиля литературного языка. Специфика научной речи. Основные признаки: абстрактность, обобщённость, отвлеченность изложения, логичность, точность используемого материала. Лексика, морфологические особенности, синтаксис научного стиля. Общая характеристика официально-делового стиля – использование для написания различных служебных документов, деловых бумаг и т.п. Основные признаки: стабильность, замкнутость, стандартизованность. Лексика, морфологические черты, синтаксис официально-делового стиля. Подстили официально-делового стиля. Жанры, их многообразие. | |||||
Самостоятельная работа: Составить высказывание на лингвистическую тему «Язык и речь» (научный стиль). Написать объяснительную записку, составить заявление о пересдаче экзамена по русскому языку (официально-деловой стиль). | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
2.4. | Публицистический стиль речи | 2 | |||
Общая характеристики публицистического стиля речи. Жанры стиля (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Информационная и воздействующая функции публицистического стиля. Стилистические особенности лексики (интернациональная политическая лексика, научная терминология, речевые стандарты, клише, шаблонные обороты речи, универсальные слова), особенности словообразования, специфика морфологического строя, синтаксис публицистического стиля речи. | |||||
Самостоятельная работа: Подготовить письменное сообщение на тему «Публицистический стиль и его основные свойства». | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
2.5. | Художественный стиль речи. Культура речи | 2 | |||
Общая характеристика художественного стиля речи (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы. Характеристика культурной речи: правильность, чистота, точность, выразительность, логичность, уместность, богатство. Соблюдение норм современного литературного языка. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота как средства художественной выразительности. | |||||
Самостоятельная работа: Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему о языке художественной литературы говорят, что это особый стиль?» | 1 | ||||
Тема 3 Фонетика и орфоэпия | Содержание: | 2/1 | 2 | ||
3.1. | Звуки речи. Соотношение звука и буквы. Фонема и орфограмма | 2 | |||
Звук как важнейшая единица фонетики. Соотношение звуков и букв. Акустическая, артикуляционная, смыслоразличительная стороны звука. Классификация звуков. Фонема. Фонетическое чередование звуков. Редукция. Роль ударения в речи. Словесное и логическое ударение. Порядок фонетического разбора. Раздел русского языка «орфография». Понятие «орфограмма». Орфографические правила, связанные со слабой позицией звуков в слове. | |||||
Самостоятельная работа: Подготовить ответ на вопрос: в какой позиции звуки вступают в чередование? Подобрать примеры различных чередований звуков (фонетические чередования). | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
3.2. | Фонетика и орфоэпия. Благозвучие речи | 2 | |||
Понятие о фонетике и орфоэпии. Нормы произношения звуков, их сочетаний. Правила произношения. Выразительность речи; Благозвучие. Образец благозвучия - классические произведения (поэтические). Звуковая организация поэтической речи при чтении вслух. Нарушение мелодики речи; скопление гласных звуков; повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов. | |||||
Самостоятельная работа Составить орфоэпический минимум слов, вызывающих трудности в правильности постановки ударения (30-40 слов) | 1 | ||||
Тема 4 Лексика и фразеология | Содержание: | 2/1 | 2 | ||
4.1. | Лексика и фразеология. Многозначность слова и омонимия | 2 | |||
Лексическая система языка. Лексика как словарный состав языка; как определенная группа слов, объединенных по какому-либо признаку. Фразеология как состав неделимых, устойчивых, воспроизводимых по памяти оборотов, сочетаний слов. Слово как единица лексической системы. Форма слова и содержание. Лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Понятие об омонимах. Омонимы языка и речи. Употребление омонимов. Лексические и фразеологические словари. Лексический и фразеологический анализ слова. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. | |||||
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему «Словари как отражение истории и культуры народа». | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
4.2. | Синонимы, антонимы, паронимы | 2 | |||
Синонимы. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда. Типы синонимических рядов. Понятие об антонимах. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Стилистические фигуры художественной литературы на основе антонимии – контраст, антитеза, оксюморон. Паронимы и их употребление. Речевые ошибки при смешении паронимов. Лексические нормы. Лексические ошибки. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | |||||
Самостоятельная работа: Написать синквейн к словам синоним и антоним | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
4.3. | Лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Активный и пассивный состав языка | 2 | |||
Русская и заимствованная лексика. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления – диалектизмы. Социально ограниченная лексика – термины, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова – историзмы и архаизмы, новые слова – неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы). Стилистическое расслоение лексики и фразеологии. | |||||
