Стимулирование творческой активности на уроке - условие развития способностей обучающихся
статья по русскому языку
Статья рассказывает об использовании на урке технологии составления интеллект-карт, которые помогают стимулировать творческую активность обучающихся и развивают их умственные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование творческой активности на уроке – условие развития способностей обучающихся
Стимулирование творческой активности на уроке – условие развития способностей обучающихся Поэтому в течение занятия необходимо выполнять ряд заданий, помогающих учителю формировать творческую активность учащихся.
Стимулировать творческую активность учащихся в учебной деятельности можно с помощью применения современных педагогических технологий.
В учебной деятельности можно использовать:
1. Применение познавательных задач и заданий:
- Интеллектуальные и логические задания (направлены на усвоение теоретических знаний и требуют активизации логического мышления, построение табличных и графических моделей).
- Применение упражнений (задания на манипуляцию и оперирование терминами, понятиями, названиями).
2. Проблемные задания— особый вид логических заданий, построенных на несоответствии личного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. В процессе ее решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.(решение задачи по алгоритму с помощью блок-схемы, словесной записи алгоритма, использование программного языка.)
3. Словесные поощрения;
4. Игровая деятельность;
5. Творческая исследовательская деятельность : доклады, рефераты, проекты и иные творческие работы.
Более подробно хочу остановиться на выполнении творческой работы, которую обучающиеся осуществляют при составлении интеллект-карт. Такие задания даю детям на протяжении многих лет. Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для развития умственной деятельности и творческой активности учащихся на уроках. Автор этой методики английский писатель Тони Бьюзен, который подчёркивал, что рисование интеллект-карт способствует развитию «целостного» мышления и стимулирует творческую активность составителя.
Конечно, выполнение интеллект-карты требует определённой подготовки обучающихся. Её я начинаю проводить в 7 классе. Показываю презентацию об интеллект-картах, рассказываю, что карта должна выполняться в цвете. Начинать работу над составлением нужно с рисования главной темы карты. От неё проводится несколько ветвей, на каждой из которых нужно написать одну мысль, образ или понятие. К основным понятиям можно подвести несколько ветвей, которые связаны с ними. Далее нужно осуществить «оживление» карты с помощью использования различных цветов. Важное и опасное, например, выделить красным цветом. Радостное событие раскрасить жёлтым. Строгих рекомендаций нет Дети сами выбирают цвета. Яркие образы карты дадут возможность её хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт проходят новые решения и нестандартные способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты. Но иногда автор карты пропускает важные понятия или образы темы, которую он выбрал. Например, при изучении повести А.С. Пушкина в 8 классе ученица составила интеллект-карту, которая отображала отношения Петруши Гринёва и Маши Мироновой, а о том, что произведение «Капитанская дочка» - это повествование о восстании Пугачёва, она не показала ничего. Таких авторов нужно направлять в правильное русло и давать им рекомендации по содержанию произведения.
В целом же можно сказать, что интеллект-карта – пример лёгкого и эффективного приёма в образовательном процессе, который ведёт к стимулированию творческой активности учащихся и развивает их умственные способности.
Учитель русского языка и литературы Сорова Е.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование творческой активности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Доклад на педсовете...
Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии
Развитие творческого потенциала личности в обученииТворческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)На сегодняшний день, комплекс з...
Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения
Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...
Стимулирование творческой активности учащихся как условие развития способностей школьников
доклад к совещанию...
Доклад на МО по теме «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей обучающихся в рамках ФГОС».
Доклад на МО по теме «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей обучающихся в рамках ФГОС»....
Стимулирование творческой активности на уроках русского языка и литературы как условие развития способностей учащихся
Ребенок – это факел, которыйнужно зажечь, а не сосуд, которыйнужно наполнить.Рабле....
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...