Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий, 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Одна из самых распространённых ошибок - правописание кратких прилагательных с сновой на шипящую. Данный конспект урока предназначен для того, чтобы учитель смог подробно объянить и на пратике показать основные правила написания данных прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_kratkih_prilagatelnyh_s_osnovoy_na_shipyashchiy.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание кратких прилагательных на шипящий
Урок русского языка в 6 классе
Выполнила учитель русского языка и литературы
Томан Ксения Дмитриевна
(программа под редакцией В.В. Бабайцевой)
Цели урока
- Обучающие
- Знания: повторить знания о различии полной и краткой формы прилагательных, актуализация знаний о синтаксической роли кратких прилагательных, вспомнить и закрепить орфограмму о написании мягкого знака после шипящих на конце существительных, познакомить с орфограммой правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
- Умения: совершенствовать умения лингвистических разборов ( синтаксический, морфемный, лексический, орфографический и пунктуационный разборы, формировать умение определять краткую форму прилагательных.
- Навыки: формирование навыка грамотного письма: орфограмма в существительных и прилагательных с основой на шипящий, пунктограммы запятая в предложении с однородными членами предложения.
- Развитие речи: развитие всех видов речевой деятельности: изучающее чтение, говорение (диалог), слушание ( глобальное), письмо создание собственного предложения, развивать коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями (выделить основную тему пословиц).
- Стилистический аспект: работа с разговорным стилем (пословицы), подстиль - обиходно-бытовой, научным подстилем (учебник), научным стилем (толковый и орфографический словари).
- Развивающие: создавать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, развивать умение обобщать информацию, делать выводы, и рефлексировать;
- Познавательные УУД: умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;
- Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в группе, разрешать конфликты.
- Воспитательные – воспитывать толерантное отношение к народной мудрости через пословицы, продолжать воспитывать трудолюбие и аккуратность, толерантное отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока направлены на достижение результатов обучения: в течение урока закрепить умение распознавания краткой формы прилагательного, правописание прилагательных с основой на шипящий.
Оборудование урока: компьютер (мультемидийный проектор, экран, презентация к уроку), один на парту толковый, орфографический словари, карточки с упражнениями, шаблон таблицы « Мягкий знак после шипящих», мини-анкеты с итоговой рефлексией.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД (Универсальные учебные действия) |
| Добрый день, ребята. Запишите, пожалуйста, число и классная работа. Тему урока пока не записываем. | Дети записывают в тетрадях число, классная работа. Тему урока пока не записывают. | |
| Ребята на прошлом занятии мы с вами начали изучать новую тему, которая как называется? Кто мне напомнит? А кто мне напомнит, какое было ваше домашнее задание? Совершенно верно.
Сейчас мы прослушаем несколько пословиц, кто что нашёл, а в конце урока вы все сдадите тетради с домашней и классной работой, и я проверю какие пословицы, нашли остальные ребята. Также при оценивании классной и домашней работы я буду оценивать вашу устную работу на уроке. Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания? Тяжело или наоборот легко было справиться с домашним заданием? Ребята, а как вы отличили, где у вас полная, а где краткая форма прилагательного? Приведи пример из своего домашнего задания полного прилагательного. А пример краткой формы. Спасибо, всё верно. Я тоже выполнила домашнее задание, как и вы, и приготовила свои пять пословиц они наверняка вам известны и поэтому сейчас эти пословицы появятся на слайде, и я попрошу обратить внимание на выделенные слова? Что их объединяет или чем они отличаются друг от друга. Будьте внимательны, ведь я могла допустить ошибку. Также я попрошу записать вас, их себе в тетрадь. На слайде представлены пословицы, в которых в некоторых словах допущены ошибки на конце слова, дети должны найти эту ошибку и объяснить, почему здесь неправильно. Одно из них является словарным словом (пригож) Слайд № 3 И мыш в свою норку тащит корку. Красна речь слушаньем. Слайд №4 Русский язык красив и певуч Жжется, как крапива, а колется, как ежь. Слайд №5 Не пр_г_ж лицом, а хорош умом Посмотрите на пословицу. В ней пропущены буквы, как вы думаете, что это за слово? Назовите полную форму. На слайде появляется слово пригожий с непроверяемыми гласными. Спасибо, давайте проведём словарно орфографическую работу над этим словом. Но работать мы будем с полной формой, так как она чаще будет встречаться нам. Проводится словарно - орфографическая работа. Откройте словарики и запишите себе это слово. У вас на партах лежит толковый словарь. А также в конце учебника у вас есть мини-словарик. Найдите это слово и зачитайте его лексическое значение. Один из учеников зачитывает лексическое значение слова. На слайде появляется лексическое значение слова. Слайд № 7 Пригожий – красивый. Миловидный. Запишите это толкование слова себе. И поставьте ударение. Давайте подчеркнём ошибкоопасные места. Подберём однокоренные слова. Кто-нибудь знает подкоренные слова? Однокоренным словом будет, является слово пригожесть. Запишите себе это однокоренное слово. Учитель оформляет однокоренные слова на доске. Кто выйдет и сделает морфемный разбор этих слов? Составьте словосочетание с любым из этих слов. Обратите внимание на прилагательные, в какой они форме? А чем прилагательные в пословице отличаются от существительных? Вы правы, и на основе этой орфограммы, как вы думаете, какая будет тема урока? Появляется запись на слайде. Слайд № 8 Правописание кратких прилагательных на шипящий. Как вы думаете, с какой целью мы будем, изучаем данную тему?
