Урок русского языка "Правописание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тедеева Лариса Павловна

Конспект данного урока предназначен для 7 класса.  На уроке используются приёмы критического мышления. В соответствии с целью урока используются разные формы и виды работ. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, который подводит их к формулировке темы. Все этапы урока  соответствуют ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_7_klass.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с правилами написания НЕ с причастиями, вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике ,условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила;
  2. Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;

Развивающие:

  1. Развитие памяти, воображения, монологической речи;
  2. Совершенствование умения работать в группах и в парах.

Воспитательная:

  1. воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Вам предстоит ответить на следующие вопросы

ЧТО такое причастие?

КАК образуются причастия?

КАК пишутся причастия?

КАК выделяются причастные обороты на письме? 

Задание: прочитать и записать данные примеры:

1.Неполадки в работе, мелкие невзгоды, неряшливый вид, отвратительный невежда, неподкупный человек, неумолчный шум:

  1. Маленькая неточность, большое несчастье, непостоянный друг, невежливая девочка:
  2. Не вежливость, а грубость: не добрый а равнодушный

2.Проблемное задание

Сформулируйте правила написание НЕ с именами существительными и прилагательными.

 Найдите причастия.

Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа,невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила, недоумевающий.

-Почему вы выбрали именно эти слова

- Почему они пишутся слитно? Учитель:

- А какое правило, ребята , мы с вами ещё не знаем?

Причастия, которые не употребляются без не, пишутся слитно).

-Как будут писаться данные причастия с НЕ?

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ, решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё не прочитанная мною книга;

. А можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? (слитное и раздельное написание не с причастиями).

Учитель. Конечно, мы не сможем сразу определить, как будут писаться данные причастия с не. Для этого необходимо знать правила написания.

Но сначала мы запишем тему урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Учитель. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями. Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетради. Объяснительный диктант с взаимопроверкой.

(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.

(Не) засыпай старого колодца, пока новый не выкопан

Друг (не) испытанный, что орех (не) расколотый

Работа в группах.

1 группа

Случаи слитного написания нес причастиями.

1.Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

- От какого слова образовано причастие? ( от глагола негодовать)

- Возможно ли употребление причастия без не? (невозможно)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

2. Невыраженный признак, несломленная воля

- Есть ли при причастиях зависимые слова?

Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

Вывод: Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с не слитно.

3.Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (значения степени).

Вывод: Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то пишется с не слитно.

2 группа

Случаи раздельного написания не с причастиями.

(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки

Вывод: если причастие имеет противопоставление , то пишется с не раздельно.

2.Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

- Есть ли у причастия зависимые слова, то есть образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно.

2. Работа не сделана. Кофта не связана.

– В чём особенности этих причастий?

– Каким членом предложения они являются?

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

Случаи раздельного написания нам напомнит группа 1

Физминутка

 А теперь, ребята, встали,

Дружно ручки вверх подняли,

Потянулись, потянулись,

А теперь все вниз нагнулись

IV.Закрепление

Учитель. Теперь, зная условия, при которых не с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к упражнению, предложенному в начале нашей работы над темой. ( работа с карточками)

Работа в парах с карточками-заданиями.

Выполнение работы.

1.Работа не закончена, решение не продумано, трава не примята.

2.Не обжитый строителями, а заброшенный край; не забытая , а созданная вновь песня.

3.Гласные, не проверяемые ударением; ещё не прочитанная мною книга; никем не нарушаемая тишина;

4.Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина, непримятая трава.

5. Рефлексия

Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
вспомнил…
узнал новое…
научился…
Самым трудным на уроке было…
Самым интересным на уроке было…

6.Подведение итогов. 

А теперь оцените результаты вашей учебной деятельности. Достигли ли вы поставленной цели?

V.Домашнее задание: повторить правила,из текста, выписать 6 предложений со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"

Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...

Урок русского языка по теме "Причастие"

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы за...

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе

Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие"

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие" 7 класс...

Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс

Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...

Презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки причастия"

Презентация к уроку русского языка (6класс) "Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы" . Материал подготовлен к учебнику  С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учителя И.П....