Урок "Местоимения-слова загадки"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Вводный урок по теме "Местоимения" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя : Леонтьева Екатерина Александровна
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема: Местоимения – слова-загадки
Место и роль урока в изучаемой теме: вводный урок, изучение нового материала
Цель урока: изучить местоимение как часть речи
- обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;
- развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
- воспитательная: способствовать обогащению словарного запаса.
Задачи урока:
- Определить, на какие вопросы отвечают местоимения, какие части речи заменяют;
- Объяснить, какие непостоянные признаки есть у местоимений;
- Узнать, какую синтаксическую функцию выполняют местоимения;
- Узнать, для чего местоимения нужны в речи.
Планируемые результаты: давать определение местоимения, уметь находить местоимения в речи, задавать к ним вопросы, определять их роль в предложении и уметь определять их непостоянные признаки;уметь исправлять речевые ошибки, связанные с повтором слов.
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Установление доверительных отношений | 0,5 | Настроить на работу | Здравствуйте, ребята. Вы когда-нибудь были в горах? Перед нами сегодня- сложная задача. Нам предстоит покорить вершину сложной горы, состоящей из слов-загадок. Мы должны разгадать особенности этих слов. В путь! | Беседа | Ф | Приветствует, настраивает на работу | Приветствие |
Постановка темы урока | 1,5 | Определить тему урока | Давайте прочитаем текст, который у вас на листочках. Текст: В Жигулевские горы пришла настоящая она. Стоят морозы. Все вершины устланы каким-токовром. Крепко скованыим реки. Блестят серебром деревья. Застыли березы в такой бахроме, поблескивают шапки на соснах. В них ни души, только сколько-то белочек прыгает, резвясь, с ветки на ветку, да столько птичек уютно разместилось на ветках. Как же здорово гулять по горам и … (понимать, что вся эта красота наша) -Скажите, вам понятен этот текст? Какие слова мешают понять его? Назовите их. Вы догадались, о каких словах-загадках, о какой части речи мы будем вести беседу сегодня на уроке? (ответы) Итак, тема нашего урока – местоимения. А поможет нам разгадать загадки этой части речи уже знакомый нам текст. | Беседа | Ф | Организует беседу | Читают текст, определяют тему урока |
Шаги | 25.5 | Изучение нового материала | Я предлагаю вам выписать из текста все слова-загадки, то есть те слова, в которых непонятно, о чем идет речь, и заполнить таблицу, которая лежит перед вами. А для того, чтобы работа у вас пошла быстро и слаженно, вы выполняете ее вместе с вашим соседом по парте. У вас 6 минут. ТАБЛИЦА Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Итак, вы увидели , что загадка таится уже в названии части речи?Что оно обозначает? Какие имена заменяет местоимение? ( Да, местоимение не называет, а только указывает на предметы, признаки, количество) Раз местоимения заменяют части речи, то они и вопросы используют соответствующие. Смотрите, ведь в предложении местоимения хорошо заняли свою позицию, какими членами предложения могут быть местоимения? Вы увидели, что последнее предложение не завершено. Попробуйте дописать его. У меня получилось… Ребята, а каким членом предложения будет являться здесь слово наша. (сказуемым). А значит мы можем сделать вывод, что местоимения в предложении могут выполнять любую синтаксическую функцию. Но ведь для этого они должны подстраиваться под другие слова, а значит изменяться. Раз местоимения заменяют имена, значит и форму слова тоже будет перенимать у существительных, прилагательных и числительных. Скажите, а как изменяются все имена? ( по падежам, а прилагательные и некоторые числительные еще по числам и родам). Сейчас мы попробуем разгадать, какие категории принадлежат какому местоимению. Нужно соотнести непостоянные признаки и местоимения, которые нам даны. Мн.ч. Т.п. - сколькими Ед.ч. ср.р. Р.п. –какого Ед.ч. П.п. ---- о ком-то Мн.ч. Д.п. ---- к ним Ед.ч. Ж.р. И.