Урок русского языка в 6 классе по теме "Причастие и деепричастие: сходство и различие".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дейнек Ирина Алексеевна

Урок - обобщение знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”. Морфологические признаки. Отличие причастия от деепричастия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Урок 139. Причастие и деепричастие: сходство и различие.

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
  • закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
  • закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом.

Тип урока: урок – повторение изученного с применением ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный, технологии критического мышления и интеллект - карты.

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде;  инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Ход урока:

I. Повторение изученного.

1. Лексическая пятиминутка (традиционная, выполняется систематически в начале урока учениками).

Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. (Ожегов С. И. «Толковый словарь»). (5 мин.)

Сегодня на уроке мы будем рисовать интеллект-карту.

- Ребята, а как вы думаете, что такое интеллект-карта? (Карта – чертёж)

(Показать пример интеллект - карты)            Слайд - 1

- К интеллект - карте мы вернемся позже, а сейчас…

II. Новая тема.

1. Объявление темы и цели урока. (5 мин)

- Дорогие дети! Все мы обожаем смотреть детективные сериалы ... И сегодня, прямо сейчас, мы увидим первую серию фильма "Очередное дело Холмса" 

(музыка)   Сценка.                    Слайды – 2 - 4

Входят Шерлок Холмс и Преступник.

Шерлок Холмс (как бы продолжая допрос):

- Итак, Вы утверждаете, что Ваше имя ...

Преступник (подняв руки): 

- Деепричастие! 

Шерлок Холмс:

- А имена Ваших родителей ...

Преступник: 

- Глагол и Прилагательное! 

Шерлок Холмс: 

- Ваши особые приметы? 

Преступник: 

- Я изменяюсь по числам, родам и падежам и согласуюсь во всех формах с  Существительным, как я его называю, с Боссом ...

Шерлок Холмс: 

- Нет, дорогой джентльмен, Вам меня не провести ... Ваше настоящее имя ...

(музыка)

- Ребята, кто из вас внимательно слушал ответы преступника и вместе с Холмсом готов произнести его настоящее имя? (Причастие!) 

- Спасибо, дорогие актёры! А мы продолжим. Почему не все дети в классе поняли, что преступник обманывает? (5 мин.)

- Определите тему нашего урока. (Записываем тему урока).                        Слайд - 5

- Какова цель нашего урока? (Научиться совершенно точно отличать причастия от деепричастий)

- Сегодня на уроке мы проведём расследование, тщательно изучим все улики по делу «Причастие и Деепричастие», а для этого соберём информацию о наших подозреваемых в лучших традициях современного сыска:                                   Слайд - 6

C:\Users\HP\Desktop\Интеллект-карта\Детективная доска.jpg

- Для составления полной картины мы изобразим информацию в графическом виде, то есть нарисуем интеллект-карту.

Раздать листы – заготовки интеллект - карты.                         Слайд - 7 

2. Определение символов.

- Кто главные герои нашего расследования?  (Причастие и Деепричастие).

- Обозначьте их определенными символами.                                      Слайд - 8

C:\Users\HP\Desktop\Интеллект-карта\1.jpg

- Найдите ключевые слова в теме нашего урока. (Сходство и различие.) Их тоже обозначим определёнными символами.                                                           Слайд - 9 

C:\Users\HP\Desktop\Интеллект-карта\2.jpg

3. Повторение определений причастий и деепричастий. (5 мин.)

- Свои знания о причастии проверим, сыграв в игру «Верю – не верю».

Верите ли вы, что …                                                                                        Слайды – 10 - 11 

1) … причастие – это служебная часть речи? (нет)

2) … причастие обозначает признак действия? (нет)

3) … причастие содержит признаки прилагательного и глагола? (да)

4) … причастия образованы от глагола? (да)

5) … у причастия есть будущее время? (нет)

6) … причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. (нет)

7) … -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

8) … причастие с зависимым словом называется причастным оборотом? (да)

9) … причастие в предложении бывают определением и сказуемым? (да)

10) … причастие не изменяется? (нет)

- А вот о деепричастии мы узнали только недавно, поэтому предлагаю посмотреть видеонаблюдение об этом «подозреваемом».                               Слайд - 12

4. Просмотр видеоправила «Деепричастие как особая форма глагола».  (Повторяем хором правило).

- Теорию мы повторили, теперь «опознаем» «преступников» на практике.    Слайд – 13

5. Работа с текстом. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните причастия и деепричастия как члены предложения, обозначая графически их суффиксы.                                                                

     Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Узкая дорожка вела к морю, петляя между деревьями. На тропинке лежала опавшая/3 листва, шуршавшая под ногами. Остановившись/3, мы поразились яркой красотой леса.

6. Морфологический разбор.

Опавшая – причастие

Листва (какая?) опавшая – признак предмета по действию.

Н.Ф.- опавший

П.П.: невозвратное, действительное, прошедшего времени, совершенного вида.

