Части речи (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по русскому языку "Части речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi_konspekt.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
5 класс
Тема: Повторение. Части речи
Задачи: -повторить сведения о частях речи, известные из начальной школы;
-развивать умения различать части речи по вопросу, значению;
-формировать умение находить наречия в тексте;
-развивать навыки выразительного чтения;
-развивать умение слушать текст;
-формировать чувство уверенности в себе, в своих силах, учить быть смелыми в сложных жизненных ситуациях.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы сначала вернемся в лето, потом попробуем вытащить из тайников нашей памяти кое-что ценное, поговорим немного об осени, а затем потренируем мозги.
II. Актуализация темы (проверка д/з)
- Обращаюсь к тому, кто дома выполнял упражнения. Зачитайте одно из придуманных вами предложений (упр. 60).
- Уверена, вы правильно написали предлоги из-за, из-под. А я забыла. Как они пишутся?
- Зачитайте слова с предлогами из-за, из-под из упр. 61.
- А кто из вас решился на творческую работу?
- Зачитайте свое сочинение! (2-3 работы)
2. Орфоэпическая разминка
Начнем наш урок с проговаривания и записывания слов
СвЕкла, каталОг, жалюзИ, тЕфтели, щавЕль, агЕнт, алфавИт, аэропОрты, бАнты
Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавЕль.
Девочки надели бАнты и играют дружно в фанты.
3. Определение темы урока
- Мы с вами проговорили слова. Что они обозначают? ( предметы)
- Давайте их попробуем изобразить или представить.
БАНТЫ СВЕКЛА КАТАЛОГ
- Какой частью речи обозначаются слова, которые обозначают предмет? ( существительное)
- А можем ли мы разукрасить наши слова? Возьмем слово «БАНТЫ». Какого цвета они могут быть? Размера? Состояния?
- Какую часть речи мы использовали? ( прилагательное)
- Теперь давайте совершать действия: завязать, развязать, сложить, купить и т.д.
- Какую часть речи использовали?
- Может уже кто-то догадался, какая тема урока? ( Части речи)
УЧИТЕЛЬ – к концу урока мы с вами все части речи должны разделить на группы. Для этого мы попробуем их поселить в один дом, но в разные подъезды. А вот почему в разные вы мне и скажите?
- Каждый подъезд имеет свое название: самостоятельные жильцы, служебные жильцы, особые жильцы.
- Как вы думаете, почему у них такие названия? ( самостоятельные – сами делают, служебные- помогают, особые – для особенных случаев)
4. Работа по теме урока
- А теперь давайте определим части речи.
III. Объяснение нового
- Работа со справочником
Представим, что все части речи поселились в едином жилом комплексе в трех домиках.
(Совместная деятельность учителя и учащихся по составлению шпаргалки по теме «Части речи»)
Самост. ч. р. Служебные ч. р. Междометие
1 сущ. 1 предлог
2 глагол 2 союз
3 прил. 3 частица
4 мест.
5 числ.
6 наречие
7
8
? 9
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-К сожалению, пока нам не удалось перечислить все части речи. Может, нам подскажет учебник?
(Если все части речи названы: -Проверим себя по учебнику)
3) Работа с учебником
Упр. 67 (у) – выразительное чтение стихотворения «Весёлая грамматика» и добавление сведений в шпаргалку (или проверка шпаргалки)
Проблемы все же остались, попробуйте самостоятельно дома выяснить, какие еще части речи мы с вами будем изучать на уроках в 7 классе. А завтра на уроке, уверена, вы сможете перечислить все части речи без исключения.
IV. Первичное закрепление
-Вот и настало время потренировать мозги!
1) Упр. 68 (п) – три колонки: все в тетради, один учащийся у доски (под диктовку)
Или устно (по цепочке: слово – вопрос – часть речи)
2) Имена существительные, имена прилагательные, глаголы вы находить умеете, а теперь поучимся узнавать наречия.
Упр. 69 (у) - чтение текста учителем
- Как же стоит вести себя в сложных жизненных ситуациях?
- К какой части речи относятся выделенные слова?
- Зачитайте теоретические сведения о наречии. Запомните, что это неизменяемая часть речи. Наречия связаны с глаголом примерно так, как имена прилагательные связаны с именами существительными.
(На доске учитель пишет) был (где?) впереди)
3) Словарик
Кроме того, наречие – сложная часть речи и с точки зрения орфографии. Запишите в свой словарик следующие наречия:
вдруг
вперед
назад
- Составьте с одним из слов предложение и запишите его в тетрадь
V. Итог урока
Итак, сегодня мы вспомнили то, что уже знали о частях речи; выяснили, что пока не все грамматические группы слов можем назвать; потренировались находить имена существительные, имена прилагательные и глаголы; начали учиться отыскивать наречия. Предлагаю вам дома продолжить работу по поиску наречий в тексте.
Д/З Справочник, упр. 70 или 71 (на альбомном листе), найти названия недостающих частей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Обобщающий урок по теме: "Части речи" 7 класс
Открытый урок проведён в рамках районного семинара завучей....
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...
Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс
Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; разв...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...