п. - некоторая Давайте на основании заполненной вами таблицы, попробуем обобщить, что мы узнали о местоимении. (КЛАСТЕР) Ребята, предлагаю вам обратиться к нашему скалолазу. Итак, мы знаем, на какие вопросы отвечает? Знаем, какие части речи заменяет? Можем определить синтаксическую функцию? Смотрите, следующий шаг- нам нужно понять, для чего же местоимения нужны в речи. Давайте обратимся к тексту №2. Прочитайте его, пожалуйста. Что не так в нем? Нам нужно внести исправления в текст, чтобы избежать речевых ошибок. У вас 2 минуты. Горы всегда поражают своей мощью. Горы(они) таят в себе неразгаданную тайну. Высоко находятся ущелья, а над ущельями(ними) вздымаются высотные пики. Здесь рождаются бурные чистые реки. Чистые(эти) речушки быстро сбегают вниз. У подножия виднеются 4 деревушки и 8(несколько) отдельно стоящих домов. Как же красиво в горах! - Какой же вывод можно сделать? Зачем нам нужны местоимения? (местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов). | Беседа, работа с таблицей, сопоставление, кластер | Ф, П | Организует проверку таблицы, задает вопросы, составляет кластер | Работают с таблицей, отвечают на вопросы, сопоставляют слова и непостоянными признаками, составляют кластер, изменяют текст |
Ценность | 3 | Обобщить полученные знания | Замечательно. Смотрите, ребята мы почти на самой вершине нашей горы. Осталось сделать последний рывок. Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили тему. Нам предстоит решить кроссворд.
| Решение кроссворда | Ф | Задает вопросы | Отгадывают кроссворд |
Благодарность | 0,5 | Подвести итог работы | Итак, мы справились с нашей задачей, вершина местоимений покорена. А на следующих уроках вам предстоит столкнуться с новыми загадками местоимений. Настало время поблагодарить друг друга и наших за урок и поаплодировать самим себе! | Рефлексия, благодарность | Ф | Подводит итоги, благодарит | Благодарят |
МЕСТОИМЕНИЯ | СЛОВО, которое спрятано за местоимением | ВОПРОС К СЛОВУ | ЧАСТЬ РЕЧИ | ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ |
Она Каким-то Им Такой В них Сколько-то Столько | Зима Белым, снежным Льдом Снежной В горах Пять Шесть | Что каким чем какой где, в чем сколько сколько | Существительное прилагательное существительное прилагательное существительное числительное числительное | Подлежащее определение дополнение определение обстоятельство подлежащее подлежащее |
Самоанализ урока
Тема: Местоимения – слова-загадки
Место и роль урока в изучаемой теме: вводный урок, изучение нового материала
Цель урока: изучить местоимение как часть речи
Задачи урока:
- Определить, на какие вопросы отвечают местоимения, какие части речи заменяют;
- Объяснить, какие непостоянные признаки есть у местоимений;
- Узнать, какую синтаксическую функцию выполняют местоимения;
- Узнать, для чего местоимения нужны в речи.
Планируемые результаты: давать определение местоимения, уметь находить местоимения в речи, задавать к ним вопросы, определять их роль в предложении и уметь определять их непостоянные признаки; уметь исправлять речевые ошибки, связанные с повтором слов.
На уроке использовались следующие формы работы:
-фронтальная
-работа в парах
Методы обучения:
-Словесные методы обучения
- Наглядные методы обучения
- Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
- Методы контроля и самоконтроля.
На уроке использовалась коуч-технология, а также элементы игровой технологии ( кроссворд), технологии развития критического мышления ( создание кластера).
Урок включал в себя 5 основных этапов: установка доверительных отношений, целеполагание, шаги, ценность, благодарность.
При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения: принцип сотрудничества, принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.
Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.
Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли. По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, как дети усвоили данную тему.
Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"
коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....
загадки.2 класс
Загадки сочинили дети 2 класса...
Загадки о спорте
Загадки с ответами по различным видам спорта....
Музыкальные загадки
Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....
Загадки по химии
Загадки по химии (не МОИ)...
Загадки-шутки
Загадки-шутки подойдут к любому мероприятию...
Химические загадки
Подобранный материал (загадки, шарады, метаграммы, логогрифы и др.) способствует активизации знаний учащихся по химии. Для внеклассной работы по химии....