Язык как развивающееся явление
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Урок посвящен русскому языку как развивающемуся явлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_yazyk_kak_razvivayushcheesya_yavlenie.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Язык – вечно развивающееся явление».
(Об основных тенденциях современного русского литературного языка).
Цель: знакомство учащихся с развитием русского литературного языка.
Задачи:
Обучающая:
- Познакомить учащихся с основными тенденциями и проблемами современного русского литературного языка.
- Охарактеризовать причины, которые привели к современным изменениям.
- Подготовка к ЕГЭ. Одна из проблемных тем, которая выносится на ЕГЭ в части С : роль языка в культуре народа.
Развивающая:
- Развивать коммуникативные способности учащихся.
- Развивать умение дискутировать, отстаивать собственное мнение.
Воспитывающая:
- Воспитывать бережное отношение к русскому слову.
Оборудование: мультимедиа.
Ход урока.
«В нём (в русском языке) все тоны и оттенки,
все переходы звуков от самых твёрдых до
самых нежных и мягких; он беспределен и
может, живой, как жизнь, обогащаться
ежеминутно» Н.В.Гоголь.
Высказывания о языке отечественных и зарубежных авторов:
«Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» М. Горький
«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли» Л.Успенский.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн.
«Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной» П.А.Вяземский
«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский
Вступительное слово учителя:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
(Запись в тетрадь)
1 тезис – язык – это бесценный дар, которым наделён человек.
2 тезис – язык – средство общения.
3 тезис – язык – это орудие для выражения мысли.
Язык – это живое существо, которое меняется каждый день. Сегодня он не похож на себя вчерашнего, а завтра изменится вновь.
Дискуссия.
- А как вы думаете, сколько лет русскому языку?
- Кто создатель русского литературного языка?
Конечно, наш язык молод, в сравнении с мёртвыми языками. Ему приблизительно лет 200, т.к. он сложился в творчестве А.С.Пушкина. В силу молодости в нём будет много ошибок. Ошибки обязывают задуматься. Действительно, у нас самая трудная грамматика. Филологи любят поправлять, не хотят мириться с тем, что при них говорят неправильно.
А так ли уж хорошо говорить правильно?
«Хорошо говорить – значит просто хорошо думать в слух» Э.Ренан.
«Богатство языка есть богатство мыслей» Н.М.Карамзин.
«Язык растёт вместе с культурой народа» А.Толстой.
«Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку» Ф.Вольтер.
«Язык – это орудие мышления…обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Толстой.
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно – немногие» Г.Галилей.
«Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»Эразм Роттердамский.
Что же влияет на развитие языка?
Конечно, в первую очередь, социальные изменения, происходящие в обществе.
Какие социально значимые, важные изменения произошли за последние 20 лет? (перестройка)
В результате этого
- был снят железный занавес (запрет) между западной и русской культурой (не было фильмов, не было что читать)
Это привело к огромному количеству заимствованной лексики. Постоянно звучат американизмы «О, кей», «вау», «Йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Заимствованные слова чаще английские. В России возросло число людей, знающих анг. язык (компьютер).
Заимствованные слова ,прежде всего. названия новых явлений, предметов, понятий в политике, экономике, науке, быту, торговле, искусстве.
Дискуссия – гибель языка – засорение
-забвение родного языка
- речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами.
- Товарно – денежные отношения:
Формируются новые торговые отношения – особый рекламный стиль
Отразилось на нормах, свойственных языку «Добрый сок», «Правильное пиво»
Особый стиль СМС сообщений. Сухое, неэмоциональное общение.
- Современный технический прогресс – телефон, компьютер, Интернет.
Письменная речь уходит из обращения. Речь короткая, исчезла эмоциональная образность.
Обратить внимание, как разговаривают люди старшего поколения.
- Изменение стиля жизни. Сравниваем и берём за основу жизнь на Западе, образцы не самые лучшие, запад настойчиво навязывает, а мы идем на поводу. (надписи на одежде).