| На прошлом занятии мы начали изучать новую тему полные и краткие прилагательные. На дом нам было задано найти 5 пословиц, в которых есть прилагательные в полной и краткой форме. 1 ученик. Последняя удача лучше первой. Мала пчелка, да и та работает. От доброго житья толстеют, от дурного худеют. Одёжа хороша новая, а друг — старый. Хороша ложка к обеду. Вопросов не возникло, в словаре представлено достаточно много пословиц. Справиться было достаточно легко, без трудностей. В полной форме прилагательные имеют окончания из двух или трех букв. Лучше первой (полное прилагательное), друг – старый ( полное прилагательное). Мала, хороша, так как прилагательные в краткой форме имеют нулевое окончание или окончания, состоящие из одной буквы. В первой пословице на конце должен быть мягкий знак. Так это существительное женского рода. У существительных женского рода 3-го склонения на конце пишется мягкий знак. И в род. п. после шипящих мягкий знак пишется. В слове ёж мягкий знак не нужен, так как это слово мужского рода. Ученик 2 Это прилагательное в краткой форме, пригож. Пригожий. .
Пригожий – красивый, миловидный. Дети записывают слово пригожесть в словарики, ставят ударение. Пригожий( буква и, так как мы не можем её проверить). Нет. Пригожий, пригожесть На доске разбор делают ученики. Пригожий – прилагательное, изм.ч.р., основа производная. Пригожесть – существительное, изм.ч.р., основа производная. Ученик 3 Пригожая девушка. Прилагательные находятся в краткой форме. У существительных на конце пишется мягкий знак после шипящих. А у прилагательных мягкого знака после шипящей нет. Правописание кратких прилагательных на шипящий. Для того чтобы правильно писать прилагательные в краткой форме с основой на шипящий. | Познавательные УУД ( организация учащимся своей учебной деятельности, соотнесения того, что уже известно и усвоено). Коммуникативные УУД (строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами). Коммуникативные УУД (строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами). Регулятивные УУД (целеполагание). |
| Вы совершенно верно назвали тему урока и для чего мы будем изучать данную орфограмму. Но ведь для того, чтобы правильно писать мягкий знак на конце после шипящих, нужно уметь отличать существительные и краткие прилагательные, друг от друга, чтобы знать, нужен тут мягкий знак или нет. Для этого я предлагаю вам сейчас послушать одну сказку, а вы внимательно её послушайте и потом скажите мне, о чём была данная сказка. Учитель читает лингвистическую сказку, дети внимательно её слушают. Лингвистическая сказка. Однажды краткое имя прилагательное мужского рода ХОРОШ пошло на базар, чтобы купить шапочку в виде мягкого знака для своей шипящей согласной, замыкающей основу слова. Купив головной убор, краткое прилагательное ХОРОШ отправилось домой. Оно бежало так быстро, чтобы не пропустить любимый сериал, что, пробегая мимо домика имен существительных третьего склонения, случайно обронило шапочку – мягкий знак. На следующий день из домика существительных третьего склонения вышел привратник. Он увидел шапочку, подобрал ее и решил взять себе. Через неделю прилагательное ХОРОШ вспомнило о своей шапочке и, не найдя ее, решило пойти на базар купить новую. Но, увы! Завод по производству шапочек в виде мягкого знака закрылся и перестал выпускать свою продукцию. Как краткое прилагательное ни старалось, оно нигде не могло купить себе такую шапочку. И до сих