Самостоятельная работа: Выписать из художественной литературы 5-6 примеров окказионализмов. Определить цель создания новообразований. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
4.4. | Фразеологизмы | 2 | |||
Смысловая целостность, устойчивость, наличие переносного значения, эмоциональная выразительность – свойства фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Особенности пунктуации и сфера употребления фразеологизмов. Умелое использование фразеологизмов. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Компонент фразеологизма. Фразеологические синонимы и антонимы. | |||||
Самостоятельная работа: Выписать фразеологизмы (5-6), обозначающие свойства и качества, присущие только человеку. | 1 | ||||
Тема 5 Морфема и словообразование | Содержание: | 2/1 | |||
5.1. | Морфема и словообразование. Состав слова | 2 | 2 | ||
Понятие морфемы как значимой части слова. Типы морфем. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Непроизводная и производная основа. Производящая основа. Словообразовательные аффиксы. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. | |||||
Самостоятельная работа: Образовать от данных слов как можно больше однокоренных слов: земля, дорога, лист, холод, лес, город, забота. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
5.2. | Способы словообразования | 2 | |||
Способы словообразования: морфологический и неморфологический. Морфологические способы: аффиксальные, безаффиксные, сложение, сращение, аббревиация и усечение. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Неморфологические способы: морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический. Чередование согласных и гласных при словообразовании и словоизменении. | |||||
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему «Закономерности словообразования некоторых частей речи» (на выбор) | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
5.3. | Понятие об этимологии. Правописание сложных слов с дефисом | 2 | |||
Этимология – раздел языкознания. Происхождение слов и их история. Этимологический анализ. Правописание сложных слов с дефисом: прилагательных, неопределённых местоимений и наречий с приставками, наречий и сложных слов с основной пол-. | |||||
Самостоятельная работа: Выписать из Этимологического словаря пять-шесть слов, имеющих отношение к медицине. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
5.4. | Безударные гласные, проверяемые ударением, и чередующиеся гласные в корнях слова | 2 | |||
Правила проверки правописания безударных гласных корня слова. Правила правописания чередующихся гласных в корнях слов – а//о, и//е. Традиционно-историческое (условное) правописание непроверяемых безударных гласных. | |||||
Самостоятельная работа: Составить пять-шесть предложений со словами, в которых есть чередующиеся корни. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
5.5. | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Правописание приставок при- пре- | 2 | |||
Приставки, имеющие постоянное правописание. Произношение и правописание приставок, оканчивающихся на з/с. Гласные и, ы после приставок, оканчивающихся на согласную. Значение и правописание приставок при-/ пре-. Употребление ъ после приставок. Дифференцированный зачет | |||||
Самостоятельная работа: Написать сообщение на тему (с примерами) «Условия употребления в слове разделительного ъ» | 1 | ||||
1 курс 2 семестр | 66 часов 44/22 | ||||
Тема 6 Морфология | Содержание: | 2/1 | |||
6.1. | Морфология. Имя существительное | 2 | 2 | ||
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных. Правописание окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор существительного. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать по 2-3 слова (в каждую колонку) к таблице 20. (Л1.с.164). | 1 | ||||
Содержание учебного материала: | 2/1 | 2 | |||
6.2. | Имя прилагательное | 2 | |||
Понятие о прилагательном: грамматическое значение, морфологические, словообразовательные, синтаксические признаки, Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Краткая форма имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Словообразование и правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи. | |||||
Самостоятельная работа Подобрать примеры (2-3 на каждый случай) прилагательных, образованных а) от имени существительного; б) от глагола; в) от прилагательного; г) от других частей речи. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
6.3. | Имя числительное | 2 | |||
Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, порядковые, дробные, собирательные. Склонение и правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба/обе, двое/трое и др. с существительными | |||||
Самостоятельная работа: Составить сообщение на тему «Свойства собирательных числительных» (что обозначают? как изменяются?) | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
6.4. | Местоимение | 2 | |||
Общее грамматическое значение местоимения. Местоимение-существительное. Местоимение-прилагательное. Местоимение-числительное. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать из текстов художественных произведений предложения, в которых форма вежливого обращения употребляется: 1) с глагольным сказуемым; 2) с составным именным сказуемым, в котором именная часть выражена: а) полным прилагательным; б) кратким прилагательным; в) кратким причастием (по 2-3 примера). В форме какого числа употребляются эти слова? | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
