«Образование прилагательных с помощью суффиксов - СК - , - К -»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: «Образование прилагательных с помощью суффиксов - СК - , - К -»
Цели:
1. Познакомить учащихся с условиями различения на письме суффиксов –К- и –СК-.
2. Дать представление об образовании с помощью суффикса –К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса СК- - относительных прилагательных.
3. Повторить сведения о разрядах прилагательных.
Задачи:
Образовательные: формировать умение различать на письме суффиксы –К- и –СК-. Графически обозначать условия выбора на письме –К- и ‑СК-
Развивающие: развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания. Развивать логическое мышление. Развивать речь учащихся, умение строить монологическое высказывание, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, умение анализировать, находить закономерности. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к изучению русского языка. Воспитывать аккуратность при оформлении записей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_prilagatelnyh_s_pomoshchyu_suffiksov_-sk-_-k-.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: «Образование прилагательных с помощью суффиксов –СК-, -К-»
Цели:
1. Познакомить учащихся с условиями различения на письме суффиксов –К- и –СК-.
2. Дать представление об образовании с помощью суффикса –К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса СК- - относительных прилагательных.
3. Повторить сведения о разрядах прилагательных.
Задачи:
Образовательные: формировать умение различать на письме суффиксы –К- и –СК-. Графически обозначать условия выбора на письме –К- и -СК-
Развивающие: развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания. Развивать логическое мышление. Развивать речь учащихся, умение строить монологическое высказывание, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, умение анализировать, находить закономерности. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к изучению русского языка. Воспитывать аккуратность при оформлении записей.
Оборудование:
- Учебник
- Рабочие тетради по русскому языку
- Раздаточный материал.
- Набор слайдов
- Мультимедиа
- Доска
Ход урока:
Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво!»
1.Организационный момент.
Запись в тетрадях и на доске числа и темы урока « Образование прилагательных с помощью суффиксов –К-, -СК-».
- Актуализация знаний. Повтор теории. Воспроизводящая беседа.
- Прежде чем мы будем изучать тему урока, вспомним, что мы знаем о прилагательном?
-Какие разряды прилагательных вы знаете? (качественные, относительные, притяжательные).
- По каким признакам мы различаем качественные, относительные и притяжательные прилагательные?
- Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)
3.Творческая работа (использование мультимедиа)
С данными словами составьте и запишите предложения.
- В, были, старину, в, деревенских, русских, низкие, избах, потолки. (В старину в русских деревенских избах были низкие потолки).
- В, вдоль, комнатах, стояли, стен, узкие, лавки, жесткие. (В комнатах вдоль стен стояли узкие жесткие лавки).
- Утром, однажды, сентябрьским, я, рыбу, на, ловил, небольшом, с, озере, высокими, берегами, вязкими. (Однажды сентябрьским утром я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, вязкими берегами).
4. Языковая разминка
- В записанных предложениях найдите имена прилагательные. По какому признаку вы их отличаете? (Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? В предложении являются определениями.)
- Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
- Объясните лексическое значение слова вязкий. (Вязкий- тягучий, липкий, засасывающий, топкий).
- Определите разряд прилагательных и обозначьте в них суффиксы.
5.Объявление темы урока, постановка целей и задач.
Обратим внимания на слова, записанные на доске – ДЕТСКИЙ – ТКАЦКИЙ. Слова произносятся одинаково, однако пишутся по-разному. Насколько актуальна проблема?
6. Исследовательская работа. Эвристическая беседа.
Давайте представим себя учеными и попытаемся самостоятельно, вывести правило различения на письме суффиксов –К- и –СК-. Проведем небольшую исследовательскую работу.
А) низкий – низок
узкий – узок
близкий – близок
Б) бедняк – бедняцкий
рыбак – рыбацкий
ткач – ткацкий
немец – немецкий
молодец – молодецкий
В) киргиз – киргизский
Русь – русский
солдат – солдатский
родитель – родительский
пассажир - пассажирский
Вывод:
Суффикс –К- пишется:
1). В прилагательных, имеющих краткую форму.
2). В прилагательных, образованных от существительных с основой на –к, -ч, -ц
В этом случае можно наблюдать процесс чередования согласных:
рыбак – рыбацкий.
В других прилагательных пишется суффикс –СК-.
Исключения! Узбекский, таджикский.
7.Знакомство с правилом-орфограммой § 105
8. Закрепление.
Выборочно-распределительный диктант. (У доски)
Запишите прилагательные в 2 колонки: с суффиксом –К- и с суффиксом –СК-
-К- | -СК- |
Сибирский мороз, скользкий камень, близкое расстояние, кавказский пейзаж, матросский костюм, ткацкий станок, городской житель, английская песня, турецкий берег, деревенские избы.
9. Физминутка
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
Тихо сели, приступили вновь за дело.
10. Закрепление. Работа с раздаточным материалом с последующей взаимопроверкой.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы прилагательных.