пор у кратких прилагательных мужского рода, оканчивающихся на шипящую, на конце мягкий знак не пишется. Вот такая сказочная история. Итак, вы прослушали данную сказку. О чём шла сейчас речь? Совершенно верно! Из того, что вы услышали, давайте сделаем вывод. Кто попробует? Верно. Откройте пожалуйста ваш учебник-теорию на странице 138 и кто-нибудь зачитает нам правило, которое приведено в рамочке, это правило небольшое, поэтому запомните его сейчас, оно пригодится нам для выполнения следующего упражнения. Отлично, чтобы учиться пользоваться этим правилом, давайте выполним упражнение, оно находится на карточке, которую я вам раздала. В данном упражнении вам нужно либо поставить мягкий знак на конце, либо, не ставить мягкий знак. Как вы думаете, от чего будет зависеть постановка мягкого знака? На выполнение этого упражнения я даю вам 2 минуты. Дети выполняют упражнение. Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание. ( Упражнение 1 типа). Гореч…, ковш.., меч…, дич…, багаж…, мощ…, молодёж…, борщ…, доч…, тиш…, страж…, малыш…, овощ…, мятеж…, реч…, лож…, гуаш…, ноч…, глупыш…, массаж…, брош…, падеж…, силач…, вещ…, шалаш…., торгаш…, полноч…, москвич…., доч…, клещ…, тираж…., крепыш…, могуч…, скрип…, хорош…, тощ…, неуклюж… Ребята, какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? Может какие-то слова вызвали у вас вопросы? Чем вы руководствовались, когда писали, а может и не писали мягкий знак на конце слова? Давайте проверим упражнение. Назовите слова, в которых вы поставили мягкий знак. Спасибо. Для того, чтобы лучше запомнить данную орфограмму давайте составим таблицу, которая вам пригодится в выполнении упражнений в классе и в домашнем задании. Я раздам вам шаблон таблицы, которую мы вместе заполним. Учитель раздаёт шаблон готовой таблицы, которую детям нужно заполнить. Нужно дать заглавие нашей таблице, как вы будет называться наша таблица? Как вы назовёте столбики? Итак, для начала заполним первый столбик. Что мы запишем сюда? А во второй столбик? Хорошо, приведите примеры. Давайте, проверим, всё ли мы написали, посмотрите на таблицу на слайде и допишите, если у вас чего-то не хватает. Слайд № 9,10 На слайде появляется таблица Мягкий знак после шипящих. После чего можно выключить на время проектор. Ребята, вам всё понятно? Может остались вопросы? Мы можем дальше работать? | Сказка была о том, как прилагательное купило шапку в виде мягкого знака, но по дороге потеряло её, и существительное в 3 склонении подобрало эту шапочку. И после этого прилагательное больше не смогло купить такую шапочку. И осталось без мягкого знака. Ученик 4. Что на конце у существительных в женском роде мягкий знак пишется, а в мужском роде нет, а также в родительном падеже. Но у прилагательных, с основой на шипящий мягкий знак отсутствует. Ученик 5. У кратких прилагательныхна конце после шипящих ь не пишется: хорош, горяч, пахуч. В зависимости от части речи. Если мы встречали существительные женского рода, то сразу писали мягкий знак на конце, если мужского то мягкий знак на конце не пишется, как и у прилагательных с основой на шипящий. Дичь, мощь, молодёжь, тишь, речь, ложь, гуашь, брошь, вещь, полночь, дочь. В этих словах после шипящих нужен мягкий знак. Во всех остальных словах мягкий знак не пишется, так как там есть прилагательные в краткой форме и существительные мужского рода. Ученик 6 Наша таблица будет называться мягкий знак после шипящих. Когда пишется мягкий