6.5. | Глагол | 2 | |||
Общее грамматическое значение глагола. Морфологические и синтаксические признаки глагола. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Переходность, непереходность, возвратность. Наклонение глагола. Время глагола. Число и лицо глагола. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать примеры, когда действие, названное глаголом, выполняется: 1) говорящим; 2) собеседником; 3) косвенным участником (по 2-3 примера). Какие формы глаголов употреблены (лицо, число)? | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
6.6. | Глагольные формы: причастие | 2 | |||
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и признаки прилагательного в причастии. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. | |||||
Самостоятельная работа: Написать сообщение на тему (с примерами) «Отличительные черты причастия и отглагольного прилагательного» | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
6.7. | Глагольные формы: деепричастие | 2 | |||
Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложения с деепричастиями, связанные с синтаксической функцией деепричастия. | |||||
Самостоятельная работа: Создать текст (сочинение-миниатюру), используя в тексте деепричастия. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
6.8. | Наречие. Слова категории состояния | 2 | |||
Общее грамматическое значение наречия. Морфологические признаки наречия. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категорий состояния от слов-синонимов. Группы слов категории состояния, их функций в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действий. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать примеры из текстов художественных произведений, иллюстрирующие слитное, раздельное и дефисное написание наречий (по 2-3 предложения) | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
6.9. | Служебные части речи. | 2 | |||
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производственных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание союзов. Отличие союзов также, тоже, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Частица как часть речи. Формообразовательные, словообразовательные, смысловые частицы. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Употребление частиц в речи. Частицы как средство выразительности речи. Правописание междометий и звукоподражательных слов. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий и звукоподражательных слов в речи. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать примеры, иллюстрирующие различие в употреблении производных предлогов и омонимичных им сочетаний существительных с предлогами. Показать, как они различаются. | 1 | ||||
Тема 7 Синтаксис и пунктуация | Содержание: | 2/1 | 2 | ||
7.1. | Словосочетание | 2 | |||
Словосочетание. Свободное и несвободное словосочетание. Структура словосочетания. Типы синтаксической связи. Виды словосочетаний. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. | |||||
Самостоятельная работа: Написать сообщение на тему «Виды словосочетаний по главному компоненту» (именные, глагольные, наречные). Подобрать примеры. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.2. | Простое предложение | 2 | |||
Предложения по цели высказывания. Эмоциональная окраска предложений. Порядок слов в предложении. Структура простого предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Тире между подлежащими и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать из художественных произведений предложения, где подлежащее выражено словами различных частей речи, словосочетаниями, а сказуемое представлено различными типами: простое глагольное, составное глагольное, составное именное (до 10 предложений) | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.3. | Второстепенные члены предложения | 2 | |||
Роль второстепенных членов в организации предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения: определение, приложение, дополнение, обстоятельство. Определения согласованные и несогласованные. Дополнения прямые и косвенные; приглагольные и приименные. Виды обстоятельств. Способы выражения второстепенных членов предложения. | |||||
Самостоятельная работа: Составить высказывание на тему «Приложение как особый вид определений. Постановка дефиса при употреблении приложения». | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.4. | Односоставные предложения. Неполные предложения | 2 | |||
Понятие об односоставном предложении. Классификация односоставных предложений по главному члену: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Способы выражения сказуемых в определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных предложениях. Неполное предложение. Постановка тире в неполном предложении. Сфера употребления неполных предложений. | |||||
Самостоятельная работа: Составить диалог. Указать неполные предложения. Назвать, какие члены предложения в них опущены. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.5. | Предложение с однородными членами | 2 | |||
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. | |||||
Самостоятельная работа: Составить таблицу «Различие однородных и неоднородных определений» | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.6. | Предложения с обособленными членами | 2 | |||
Обособление согласованных определений, приложений, дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. | |||||