Низ…ий, сентябрь…ий, близ…ий, рез…ий, немец…ий, гигант …ий, дерз…ий, октябрь …ий, турист …ий, матрос …ий, казац…ий, сибир…кий, январ…кий, казан…кий, декабрь…кий, вес…ий, вяз…ий, дет …ий, ткац…ий, кавказ …ий, швец…ий, белорус …ий, комендант …ий
11. Работа по развитию речи. (Письменно)
А) Городские названия.
-Вспомним и запишем названия улиц, вокзалов, площадей нашего города, имеющие в своем названии прилагательные с суффиксами –К-, -СК-?
ЛадожСКий вокзал, НевСКий проспект, КазанСКий собор, ИсаакиевСКий собор, ВитебСКий вокзал, ПетропавловСКая крепость, НарвСКие ворота, ТавричеСКий дворец, ЛенСКая улица, ХасанСКая улица и др.
-Составьте с ними несколько предложений.
Какие памятники архитектуры вам больше нравятся? Как к ним нужно относиться?
В) К прилагательным из левого столбика подберите существительные из правого. В прилагательных выделите суффикс. (Выполняется по вариантам: I вариант – первые четыре словосочетания, II вариант – последние четыре словосочетания). Проверяется с помощью мультимедиа.
Декабрь...ий Француз...ий Вяз...ая Кавказ...ий Молодец...ая Актер...ое Скольз...ий Эскимос...ий | Язык Наряд Вечерок Масса Обычай Удаль Мастерство Лед |
КЛЮЧ:
ДекабрьСКий ФранцузСКий ВязКая КавказСКий МолодецКая АктерСКое СкользКий ЭскимосСКий | Вечерок Язык Масса Обычай Удаль Мастерство Лед Наряд |
12. Рефлексия. Выводы урока. Обобщающая беседа.
- Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх. (Ответы учащихся)
1. Роль прилагательных (Для чего нам нужны прилагательные?)
Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой, выразительной, образной, красивой;
дать характеристику людям и животным;
отличать один предмет от другого;
точнее выразить свою мысль.
2. Образование прилагательных (Как образуются прилагательные?)
Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов.
3. Суффиксы прилагательных
ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-, -н-, -тель-, -ив-, -к- и т.д.
-В каких прилагательных по значению пишется суффиксы –К-, -СК-?
-Когда в прилагательных пишется суффикс – К-?
-Когда –СК-?
13. Домашнее задание.
§ 105, упр.425.
Дополнительное задание для желающих: Используя географическую карту мира, запишите 5-7 названий горных хребтов, равнин, океанов, стран, населенных пунктов и других географических названий, которые включают прилагательные с суффиксом –К- или –СК-.
14. Поэтическая минутка.
Ребята, вы любите стихи?
Иногда поэзия помогает нам выразить свои чувства, настроение. Вслушайтесь в строки из стихотворений русских поэтов.
Две девочки читают стихотворения.
Вика:
Все в мире сейчас загадочно,
Все будто летит куда-то,
Метельно, красиво, сказочно…
А сказкам я верю свято.
Даша:
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Какое настроение вызывают строки, прочитанные Дашей? (Грусть). У кого сейчас такое настроение?
Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали Вику? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.
Диалог « Образуй быстро»
-Ребята, образуйте от существительных прилагательные. Составьте с ними словосочетания.
Стол-столовая ложка, береза - березовый веник, осина - осиновый лист, полотно - полотняная рубаха, кожа – кожаный чемодан, яблоня – яблоневая ветка, груша – грушевый сок, Россия – российская марка.
-С помощью какого суффикса образовали слова «российская»?
Придумать антонимы к словам:
Дальний - близКий
Высокий - низКий
Широкий – узКий
Творческая работа.
Но рядом с радостью идет печаль, и она заглянула к нам. Пропал ваш друг (щенок или котенок). Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.
Фронтальный опрос ( 2-3 человека).
Примерное объявление. Пропал щенок рыжеватого окраса. У него умные черненькие глазки-бусинки, длинные пушистые ушки, коротенький хвост. Щенок очень ласковый, дружелюбный, веселый и забавный. Откликается на кличку Пушок. Мы очень скучаем по нему.
- Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут всегда рядом с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Образование имен прилагательных с помощью суффиксов"
знакомство с образованием имен прилагательных с помощью суффиксов, показ иллюстраций, картин для воспитания бережного отношения к природе...
Проверочная работа по теме "Словообразование прилагательных с помощью суффиксов" 6 КЛАСС
Проверочная работа по теме "Словообразование прилагательных с помощью суффиксов" 6 КЛАСС...
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: Образование существительных от глаголов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Ч. 2
В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения...
Образование прилагательных с помощью суффиксов -СК-, -К-
Конспект урока для 6 класса. Чтобы никогда не путать суффиксы -СК- и -К-......
Образование прилагательных при помощи суффиксов.
проверочная работа...
Материал для подготовки к ГИА. Образование прилагательных с помощью суффиксов -ful,-ing,-able/-ible,-ic
Упражнение на образование прилагательных для 6 класса, Spotlight...
Проверочная работа теме «Словообразование прилагательных с помощью суффиксов»
Проверочная работа теме «Словообразование прилагательных с помощью суффиксов»...