знак, а во втором столбике будут случаи, когда мягкий знак не пишется. В первый столбик. Мы можем записать, что мягкий знак пишется на конце существительных в женском роде ед. числа Им. п. Мышь, ночь. А во втором столбике будут случаи написания мягкого знака, после шипящих у существительных мужского в Им. п. ед ч., (гараж, камыш) у существительных женского рода и среднего рода, в Р. п. ( много туч, рощ) И в кратких прилагательных с основой на шипящий (хорош, кипуч). Да, нам всё понятно. | Познавательные УУД ( открытие новой темы). Регулятивные УУД (рефлексия). Познавательные УУД (умение извлекать необходимую информацию). |
Физминутка | Откройте, пожалуйста, учебники на странице 100, мы с вами будем выполнять упражнение 283 (упражнение 2 типа – изменение дидактического материала). Мы начнём делать это упражнение вместе с вами, а дома вы его доделаете, а что именно я скажу чуть позже. Итак, кто-нибудь прочитайте задание. Упражнение 238 Образуйте от данных полных прилагательных краткую форму мужского рода единственного числа. Погожий, смуглокожий, схожий, свежий, кипучий, колючий, жгучий, горячий, хороший, нехороший, нищий, тощий. Спасибо. Ребята, мы выполняем его не целиком, а только первые шесть слов. Остальные 6 слов пойдут вам на дом, давайте сразу запишем домашнее задание в дневники. Это будет упражнение 283 доделать остальные 6 слов. Также вам нужно будет выучить теорию в табличке, которую мы с вами заполнили. Записываем в тетради упражнение 283, первое слово я разберу вместе с вами. И это слово погожий. Как будет выглядеть краткая форма? Мягкий знак будем на конце писать? Верно И ещё одно слово – смуглокожий Краткая форма этого слова? Продолжайте выполнять, сколько слов мы делаем? На это упражнение я даю вам 3 минуты. Записали? Давайте проверим, кто-нибудь зачитайте, что у вас получилось? Молодец! Давайте немножечко передохнём, я предлагаю вам отложить ручки в сторону. Вы знаете такого композитора как Пётр Ильич Чайковский? На слайде 11 появляется портрет композитора. Правильно, сейчас я включу вам композицию Петра Ильича « Подснежник», и прочитаю вам стихотворение, а вы в это время должны закрыть глаза, внимательно меня, слушая, представить какое это время года. Учитель включает музыку и читает стихотворение. С цветами просыпаются и бабочки. Как вы думаете, какое это время года? Правильно. Продолжаем работать. Ребята, мы посмотрели существительные и краткие прилагательные с орфограммой мягкий знак на конце. Но нам ещё осталось с вами сделать ещё один вид работы с предложением, посмотреть какую синтаксическую роль выполняют краткие прилагательные в предложении. Напомните мне,какую синтаксическую роль играют краткие прилагательные в предложении? Правильно. Спасибо. Посмотрите, пожалуйста, на слайд, что вы на нём видите? Совершенно верно. Под схемой даётся два варианта ответа нам нужно подобрать какое из представленных предложений относится к данной схеме, но чтобы нам не ошибиться давайте разберём эти предложения. Они у вас уже записаны, поэтому переписывать их не нужно. Слайд 12
И мышь в свою норку тащит корку.
Начинаем с первого предложения. Кто попробует разобрать? Давайте разберём и второе предложение. Отлично, так какое предложение нам подходит? Молодцы, правильно, перерисуйте себе эту схему, желательно рядом с предложением. Смотрим следующую схему. Слайд 13 [ - = и = ]. А) Жжется, как крапива, а колется, как еж. Б) Русский язык красив и певуч.