Н.П.: в ед. ч., в И.п., в ж.р.

Листва (какая?) опавшая (определение)

Остановившись – деепричастие

поразились (что сделав?) остановившись – добавочное действие

Н.Ф.: остановиться.
П.П.: – совершенного вида, возвратное, прош.вр.

Н.П.: – неизменяемая форма.

поразились (как?) остановившись (обстоятельство)

- Сравните морфологические признаки наших «подследственных» и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?

(мозговой штурм)

Морфологические признаки причастия и деепричастия.

сходство

различие

образовано от глагола

что обозначает?

вид

вопросы

возвратность

залог (действительное или страдательное)

обороты

изменяется / не изменяется

время

суффиксы

синтаксическая роль

- Отразите в своей интеллект – карте символы сходства причастия и деепричастия.                     

                                                                                                                                                                                      Слайд – 14 

III. Подведение итогов

- Почему мы должны «дружить» с причастиями и деепричастиями?      Слайд – 15 

1) Зима,  …,  от счастья плачет, 

Весны качая колыбель.

                                                             Игорь Северянин

 Ответ:

Зима, СМЕЯСЬ  от счастья плачет,

Весны качая колыбель.

                                                 Игорь Северянин 

2) Иван Иванович (Шишкин) стоял у самого края ромашкового поля, не отрывая глаз от … цветов.

Ответ:  

Иван Иванович (Шишкин) стоял у самого края ромашкового поля, не отрывая глаз от ЛИКУЮЩИХ  цветов.

 Вывод:                                                                                                           Слайд – 16

Нужно дружить и с Причастием, и с Деепричастием ...

Это, не сомневаясь нисколько,  понимаем и сами! 

Ведь наша речь с двумя полезными приятелями 

Ещё красИвей и выразительней станет! 

 

1. Самостоятельная работа. Построение интеллект – карты (систематизация морфологических признаков причастий и деепричастий).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

"Очередное дело Холмса" 2

Слайд 3

"Очередное дело Холмса" 3

Слайд 4

"Очередное дело Холмса" 4

Слайд 5

Причастие и деепричастие: сходство и различие. 5

Слайд 6

Ведём расследование! 6

Слайд 7

Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. Вывод: 7

Слайд 8

Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. - причастие - деепричастие Вывод: 8

Слайд 9

Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. - причастие - деепричастие - сходство - различие Вывод: 9

Слайд 10

И гра «Верю – не верю». Верите ли вы, что … 1) … причастие – это служебная часть речи? 2) … причастие обозначает признак действия? 3) … причастие содержит признаки прилагательного и глагола? 4) … причастия образованы от глагола? 5) … у причастия есть будущее время? 6) … причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. 10

Слайд 11

И гра «Верю – не верю». Верите ли вы, что … 7) … - ущ -/- ющ -, - ащ -/- ящ - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. 8) … причастие с зависимым словом называется причастным оборотом? 9) … причастие в предложении бывают определением и сказуемым? 10) … причастие не изменяется? 11

Слайд 12

12

Слайд 13

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните причастия и деепричастия как члены предложения, обозначая графически их суффиксы. Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего солнца. Узкая дорожка вела к морю петляя между деревьями. На тропинке лежала опавшая листва шуршавшая под ногами. Остановившись мы поразились яркой красотой леса. /3 /3 13

Слайд 14

Ф.И.________________ Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. - причастие - деепричастие - сходство - различие Вывод: 14 Причастие Деепричастие о бразовано от глагола возвратность деепричастный оборот п ричастный оборот вид настоящее прошедшее время ф орма глагола

Слайд 15

1) Зима, … , от счастья плачет, Весны качая колыбель. Игорь Северянин смеясь 2)Иван Иванович (Шишкин) стоял у самого края ромашкового поля, не отрывая глаз от … … … цветов. ликующих 15

Слайд 16

Нужно дружить и с Причастием, и с Деепричастием. Это, не сомневаясь нисколько, понимаем и сами! Ведь наша речь с двумя полезными приятелями Ещё красивей и выразительней станет! 16

Слайд 17

Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. Причастие Деепричастие не изменяется о бразовано от глагола д ействительные возвратность страдательные - ущ - - ющ - - а щ - - я щ - - нн - - енн - -т- -им- -ем- - ом - н есов.вид -вши- - ши - -в- -а- -я- что делая? что сделав? как? ч то сделавший? что делающий? какой ? обстоятельство о пределение, сказуемое изменяется по родам, числам, падежам вид сов.вид настоящее прошедшее время ф орма глагола 17 оборот причастный оборот деепричастный оборот

Слайд 18

18

Слайд 19

Тема: Причастие и деепричастие: сходство и различие. Причастие Деепричастие о бразовано от глагола возвратность деепричастный оборот п ричастный оборот вид настоящее прошедшее время ф орма глагола оборот 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе

В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"

Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....

урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»

Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...