Альтернативные формы обучения русскому языку
статья по русскому языку

Альтернативные формы (нетрадиционные формы) уроков по русскому языку  эффективно влияют на формирование знаний и умений у детей школьного возраста в рамках предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативные формы обучения русскому языку

Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или альтернативные. Это, в частности: конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки, тематические игровые уроки, театральное представление, КВН, экскурсия благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют их оптимальному развитию и воспитанию. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Для учащихся нетрадиционный урок – это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

В качестве примера нетрадиционных уроков можно привести следующие:

Типы уроков

Формы уроков

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учета знаний и умений

-уроки экспедиции (путешествия)

уроки-исследования

уроки-инсценировки

интегрированные уроки

-практикумы

творческие, практические работы

уроки с ролевой игрой

-игровые:

КВН, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай"

интегрированные

театрализованные

уроки-конкурсы

уроки-соревнования

-зачетные

викторины,

конкурсы

смотр знаний

Дети очень любят такие уроки, как: урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся.

Урок-диалог строится и от имени самого ученика, и от имени учителя, затем возможна смена ролей и исполнителей. Ребенок поставлен в ситуацию выбора, возможности взять на себя ответственность за происходящее на уроке, попробовать свои силы в управлении учебным процессом, проявить самостоятельность, решительность и, как следствие проявления такой инициативы, почувствовать себя в новом качестве. Через игру, через веру в предлагаемые обстоятельства "Я учитель" - к познанию самого себя, своих возможностей.

После цикла уроков-диалогов (письменных или устных) проводятся уроки-концерты, уроки-инсценировки, уроки-спектакли. Урок-концерт, например, - это начальный подход к освоению учебного материала. Игра в концерт - это еще одна ролевая игра. Здесь дается возможность участникам быть самостоятельными при отборе материала для демонстрации знаний, умений, навыков. Ребятам дается свобода в выборе выразительных средств для осуществления замысла, если это будет инсценировка дидактического материала, лингвистических сказок по русскому языку. Дети показывают свою версию восприятия художественного текста или лингвистического правила до изучения его в классе в инсценированном варианте.

Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов. Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:

  • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;
  • конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим "родственным" дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение как альтернативная форма обучения школьников.

Возможность использование системы дистанционного обучения Moodle в процессе обучения школьников...

Нетрадиционные формы обучения русскому языку.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. В данном материале даются методические рекомендации.  В своей же практике я наиболее...

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера как интерактивная форма обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 53. – Ч. 4. – 440 с. – С. 28

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера как интерактивная форма обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. стате...

Методы и формы обучения русскому языку как неродному

В данной статье рассказывается о методах и формах обучения русскому языку как неродному. Какие приемы использовать учителю русского языка, чтобы заинтересовать ребёнка, научить грамотно писать диктант...

Альтернативные формы обучения русскому языку

Традиционные и нетрадиционные формы обучения русскому языку....

Мы - за активные формы обучения! Русский язык - итоговый урок в 6А классе по теме "Имя числительное" - методические приемы "Реставратор" и "Ульи".

Русский язык - итоговый урок в 6А классе по теме "Имя числительное" - методические приемы "Реставратор" и "Ульи"....