Самостоятельная работа: Составить сообщение на тему «Пунктуация при сравнительных оборотах с союзом как» (с примерами из художественных произведений). | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.7. | Предложения с обращениями и вводными конструкциями | 2 | |||
Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Место обращения в предложении. Вводные и вставные конструкции. Значения вводных слов. | |||||
Самостоятельная работа: Составить высказывание на тему «Роль вставных конструкций в предложении. Знаки препинания при включениях» | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.8. | Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. | 2 | |||
Виды сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Отношения между частями сложносочиненного предложения. Соединительные, противительные, разделительные и присоединительные союзы в сложносочиненном предложении как средство выражения отношений между его частями. Знаки препинания и их отсутствие в сложносочинённом предложении. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать из художественных произведений 5-6 сложносочиненных предложений с противительными союзами между его частями. Ответить на вопрос: «Какими смысловыми оттенками могут быть осложнены противительные отношения?» | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.9. | Сложноподчинённое предложение | 2 | |||
Сложноподчинённые предложения. Средства связи главной и придаточной частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Основные группы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синонимическая замена синтаксических конструкций. | |||||
Самостоятельная работа: Составить высказывание «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными», проиллюстрировать примерами. | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.10. | Бессоюзное сложное предложение | 2 | |||
Бессоюзное сложное предложение как особый вид сложного предложения. Синтаксические значения бессоюзных сложных предложений: перечисления, сопоставления или противопоставления; обусловленности; причинно-следственные; пояснительные. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | |||||
Самостоятельная работа: Доказать на примерах из художественных произведений, что бессоюзное сложное предложение – особый вид сложных предложений. Чем они отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных? | 1 | ||||
Содержание: | 2/1 | 2 | |||
7.11. | Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое | 2 | |||
Основные признаки многочленного сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Сложное синтаксическое целое (ССЦ). Компоненты ССЦ. Тематическая и грамматическая связь в ССЦ. Типы синтаксической связи в ССЦ – цепная, параллельная, комбинированная. | |||||
Самостоятельная работа: Подобрать по 2-3 примера-предложения сложных предложений с различными видами связи, где ведущей связью является: а) бессоюзная; б) сочинительная. | 1 | ||||
Содержание: | 2/2 | 2 | |||
7.12. | Прямая и косвенная речь | 2 | |||
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Особенности постановки знаков препинания при прямой речи. Косвенная речь. Правила замены прямой речи на косвенную. Диалог. Цитата и эпиграф. Правила замены прямой речи на косвенную. | |||||
Самостоятельная работа: Составить портрет Обломова, используя цитаты из романа И.А. Гончарова «Обломов» | 2 | ||||
Содержание: | 2 | 2 | |||
7.13. | Итоговое занятие | ||||
Повторение изученного материала. Выполнение итогового проверочного теста (Л1.с.397-402) | |||||
Всего | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература» или кабинета, оборудованного техническими средствами обучения.
Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, рабочее место преподавателя, доска, шкафы
Технические средства обучения: проектор, экран/интерактивная доска, компьютер с лицензионным программным обеспечением, гарнитура, видеокамера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия», 2018
Дополнительные источники:
- Воителева Т.М. Русский язык: орфография, пунктуация, культура речи.: учебно-практическое пособие/ Т.М. Воителева, В.В. Тихонова – Москва: КноРус, 2019
- Голуб И.Б. Русский язык.: справочник/ И.Б. Голуб – Москва: КноРус, 2020
- Обернихина Г.А. Русский язык и литература. Литература: В 2 ч. Ч 1 и Ч 2 – Москва: ИЦ «Академия», 2017
- Рубцова Т.А. Русский язык: учебник / Т.А. Рубцова, Т.А. Тришкина – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018
- Сергеева Е.В. Русский язык и культура речи. Практикум.: учебно-практическое пособие / Е.В. Сергеева – Москва: КноРус, 2019
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устных (письменных) опросов, тестирования, письменных работ, заполнения таблиц, а также выполнения студентами упражнений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения общеобразовательной учебной дисциплины должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать
| ОК 1-13 | Текущий контроль:
Итоговый контроль: – экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература
Рабочая программа ОУД.01. Русский язык и литература разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерных программ ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.1 Русский язык
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевой и системный администратор 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сист
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 «Родной язык» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и естественно-научного проф...