Урок русского языка "Правописание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект данного урока предназначен для 7 класса. На уроке используются приёмы критического мышления. В соответствии с целью урока используются разные формы и виды работ. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, который подводит их к формулировке темы. Все этапы урока соответствуют ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_7_klass.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание НЕ с причастиями.
Урок по русскому языку в 7 классе.
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с правилами написания НЕ с причастиями, вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике ,условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила;
- Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;
Развивающие:
- Развитие памяти, воображения, монологической речи;
- Совершенствование умения работать в группах и в парах.
Воспитательная:
- воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Вам предстоит ответить на следующие вопросы
ЧТО такое причастие?
КАК образуются причастия?
КАК пишутся причастия?
КАК выделяются причастные обороты на письме?
Задание: прочитать и записать данные примеры:
1.Неполадки в работе, мелкие невзгоды, неряшливый вид, отвратительный невежда, неподкупный человек, неумолчный шум:
- Маленькая неточность, большое несчастье, непостоянный друг, невежливая девочка:
- Не вежливость, а грубость: не добрый а равнодушный
2.Проблемное задание
Сформулируйте правила написание НЕ с именами существительными и прилагательными.
Найдите причастия.
Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа,невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила, недоумевающий.
-Почему вы выбрали именно эти слова
- Почему они пишутся слитно? Учитель:
- А какое правило, ребята , мы с вами ещё не знаем?
Причастия, которые не употребляются без не, пишутся слитно).
-Как будут писаться данные причастия с НЕ?
(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ, решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё не прочитанная мною книга;
. А можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? (слитное и раздельное написание не с причастиями).
Учитель. Конечно, мы не сможем сразу определить, как будут писаться данные причастия с не. Для этого необходимо знать правила написания.
Но сначала мы запишем тему урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Учитель. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями. Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетради. Объяснительный диктант с взаимопроверкой.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
(Не) засыпай старого колодца, пока новый не выкопан
Друг (не) испытанный, что орех (не) расколотый
Работа в группах.
1 группа
Случаи слитного написания нес причастиями.
1.Негодующий взгляд, ненавидящий тон.
- От какого слова образовано причастие? ( от глагола негодовать)
- Возможно ли употребление причастия без не? (невозможно)
Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.
2. Невыраженный признак, несломленная воля
- Есть ли при причастиях зависимые слова?
Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.
Вывод: Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с не слитно.
3.Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.
- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (значения степени).
Вывод: Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то пишется с не слитно.
2 группа
Случаи раздельного написания не с причастиями.
(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки
Вывод: если причастие имеет противопоставление , то пишется с не раздельно.
2.Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.
- Есть ли у причастия зависимые слова, то есть образуют ли они причастные обороты?
Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно.
2. Работа не сделана. Кофта не связана.
– В чём особенности этих причастий?
– Каким членом предложения они являются?
Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.
Случаи раздельного написания нам напомнит группа 1
Физминутка
А теперь, ребята, встали,
Дружно ручки вверх подняли,
Потянулись, потянулись,
А теперь все вниз нагнулись
IV.Закрепление
Учитель. Теперь, зная условия, при которых не с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к упражнению, предложенному в начале нашей работы над темой. ( работа с карточками)
Работа в парах с карточками-заданиями.
Выполнение работы.
1.Работа не закончена, решение не продумано, трава не примята.
2.Не обжитый строителями, а заброшенный край; не забытая , а созданная вновь песня.
3.Гласные, не проверяемые ударением; ещё не прочитанная мною книга; никем не нарушаемая тишина;
4.Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина, непримятая трава.
5. Рефлексия
Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
вспомнил…
узнал новое…
научился…
Самым трудным на уроке было…
Самым интересным на уроке было…
6.Подведение итогов.
А теперь оцените результаты вашей учебной деятельности. Достигли ли вы поставленной цели?
V.Домашнее задание: повторить правила,из текста, выписать 6 предложений со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"
Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...
Урок русского языка по теме "Причастие"
Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте использованы за...
Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)
Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)...
Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе
Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...
Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие"
Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие" 7 класс...
Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс
Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...
Презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки причастия"
Презентация к уроку русского языка (6класс) "Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы" . Материал подготовлен к учебнику С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учителя И.П....