в помощь учителю. "Фонетика"
материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка
Раздел грамматики – «Фонетика».
«Русский язык в школе»
Гласные – это река,
А согласные – её берега,
Реки без берегов не бывает.
Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане сохраниться.
Если где услышим стук,
Значит, к нам добрался... (звук).
С. Ефремов.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского прибоя”.
К. Г. Паустовский
Сильные и слабые позиции согласных звуков
Сколько раз в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе встречается звук[ з]? Подтвердите свой ответ, подчеркнув буквы, обозначающие звук [з].
Сколько раз в предложении Сани легко ехали по скользкой дороге встречается звук[ с]? Подтвердите свой ответ, подчеркнув буквы, обозначающие звук[ с].
Выпишите слова с оглушением согласных в корне слова.
Далекая поездка, поздняя осень, счастливый случай, местный житель, ненастная погода, интересная выставка, ловкий бросок, честный поступок, сладкий пирог, дружный коллектив.
Прочитайте и объясните пословицы. Спишите, подчеркните буквы, обозначающие глухие согласные.
Правда в огне не горит и в воде не тонет. Готовь сани летом, а телегу зимой. Сколько голов, столько умов. Лжецу и в правде не верят. Кошка за порог, а мышка в уголок. Бодливой корове бог рогов не дает. Свет не без добрых людей. Дорога ложка к обеду. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Вместе тесно, а врозь скучно. Голод не тетка. Молодец против овец, а против молодца – сам овца.
Прочитайте стихотворение и приведите примеры к тому, о чем говорится:
Чтоб меньше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. | Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить! |
Напиши над подчеркнутыми буквами, какие звуки они обозначают.
Дуб, молотьба, сад, груз, зажег, косьба, сдал, гриб, сбор, ноги, дороги – дорог, пороги –порог.
Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Прислушайтесь, в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки.
Просьба, сшить, сжечь, слушать, синий.
Сколько букв о в данном предложении? А сколько звуков [о]? Куда они подевались?
Звонят во все колокола. (5 букв, звуков – ни одного; без ударения на месте буквы слышим [а].)
В каких строчках «Песенки крокодила Гены» написание слов полностью совпадает с произношением?
А я играю
На гармошке
У прохожих
На виду.
К сожаленью,
День рожденья
Только раз
В году.(На виду.)
Какой фонетический признак объединяет слова?
Отдалиться, просьба, сгибать.(Озвончение глухих согласных.)
Вдруг, подтянуть, укладка, ферзь. (Оглушение звонких согласных.)
Запишите фонетическую транскрипцию предложений, укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Около прорубки белые голубки.
Ежи на своих колючках таскают мягкий мох и сухие листья.
Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук[ с]?
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Какими фонетическими признаками объединены слова?
Вкривь, коврижка, врозь, книг.
Какое правило спрятано в стихотворении?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. (Проверка безударных гласных в корне ударением).
Гласные и согласные звуки
Какие слова получаются, если прочесть приведенные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?
Лог, гол, люк, лед, пара.(Гол, лог, куль, толь, арап.)
«Перевертыши». Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получилось:
1) Из слова лён – цифра; (ноль).
Из слова лей – название дерева; (ель).
Из слова лоб – название настила; (пол).
Из слова люк – большой мешок; (куль).
Из слова ток – домашнее животное; (кот).
2) Из слова шел – неправда; (ложь).
Из слова шей – просьба; (ешь).
Из слова куб – охапка чего-либо, связка; (пук).
Из слова тол – прибор для измерения глубины моря; (лот).
Из слова лёд – материал для крыши; (толь).
Какими звуками различаются слова:
– дал и даль; лук и люк; флаги и фляги? ([л] и [л`]);
– мол и мял; Элла и Алла, был и бил? ([м] и [м’]; [э] и [а]; [б] и [б’]).
Выберите строку, в которой все буквы могут обозначать как мягкие, так и твердые звуки.
Т,Р,В,Ш,С.
М,Х,К,П,Л.
М,Г,Ц,Н,В.
Решите «фонетические примеры»:
[ж] – голос = [?] ([ш]) [г] – голос = [?] ([к]) [д] – голос = [?] ([т]) | [п] + голос = [?] ([б]) [с’] + голос = [?] ([з’]) [п’] + голос = [?] ([в’]) |
Какие звуки «перепутал» автор?
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
-Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
А.Шибаев
Фонетические «превращения»
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету. (Ирис – ирис)
Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас)
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руки окуни.
Не бойся, это... (Окуни– окуни).
Отгадайте загадки. Сколько букв и звуков в словах-отгадках?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Кто весь день в воде проводит,
Из воды сухим выходит?
Устелет мхом она дупло,
Зимой должно быть там тепло.
И ей самой и малышам:
Их лапкам, хвостикам, ушам.
Мать нажует еды им мелко.
А как зовут ту маму?
Неуклюжий, косолапый,
Но попробуй одолеть!
Зиму всю сосет он лапу.
Это кто такой?
