План работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися.
методическая разработка
План работы учителя с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_neuspevayushchimi.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы со слабоуспевающими и неуспевающимиобучающимися
в 2021 -2022 учебном году
Цели:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
- Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к учащемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
- Работа с родителями слабоуспевающих детей
Работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.
- Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка
- Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
- Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей
- Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
- круглые столы;
- информационно-практические беседы;
- информационные лектории с элементами практикума;
- обучающие семинары;
- творческие лаборатории родителей;
- родительские педагогические тренинги;
- родительско-ученические мероприятия;
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2021 - 2022учебный год
Мероприятия | Срок | Ответственные |
1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, районные контрольные работы). | Октябрь - май | Учителя-предметники |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и учащимися, показывающими слабые знания. | Октябрь - май | Учителя-предметники |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Октябрь (по итогам каждой четверти) | Учителя-предметники |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса(диагностические карты) | В течение учебного года | Учителя-предметники |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися | ||
1. Разработка руководителями предметных МО методических рекомендаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. | октябрь | Руководители МО |
2. Составление плана мероприятий МО по организации индивидуальной работы с учащимися. | ноябрь | Руководители МО |
3. Выявление учащихся, сильно выделяющихся (в слабую сторону) на фоне всего класса. | Постоянно | Учителя-предметники |
4. Определение причин неуспешности обучения учащегося по предмету. | По факту | Учителя-предметники |
5. Осуществление диагностики знаний учащегося. | Постоянно | Учителя-предметники |
6. Составление индивидуальных диагностических карт и планов работы. | По факту | Учителя-предметники |
7. Подбор дидактического материала. | Постоянно | Учителя-предметники |
8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим учеником в урочное и внеурочное время. | Постоянно | Учителя-предметники |
9. Информирование классного руководителя или непосредственно родителей о результатах обучения учащегося. | Постоянно | Классный руководитель, Учителя-предметники |
10. Отчёт учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися | По итогам четверти | Руководители МО, учителя-предметники |
Работа классного руководителя со слабоуспевающими учащимися | ||
1. Выявление причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы. | Октябрь | Классные руководители |
2. Посещения семьи слабоуспевающего учащегося. | В течение года | Классные руководители, соц. педагог |
3. Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся. | Постоянно | Классные руководители, учителя-предметники |
4. Проведение индивидуальных бесед с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося. | В течение года | Классные руководители |
5. Контроль посещения уроков слабоуспевающими учащимися (в случае систематических пропусков без уважительной причины постановка на внутришкольный контроль). | Ежедневно | Классные руководители |
6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их ребенка. | В течение года | Классные руководители |
7. Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими учащимися. | Ежемесячно | Классные руководители |
Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе | ||
1. Составление списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. | Сентябрь | |
2. Собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснение причины их отставания. | По итогам четверти | Информацию предоставляют классные руководители. |
3. Собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению индивидуальных планов работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. В план учителю включить обязательно:
| По итогам четверти | Учителя - предметники |
4. Собеседования с учителями о результатах индивидуальной работы с неуспевающими. | По итогам четверти | Учителя - предметники |
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ (выборочно). | Согласно графика | |
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками и их родителями о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации | Зам. директора по УР |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.
Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...
Доклад "Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по математике"
Выступление на ГМО, 2012 г....
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Программа по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Может быть использована учителями разных предметов...
План работы с неуспевающими обучающимися на 2 четверть 2015- 2016 учебного годам
План работы с неуспевающими обучающимися на 2 четверть 2015- 2016 учебного года...
План работы с неуспевающими обучающимися по географии учителя МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Сергеевой Дарии Григорьевны 2016-2017 учебный год
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных года...
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками...
Методы и формы работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и учителей, и обучающихся, и родителей. Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное в...