Урок русского языка в 6 классе по теме "Причастие и деепричастие: сходство и различие".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок - обобщение знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”. Морфологические признаки. Отличие причастия от деепричастия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
6 класс
Урок 139. Причастие и деепричастие: сходство и различие.
Цели:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
- закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
- закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
- развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом.
Тип урока: урок – повторение изученного с применением ЗУН.
Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный, технологии критического мышления и интеллект - карты.
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Ход урока:
I. Повторение изученного.
1. Лексическая пятиминутка (традиционная, выполняется систематически в начале урока учениками).
Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. (Ожегов С. И. «Толковый словарь»). (5 мин.)
Сегодня на уроке мы будем рисовать интеллект-карту.
- Ребята, а как вы думаете, что такое интеллект-карта? (Карта – чертёж)
(Показать пример интеллект - карты) Слайд - 1
- К интеллект - карте мы вернемся позже, а сейчас…
II. Новая тема.
1. Объявление темы и цели урока. (5 мин)
- Дорогие дети! Все мы обожаем смотреть детективные сериалы ... И сегодня, прямо сейчас, мы увидим первую серию фильма "Очередное дело Холмса"
(музыка) Сценка. Слайды – 2 - 4
Входят Шерлок Холмс и Преступник.
Шерлок Холмс (как бы продолжая допрос):
- Итак, Вы утверждаете, что Ваше имя ...
Преступник (подняв руки):
- Деепричастие!
Шерлок Холмс:
- А имена Ваших родителей ...
Преступник:
- Глагол и Прилагательное!
Шерлок Холмс:
- Ваши особые приметы?
Преступник:
- Я изменяюсь по числам, родам и падежам и согласуюсь во всех формах с Существительным, как я его называю, с Боссом ...
Шерлок Холмс:
- Нет, дорогой джентльмен, Вам меня не провести ... Ваше настоящее имя ...
(музыка)
- Ребята, кто из вас внимательно слушал ответы преступника и вместе с Холмсом готов произнести его настоящее имя? (Причастие!)
- Спасибо, дорогие актёры! А мы продолжим. Почему не все дети в классе поняли, что преступник обманывает? (5 мин.)
- Определите тему нашего урока. (Записываем тему урока). Слайд - 5
- Какова цель нашего урока? (Научиться совершенно точно отличать причастия от деепричастий)
- Сегодня на уроке мы проведём расследование, тщательно изучим все улики по делу «Причастие и Деепричастие», а для этого соберём информацию о наших подозреваемых в лучших традициях современного сыска: Слайд - 6
- Для составления полной картины мы изобразим информацию в графическом виде, то есть нарисуем интеллект-карту.
Раздать листы – заготовки интеллект - карты. Слайд - 7
2. Определение символов.
- Кто главные герои нашего расследования? (Причастие и Деепричастие).
- Обозначьте их определенными символами. Слайд - 8
- Найдите ключевые слова в теме нашего урока. (Сходство и различие.) Их тоже обозначим определёнными символами. Слайд - 9
3. Повторение определений причастий и деепричастий. (5 мин.)
- Свои знания о причастии проверим, сыграв в игру «Верю – не верю».
Верите ли вы, что … Слайды – 10 - 11
1) … причастие – это служебная часть речи? (нет)
2) … причастие обозначает признак действия? (нет)
3) … причастие содержит признаки прилагательного и глагола? (да)
4) … причастия образованы от глагола? (да)
5) … у причастия есть будущее время? (нет)
6) … причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. (нет)
7) … -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
8) … причастие с зависимым словом называется причастным оборотом? (да)
9) … причастие в предложении бывают определением и сказуемым? (да)
10) … причастие не изменяется? (нет)
- А вот о деепричастии мы узнали только недавно, поэтому предлагаю посмотреть видеонаблюдение об этом «подозреваемом». Слайд - 12
4. Просмотр видеоправила «Деепричастие как особая форма глагола». (Повторяем хором правило).
- Теорию мы повторили, теперь «опознаем» «преступников» на практике. Слайд – 13
5. Работа с текстом. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните причастия и деепричастия как члены предложения, обозначая графически их суффиксы.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Узкая дорожка вела к морю, петляя между деревьями. На тропинке лежала опавшая/3 листва, шуршавшая под ногами. Остановившись/3, мы поразились яркой красотой леса.
6. Морфологический разбор.
Опавшая – причастие
Листва (какая?) опавшая – признак предмета по действию.