Выпишите из данных слов буквы, которые обозначают согласные звуки.
Зимой, черепаха, ёрш, Япония, съесть, зеленые.
Запиши в алфавитном порядке имена героев «Маугли».
Хатки, Маугли, Лангри, Багира, Каа, Акела, Ракша, Шерхан, Табаки, Серый Брат, Бандерлоги, Чиль,Сахи.
Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой с: чересполосица, истечь, восстать, расплести, бесформенный).
Запиши звуки, с помощью которых можно воссоздать:
- Шум морского прибоя;
- Шипение змеи;
- Песню вьюги;
- Полет пчелы;
- Плач обиженного ребенка;
- Журчание воды из-под крана;
- Тикание часов;
- Птичьи голоса;
- Школьная столовая в разгар обеда.
Какими буквами и какими звуками различаются следующие пары слов?
Был-бил, вол –вел, плоды – плоты, супы, зубы.
Сколько звуков[ ш] в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?
Пешком шагали мышки
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвезти?!(27 звуков [ш]. Автор использует звукопись.)
В.Приходько
Игра «Кто больше?»
- Найдите слова, в которых бы звук обозначался двумя буквами.
- Буква обозначалась двумя звуками.
- В слове больше букв, чем звуков.
- В слове больше звуков, чем букв.
- Количество звуков и букв совпадает.
В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р'],[н']?
«Третье лишнее»
Конечно, нарочно, игрушечный.
Что, чтобы, нечто.
Чувство, баловство, да здравствует.
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
Решите задачу –шутку.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец.»Здравствуй, отец!»,-говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – все значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – все одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растет растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – все одиково. Вот и разгадай.»
Н.Сумникова
Задумался боец. Может, ты ему поможешь?
(Дед. Тит. Шалаш. Боб.Анна.Казак.)
Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра. (Лапа, пир, тир. Нет твердого [л[ и мягких[ п' ]и [т'].)
Составьте слово из звуков.
1-й– глухая пара звука [з].
2-й – глухая пара звука [д].
3-й – гласный [о] под ударением.
4-й – глухая пара звука [г]. (Стог[ сток].)
Прочитайте стихотворение. Установите, какой звук настойчиво в нем повторяется. Для чего? Оса жужжала.
Обнажала
Жало,
А встретила Шмеля
И хвост поджала.
С.Смирнов
Повторение какого звука помогло поэту воспроизвести шум ветра?
Полночной порою в болотной глуши,
Чуть шлышно, бесшумно шуршат камыши.
К.Бальмонт
Превратите дом в сад путем постепенной замены звуков в слове дом.
То же самое со словами лед и пар.
Игра «Угадай слово»
Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который дважды повторяется в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла.(Река.)
Возьмите 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр.(Лиса или леса.)
Возьмите 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.(Тихо.)
Найдите загаданный звук.
Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет. ([р’];[ р]).
Ответьте на вопрос в стихотворении.
Всегда маленькие
Сказала Й сестре родной: – Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я – ужасно редко. – Ну, редко – это не беда, Иные буквы – никогда! – И много их? | – Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так: … – Не говори! Скажите вы, ребята! (ъ; ь; ы) А. Шибаев. |
«Спрячьте» ь в словах: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в середину слова. (Деньки, пеньки, угольки и т.д.).
В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ульяна, Татьяна).
Какие звуки может обозначать буква с? Приведите примеры слов.
([С], [с'], [з],[з'], [ш], [ж], [ш'] )
Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
Назовите слова, которые начинаются четырьмя согласными.(Всплеск, взгляд, вскрикнуть, встреча.)
Есть ли в русском языке слова, в которых рядом располагаются пять согласных букв?(Агентство, бодрствовать, контрпредложение, мудрствовать, усердствовать.)
В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинношеее животное).
Назовите слова, в которых бы одновременно встречались ь и ъ.(Объять, объяснить и др.)
Названия каких двух букв составляют целую историческую эпоху? (Эр – а 🡪 эра).
В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто).
Превратите слово мел – в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Мель, уголь, шесть).
Превратите кость в желанного в доме человека. Что вы измените? (Гость).
В каком наречии звучит 5 о?(О-пять.)
Назовите наречия, в которых пишется три а, три о, три е.(Нарасхват, сначала; спокойно, свободно; темнее, светлее.)
В каком слове пишется семь о?
(Обороноспособность.)
В каком наречии сравнительной степени пишется пять е?(Естественнее.)
Какое русское слово состоит из 6 букв, а указывает на весь алфавит?(Азбука.)
Чем кончается лето и начинается осень?
(Буквой о.)
Есть ли в русском языке слова, которые оканчиваются на сорок а?( Сорока.)
Что находится посередине Волги? (Буква г.)
Какие две буквы составляют название первого и какие две – второго блюда? (У-ха, ка-ша.)
После каких согласных никогда не встретится ь? (После г,к,х.)