Верно, перерисуйте себе эту схему. Ребята, а почему перед союзом и не стоит запятая? Посмотрите внимательно на схему, всё ли здесь хватает? Верно. Молодцы. И следующее предложение. Посмотрите внимательно. Не торопитесь. Давайте разберём первое предложение. Слайд 14 [ = , a =]. А) Не пригож лицом, а хорош умом. Б) Я убирала комнату, а они мне помогали. Всё верно. Вы молодцы, перерисуйте эту схему к себе в тетрадь. Ребята, посмотрите на первую пословицу, как вы думаете, в чём смысл этой поговорки? А какие ещё вы знаете поговорки, в которых говорится о том, что внешность человека это не главное? Спасибо. Как много пословиц вы знаете. Я совершенно с вами согласна, что в человеке главное не внешность, и судить нужно по поступкам. К какому разделу вы бы отнесли все эти пословицы? Правильно. Я предлагаю вам свою схему. А вы составляете под неё своё предложение, и даю вам на это 4 минуты. Слайд 15 [ - =, но = и =]. Кто хочет зачитать своё предложение. Где подлежащее? Сказуемое? Спасибо огромное, все, верно, можете положить ручки. Проектор можно выключить. | Ученик 7 Нам нужно от полных прилагательных образовать краткую форму мужского рода единственно числа. Дети записывают домашнее задание. Погож. Нет. Смуглокож. Шесть слов, остальные на дом. Схожий - схож, свежий – свеж, кипучий – кипуч, колючий – колюч. Да. Это русский композитор. Деи с закрытыми глазами слушают музыку и стихотворение. Это весна, когда всё распускается, бабочки просыпаются. В предложении краткие прилагательные выполняют роль сказуемого. Мы видим схемы предложений И мышь в свою норку тащит корку. Кто? Мышь – подлежащее выраженное существительным, мышь что делает? тащит корку, тащит - является сказуемым выраженное глаголом. Речь - подлежащее, красна – сказуемое, выраженное кратким прилагательным. Под буквой А Ученик 8 В первом предложении нет подлежащего, но есть однородные сказуемые жжётся и колется. А вот во втором предложении есть подлежащее русский язык, а сказуемые красив и певуч. . И в данном случае нам подходит схема под буквой Б.
В схеме однородные члены предложения нужно обводить в кружочек. В данном предложении союз и соединяет не две части предложения, а однородные члены предложения, поэтому запятая здесь не нужна. Подлежащее отсутвует, но есть сказуемые, выраженные краткими прилагательными пригож и хорош. А во втором предложении в первой части подлежащее я, выраженное личным местоимением, сказуемое убирала выраженное глаголом,( кто?) они, подлежащее выраженное местоимением и они( что делали?) Помогали, сказуемое выраженное глаголом.
Ученик 9 Смысл поговорки в том, что человека не надо судить по внешность. Важен его внутренний мир, грамотность, начитанность. Ученик 10 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Не по виду суди, а по делам гляди Встречают по одежке, а провожают по уму. Можно отнести эти пословицы к разделу человек – приметы, ум-глупость. Солнце только ещё поднималось, но уже освещало улицы и поднимало настроение всем окружающим. Солнце - подлежащее, выраженное существительным. Сказуемое поднималось, освещало и поднимало. Здесь однородные члены предложения, поэтому перед союзом и запятая не нужна. | Познавательные УУД (умение извлекать необходимую информацию). Регулятивные УУД планирование деятельности, прогнозирование. Регулятивные УУД саморегуляция |
| Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо потрудились. Надеюсь, что наш урок был полезен для вас, и вы узнали много нового для себя, что-то повторили. Назовите мне ещё раз, пожалуйста, тему нашего урока. Правильно. Вы открыли сегодня на уроке что-то новое для себя? Что ещё вам запомнилось в нашем сегодняшнем уроке? Спасибо большое. Сейчас я предлагаю вам оценить себя вашу работу на уроке с помощью анкеты, которую я вам сейчас раздам. Подпишите её. В первом столбике вы видите перечень вопросов, а во втором столбике ответы на них. И какой из них вам больше всего подходит, по вашему мнению, то вы и подчёркиваете. Домашнее задание мы уже с вами записали. Я даю вам на эту работу 1 минуту, а потом вы мне сдаёте эти листочки Учитель раздаёт листочки с рефлексией. Всем спасибо за урок. | Правописание кратких прилагательных на шипящий. Да, мы научились писать краткие прилагательные с основой на шипящий. И ещё повторили синтаксическую роль кратких прилагательных. И повторили написание мягкого знака на конце существительных. Мы составили таблицу, где отметили основные случаи написания мягкого знака в разных частях речи. Либо где мягкий знак отсутствует. | Регулятивные УУД рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Правописание кратких прилагательных"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе"Правописание кратких прилагательных"...
"Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий"
В 5-классе это новая тема. У них в запасе уже есть сведения о написании Ь в именах существительных и глаголах, поэтому стараюсь выстроить своего рода единую систему по указанным орфограммам. ФГОС(ы) т...
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую
Упражнение в правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.Поговорим о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. Что мы знаем об этом? Задание от ежа такое, подберите прилаг...
Дистанционное обучение. 7 класс. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Данное задание предназначено для 7 класса....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"
Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...
презентация к уроку "Правописание кратких прилагательных на шипящий"
Презентация используется как основа урока, как способ быстрой проверки изученного, как дидактический материал....