Урок "Местоимения-слова загадки"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Леонтьева Екатерина Александровна

Вводный урок по теме "Местоимения" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя : Леонтьева Екатерина Александровна

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тема: Местоимения – слова-загадки

Место и роль урока в изучаемой теме: вводный урок, изучение нового материала

Цель урока: изучить местоимение как часть речи        

- обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

- развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

- воспитательная: способствовать обогащению словарного запаса.

Задачи урока:

  1. Определить, на какие вопросы отвечают местоимения, какие части речи заменяют;
  2. Объяснить, какие непостоянные признаки есть у местоимений;
  3. Узнать, какую синтаксическую функцию выполняют местоимения;
  4. Узнать, для чего местоимения нужны в речи.

Планируемые результаты: давать определение местоимения, уметь находить местоимения в речи, задавать к ним вопросы, определять их роль в предложении и уметь определять их непостоянные признаки;уметь исправлять речевые ошибки, связанные с повтором слов.

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Установление доверительных отношений

0,5

Настроить на работу

Здравствуйте, ребята. Вы когда-нибудь были в горах? Перед нами сегодня- сложная задача. Нам предстоит покорить вершину сложной горы, состоящей из слов-загадок. Мы должны разгадать особенности этих слов. В путь!

Беседа

Ф

Приветствует, настраивает на работу

Приветствие

Постановка темы урока

1,5

Определить тему урока

Давайте прочитаем текст, который у вас на листочках.

Текст:

В Жигулевские горы пришла настоящая она. Стоят морозы. Все вершины устланы каким-токовром. Крепко скованыим реки. Блестят серебром деревья. Застыли березы в такой бахроме, поблескивают шапки на соснах. В них ни души, только сколько-то белочек прыгает, резвясь, с ветки на ветку, да столько птичек уютно разместилось на ветках. Как же здорово гулять по горам  и … (понимать, что вся эта красота наша)

-Скажите, вам понятен этот текст? Какие слова мешают понять его? Назовите их. Вы догадались, о каких словах-загадках, о какой части речи мы будем вести беседу сегодня на уроке? (ответы)

Итак,  тема нашего урока – местоимения. А поможет нам разгадать загадки этой части речи уже знакомый нам текст.

Беседа

Ф

Организует беседу

Читают текст, определяют тему урока

Шаги

25.5

Изучение нового материала

Я предлагаю вам выписать из текста все слова-загадки, то есть те слова, в которых непонятно, о чем идет речь, и заполнить таблицу, которая лежит перед вами. А для того, чтобы работа у вас пошла быстро и слаженно, вы выполняете ее вместе с вашим соседом по парте. У вас 6 минут.

ТАБЛИЦА

Давайте посмотрим, что же у нас получилось.  

Итак, вы увидели , что загадка таится уже в названии части речи?Что оно обозначает? Какие имена заменяет местоимение? ( Да, местоимение не называет, а только указывает на предметы, признаки, количество) Раз местоимения заменяют части речи, то они и вопросы  используют соответствующие. Смотрите, ведь в предложении местоимения хорошо заняли свою позицию, какими членами предложения могут быть местоимения?

Вы увидели, что последнее предложение не завершено. Попробуйте дописать его.  У меня получилось… Ребята, а каким членом предложения будет являться здесь слово наша. (сказуемым). А значит мы можем сделать вывод, что местоимения в предложении могут выполнять любую синтаксическую функцию.

 Но ведь для этого они должны подстраиваться под другие слова, а значит изменяться. Раз местоимения заменяют имена, значит  и форму слова тоже будет перенимать у существительных, прилагательных и числительных. Скажите, а как изменяются все имена? ( по падежам, а прилагательные и некоторые числительные еще по числам и родам).

Сейчас мы попробуем разгадать, какие категории  принадлежат какому местоимению. Нужно соотнести непостоянные признаки  и местоимения, которые нам даны.

Мн.ч. Т.п.    -  сколькими

Ед.ч. ср.р. Р.п.  –какого

Ед.ч. П.п. ---- о ком-то

Мн.ч. Д.п. ---- к ним

Ед.ч. Ж.р. И.п. - некоторая

Давайте на основании  заполненной вами таблицы, попробуем обобщить, что  мы узнали о местоимении. (КЛАСТЕР)

Ребята, предлагаю вам обратиться к нашему скалолазу. Итак, мы знаем, на какие вопросы отвечает? Знаем, какие части речи заменяет? Можем определить синтаксическую функцию? Смотрите, следующий шаг- нам нужно понять, для чего же местоимения нужны в речи. Давайте обратимся к тексту №2. Прочитайте его, пожалуйста. Что не так в нем? Нам нужно внести исправления в текст, чтобы избежать речевых ошибок. У вас 2 минуты.