Занизились нравственные ценности. Растеряли культуру.
Свобода норм сочетаемости:
1) Активными становятся модификеты, которые отличаются от своих производящих только стилистической окраской: мультик, видик, шизик…
- Увеличилось число форм, которые служат компрессией (сжатостью) речи. Например, на базе словосочетаний образовались слова с суффиксом – к – незавершёнка, оборонка, горючка…
- Компрессия речи создается и за счёт утраты одного из компонентов словосочетания докладная записка – докладная, запасной игрок – запасной.
- Сложился общий жаргон русских выражений: «крутой», «тусовка», «классный», «баксы».
Итак, что же происходит с языком на грани столетий?
Оценивая состояние языка, необходимо разграничивать 3 вида процессов:
- в условиях функционирования языка;
- в построении текста;
- в системе языка.
В системе языка затронуты все уровни и, прежде всего, лексика и семантика
Закрепление.
Тестовые задания:
- Каждое толкование замените одним словом:
1)Краткая приветственная застольная речь (спич)
2)Искусство составления букетов, распространённое в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. ( икебана)
3)Стихотворение, музыкальное произведение и т.п. , созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.(экспромт)
4)Тоска по родине. (ностальгия)
- Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. ( геральдика)
Выпишите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими синонимами.
- Юноша во всём имитировал старшему брату.
- На фабриках и на заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства.
- В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско.
- Незабываемый прецедент произошёл во время нашей поездки по Волге.
- В прошлом году имели место серьёзные дефекты в ремонте школы.
Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами.
- А для кого – то унылье – это вся жизнь.
- Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать.
- Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать.
- Прививайтесь от экзотических болезней.
- Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.
А. Зачеркните логически лишнее слово:
1)Рождество я отмечал у коллеги на работе.
2)Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
- Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
- Очень замечательные пироги печёт Пульхерия Ивановна.
- Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
Б. Как называется этот вид речевых ошибок: 1.тавтология,2.плеоназм,3.канцеляризм.
Итак, мы убедились, что язык – развивающееся явление. Конечно же, каждого из нас должна волновать судьба родного языка. Ведь он и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный», являющийся зеркалом нашей жизни.
Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. Это обращение прежде всего к вам, молодому поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь.
У каждого поколения свой словарь.
Можем ли мы сегодня добавить в «словарь поколений» что – то из вашего лексикона? (дом . задание).
Сила и слабость языка в том, что он существенно зависит от реалий сегодняшнего дня. Со временем все образуется. А вот во благо или в несчастье, покажет время. Сохраним ли мы свою миссию как русские люди, тогда и язык наш останется могучим и прекрасным. А если позволим разрушить культуру, наш национальный характер, то и язык не будет воспринят как могучий и прекрасный. Он умрёт вместе снами. Будущее за вами! Каковы требования к себе, к жизни, таковы и особенности языка.
Обобщение:
1)Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.
2)В языке отражается история народа; наблюдения за изменениями, происходящими в лексике русского языка необходимо вести, это очень полезно и интересно.
3)Язык надо оберегать от засорения ненормативной лексикой, жаргонами, вульгаризмами. Как сказал В.Г.Белинский: «Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей», - говорил М. Горький
Дом. задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе "Язык - вечно развивающееся явление"
Показать современные тенденции развития русского языка...
Урок русского языка в 9 классе на тему «Язык как развивающееся явление»
Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим...
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Язык как развивающееся явление"
Данный урок нацелен показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширить и углубить знания учащихся по русскому ...
Урок русского языка в 7 классе"Русский язык как развивающееся явление"
Урок русского языка в 7 классе....
Русский язык и литература. Русский язык.Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема:"Язык как развивающееся явление".
Расширить кругозор по данной теме....
ТК по предмету родной язык. Тема "Язык как развивающееся явление"
Конспект урока по вводной теме...