Альтернативные формы обучения русскому языку
статья по русскому языку
Альтернативные формы (нетрадиционные формы) уроков по русскому языку эффективно влияют на формирование знаний и умений у детей школьного возраста в рамках предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Альтернативные формы обучения русскому языку
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или альтернативные. Это, в частности: конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки, тематические игровые уроки, театральное представление, КВН, экскурсия благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют их оптимальному развитию и воспитанию. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Для учащихся нетрадиционный урок – это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
В качестве примера нетрадиционных уроков можно привести следующие:
Типы уроков | ||||
Формы уроков | Уроки формирования новых знаний | Уроки обучения умениям и навыкам | Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений | Уроки проверки и учета знаний и умений |
-уроки экспедиции (путешествия) уроки-исследования уроки-инсценировки интегрированные уроки | -практикумы творческие, практические работы уроки с ролевой игрой | -игровые: КВН, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай" интегрированные театрализованные уроки-конкурсы уроки-соревнования | -зачетные викторины, конкурсы смотр знаний |
Дети очень любят такие уроки, как: урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся.
Урок-диалог строится и от имени самого ученика, и от имени учителя, затем возможна смена ролей и исполнителей. Ребенок поставлен в ситуацию выбора, возможности взять на себя ответственность за происходящее на уроке, попробовать свои силы в управлении учебным процессом, проявить самостоятельность, решительность и, как следствие проявления такой инициативы, почувствовать себя в новом качестве. Через игру, через веру в предлагаемые обстоятельства "Я учитель" - к познанию самого себя, своих возможностей.
После цикла уроков-диалогов (письменных или устных) проводятся уроки-концерты, уроки-инсценировки, уроки-спектакли. Урок-концерт, например, - это начальный подход к освоению учебного материала. Игра в концерт - это еще одна ролевая игра. Здесь дается возможность участникам быть самостоятельными при отборе материала для демонстрации знаний, умений, навыков. Ребятам дается свобода в выборе выразительных средств для осуществления замысла, если это будет инсценировка дидактического материала, лингвистических сказок по русскому языку. Дети показывают свою версию восприятия художественного текста или лингвистического правила до изучения его в классе в инсценированном варианте.
Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.
Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов. Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;
- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим "родственным" дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.
Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.
Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение как альтернативная форма обучения школьников.
Возможность использование системы дистанционного обучения Moodle в процессе обучения школьников...
Нетрадиционные формы обучения русскому языку.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. В данном материале даются методические рекомендации. В своей же практике я наиболее...
Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера как интерактивная форма обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 53. – Ч. 4. – 440 с. – С. 28
Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера как интерактивная форма обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. стате...
Методы и формы обучения русскому языку как неродному
В данной статье рассказывается о методах и формах обучения русскому языку как неродному. Какие приемы использовать учителю русского языка, чтобы заинтересовать ребёнка, научить грамотно писать диктант...
Альтернативные формы обучения русскому языку
Традиционные и нетрадиционные формы обучения русскому языку....
Мы - за активные формы обучения! Русский язык - итоговый урок в 6А классе по теме "Имя числительное" - методические приемы "Реставратор" и "Ульи".
Русский язык - итоговый урок в 6А классе по теме "Имя числительное" - методические приемы "Реставратор" и "Ульи"....
Альтернативные формы обучения русскому языку
Педагогическая технология...