Н.Ф.- опавший
П.П.: невозвратное, действительное, прошедшего времени, совершенного вида.
Н.П.: в ед. ч., в И.п., в ж.р.
Листва (какая?) опавшая (определение)
Остановившись – деепричастие
поразились (что сделав?) остановившись – добавочное действие
Н.Ф.: остановиться.
П.П.: – совершенного вида, возвратное, прош.вр.
Н.П.: – неизменяемая форма.
поразились (как?) остановившись (обстоятельство)
- Сравните морфологические признаки наших «подследственных» и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?
(мозговой штурм)
Морфологические признаки причастия и деепричастия.
сходство | различие |
образовано от глагола | что обозначает? |
вид | вопросы |
возвратность | залог (действительное или страдательное) |
обороты | изменяется / не изменяется |
время | суффиксы |
синтаксическая роль |
- Отразите в своей интеллект – карте символы сходства причастия и деепричастия.
Слайд – 14
III. Подведение итогов
- Почему мы должны «дружить» с причастиями и деепричастиями? Слайд – 15
1) Зима, …, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
Игорь Северянин
Ответ:
Зима, СМЕЯСЬ , от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
Игорь Северянин
2) Иван Иванович (Шишкин) стоял у самого края ромашкового поля, не отрывая глаз от … цветов.
Ответ:
Иван Иванович (Шишкин) стоял у самого края ромашкового поля, не отрывая глаз от ЛИКУЮЩИХ цветов.
Вывод: Слайд – 16
Нужно дружить и с Причастием, и с Деепричастием ...
Это, не сомневаясь нисколько, понимаем и сами!
Ведь наша речь с двумя полезными приятелями
Ещё красИвей и выразительней станет!
1. Самостоятельная работа. Построение интеллект – карты (систематизация морфологических признаков причастий и деепричастий).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Очередное дело Холмса" 2
"Очередное дело Холмса" 3
"Очередное дело Холмса" 4
Причастие и деепричастие: сходство и различие. 5
Ведём расследование! 6
Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. Вывод: 7
Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. - причастие - деепричастие Вывод: 8
Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. - причастие - деепричастие - сходство - различие Вывод: 9
И гра «Верю – не верю». Верите ли вы, что … 1) … причастие – это служебная часть речи? 2) … причастие обозначает признак действия? 3) … причастие содержит признаки прилагательного и глагола? 4) … причастия образованы от глагола? 5) … у причастия есть будущее время? 6) … причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. 10
И гра «Верю – не верю». Верите ли вы, что … 7) … - ущ -/- ющ -, - ащ -/- ящ - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. 8) … причастие с зависимым словом называется причастным оборотом? 9) … причастие в предложении бывают определением и сказуемым? 10) … причастие не изменяется? 11
12
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните причастия и деепричастия как члены предложения, обозначая графически их суффиксы. Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего солнца. Узкая дорожка вела к морю петляя между деревьями. На тропинке лежала опавшая листва шуршавшая под ногами. Остановившись мы поразились яркой красотой леса. /3 /3 13
Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. - причастие - деепричастие - сходство - различие Вывод: 14 Причастие Деепричастие о бразовано от глагола возвратность деепричастный оборот п ричастный оборот вид настоящее прошедшее время ф орма глагола
1) Зима, … , от счастья плачет, Весны качая колыбель. Игорь Северянин смеясь 2)Иван Иванович (Шишкин) стоял у самого края ромашкового поля, не отрывая глаз от … … … цветов. ликующих 15
Нужно дружить и с Причастием, и с Деепричастием. Это, не сомневаясь нисколько, понимаем и сами! Ведь наша речь с двумя полезными приятелями Ещё красивей и выразительней станет! 16
Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. Причастие Деепричастие не изменяется о бразовано от глагола д ействительные возвратность страдательные - ущ - - ющ - - а щ - - я щ - - нн - - енн - -т- -им- -ем- - ом - н есов.вид -вши- - ши - -в- -а- -я- что делая? что сделав? как? ч то сделавший? что делающий? какой ? обстоятельство о пределение, сказуемое изменяется по родам, числам, падежам вид сов.вид настоящее прошедшее время ф орма глагола 17 оборот причастный оборот деепричастный оборот
18
Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. Причастие Деепричастие о бразовано от глагола возвратность деепричастный оборот п ричастный оборот вид настоящее прошедшее время ф орма глагола оборот 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе
В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"
Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....
урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»
Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....