Горы всегда поражают своей мощью. Горы(они) таят в себе неразгаданную тайну.  Высоко находятся ущелья, а над ущельями(ними) вздымаются высотные пики. Здесь рождаются бурные чистые реки. Чистые(эти) речушки быстро сбегают вниз. У подножия виднеются 4 деревушки и 8(несколько) отдельно стоящих  домов. Как же красиво в горах!

- Какой же вывод можно сделать? Зачем нам нужны местоимения? (местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов).

Беседа, работа с таблицей, сопоставление, кластер

Ф, П

Организует проверку таблицы, задает вопросы, составляет кластер

Работают с таблицей, отвечают на вопросы, сопоставляют слова и непостоянными признаками, составляют кластер, изменяют текст

Ценность

3

Обобщить полученные знания

Замечательно. Смотрите, ребята мы почти на самой вершине нашей горы. Осталось сделать последний рывок. Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили тему. Нам предстоит решить кроссворд.

  1. Какой вопрос задается к местоимению, если оно указывает на количество. (сколько)
  2. На что указывает местоимение, если заменяет существительное (предмет)
  3. Какой вопрос мы зададим к местоимению в предложении : «Этот мальчик пел в саду» (какой)
  4. Какую часть речи заменяет местоимение в предложении: «Мама купила несколько яблок»
  5. На что указывает местоимение, если заменяет прилагательное (признак)
  6. Каким членом предложения будет местоимение в предложении : « Через несколько часов Петя ушел» (обстоятельство)
  7. Какой вопрос мы зададим к местоимению, если оно указывает на неодушевленный предмет (что)

Решение кроссворда

Ф

Задает вопросы

Отгадывают кроссворд

Благодарность

0,5

Подвести итог работы

Итак, мы справились с нашей задачей, вершина местоимений покорена. А на следующих уроках вам предстоит столкнуться с новыми загадками местоимений.  Настало время поблагодарить друг друга и наших за урок  и поаплодировать самим себе!

Рефлексия, благодарность

Ф

Подводит итоги, благодарит

Благодарят


МЕСТОИМЕНИЯ

СЛОВО, которое спрятано за местоимением

ВОПРОС К СЛОВУ

ЧАСТЬ РЕЧИ

ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Она

Каким-то

Им

Такой

В них

Сколько-то

Столько

Зима

Белым, снежным

Льдом

Снежной

В горах

Пять

Шесть

Что

каким

чем

какой

где, в чем

сколько

сколько

Существительное

прилагательное

существительное

прилагательное

существительное

числительное

числительное

Подлежащее

определение

дополнение

определение

обстоятельство

подлежащее

подлежащее



Самоанализ урока

Тема: Местоимения – слова-загадки

Место и роль урока в изучаемой теме:  вводный урок, изучение нового материала

Цель урока: изучить местоимение как часть речи

Задачи урока:

  1. Определить, на какие вопросы отвечают местоимения, какие части речи заменяют;
  2. Объяснить, какие непостоянные признаки есть у местоимений;
  3. Узнать, какую синтаксическую функцию выполняют местоимения;
  4. Узнать, для чего местоимения нужны в речи.

Планируемые результаты: давать определение местоимения, уметь находить местоимения в речи, задавать к ним вопросы, определять их роль в предложении и уметь определять их непостоянные признаки; уметь исправлять речевые ошибки, связанные с повтором слов.

На уроке использовались следующие формы работы:

-фронтальная

-работа в парах

Методы обучения:

-Словесные методы обучения

- Наглядные методы обучения

- Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

- Методы контроля и самоконтроля.

На уроке использовалась коуч-технология, а также элементы игровой технологии ( кроссворд), технологии развития критического мышления ( создание кластера).

Урок включал в себя 5 основных этапов: установка доверительных отношений, целеполагание, шаги, ценность,  благодарность.

При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения: принцип сотрудничества,  принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли. По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, как дети усвоили данную тему.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"

коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....

загадки.2 класс

Загадки сочинили дети 2 класса...

Загадки о спорте

Загадки с ответами по различным видам спорта....

Музыкальные загадки

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....

Загадки по химии

Загадки по химии (не МОИ)...

Загадки-шутки

Загадки-шутки подойдут к любому мероприятию...

Химические загадки

Подобранный материал (загадки, шарады, метаграммы, логогрифы и др.) способствует активизации знаний учащихся по химии. Для внеклассной работы по химии....