Дан «строительный материал»- звуки [a],[б],[в], [г], [о], [р]. Составьте и запишите максимальное количество слов, используя любые комбинации этих звуков (каждый из звуков можно использовать в слове только один раз). Почему не подходят слова: Боря, враг, граб, ров, рог, раб?
Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, еще.
Определите количество букв и звуков в словах.
Яркий, восстание, подъезд, солью, привлекает, сердечный, ее, деревья, традиция, ориентир, шинель, гигантский, асфальт, рояль, коллектив, лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, ряд.
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? )Азбука.)
Как существительные состав, удар, трон превратить в глаголы?
Как глаголы жарь, стань, примерь превратить в существительные?
В каких словах сто согласных? (Стол, стог, стон.)
Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука.
Стипендия, стипендиат, героизм, будущее, деятельный, силуэт, мозаика, идеал, союз, струя, боец, шпион, театр, какао, каемка, сиять, дуэт, оазис, пианино, каучук.
Затранскрибируйте слова. Добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось новое слово. Дар, стол, клад, лапа, пар, усы, уксус, власть, каска, кран, гость.
Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие?
Груба, дубить, обрызгать.
Найдите слова, в которых количество слов и букв не совпадает.
Баян, рояль, косьба, солнце, роль, люстра, красивее, хвоя, приговор, средства, добыча, аллея, зайчик, веер, праздник, восстановление, юла, подъезд, сельд.
В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Семь, еж, прелестный, боюсь, сеют.
Прочитайте слово «тир». Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили-были старик со старухой.
Есть в русском языке слова, которые состоят из одного звука. Приведите такие примеры, укажите часть речи.
Вспомните и запишите пословицы о буквах, звуках, азбуке. (Аз да буки – начало науки. Сперва аз да буки, а потом и науки. Аз, буки, веди страшат, как медведи. Буквы кривые, да смысл прямой. Без букв и грамматики не учатся и математике.)
Прочитайте, что здесь написал Я.Козловский:
«Веснушкамнетусносанеисчезаютсносаянежалеламыланостерпеливомылазависелоотмылавеснушкияотмыла».
( «Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа, я не жалела мыла, нос терпеливо мыла, зависело от мыла, веснушки я отмыла».)
Как каплю превратить в цаплю?
Можно ли из ноля получить соль?
Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?
Какие слова можно получить, если в слове торт заменить первую букву?
Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос.
Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук.
Игра «Крестики-нолики»
Учитель читает слова, а ученики поднимают карточку с плюсиком, если е,ё,ю,я обозначают 2 звука , и нолик, если один звук. Кто самый внимательный?
Ель, весна, моя, поел, сельдь, вьют, вьюнок, десна, яма, мясо, ёж, юла, Юлька, объезд, друзья, в разлуке, почему, костюм, река, льёт, рюкзак, яркий.
Сколько мягких звуков в стихотворении?
Безмерное богатство – доброта.
И пусть ее надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро свое тратит.
В.Стефаниди
Сколько твердых звуков встречается в стихотворении?
Живи, не изменяй себе:
Измена трусость в нас рождает,
А истина в любой борьбе
С пороком жизни побеждает.
Сколько глухих звуков встречается в стихотворении?
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф.Тютчев
Сколько звонких звуков встречается в стихотворении?
На фоне зла добро добреет,
Ценнее мир после боев,
А слово друга дольше греет
После врага обидных слов.
Р.Воздейко
Какие гласные не встречаются после Г, К, Х?
Это интересно
В одном из кавказских языков 70 согласных и 2 гласных звука.
В гавайском языке 7 согласных и 5 гласных (оиаио - правда).
Самая длинная фамилия в мире – у жителя Стамбула; в ней 43 буквы. Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает: «Сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой». Вот как выглядит эта фамилия, если ее написать по-русски: «Аййильцикликирмицибайрактазийонкаграманоглу». А вы говорите – скороговорки!
А в конце девятнадцатого столетия в американском штате умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было чересчур длинным – в 122 буквы.
В США, в штате Массачусетс, находится озеро, известное под названием Уэбстер. Однако на самом деле индейцы назвали его по-другому: «Чаргоггагоггманчауггагоггчаубунагунгамаугг». В переводе это, не побоюсь сказать, слово означает: «Нейтральная территория для лова рыбы и проведения общих собраний индейских племен».
В русском языке творцами длинных слов по праву считаются ученые-химики. Так, например лекарство от малярии акрихин имеет другое, более точное химическое наименование, состоящее из 44 букв: «метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин».
Французы же лидируют в прямо противоположном направлении: Именно у них впервые появилась самая короткая фамилия, состоящая всего из одной буквы: «О». Помимо всего прочего, на территории Франции находится село с самым коротким географическим названием в мире: «И».
Зато самое длинное географическое название найдено не другом конце света – в Новой Зеландии. Оно состоит из 85 букв и в точном переводе означает следующее: «Город, где Мататеа, человек, с большими ногами, который выравнивал равнины и которого называли поедателем земли, играл на своей любимой флейте».
Вопросы для тестов
Укажите, в каком ряду во всех словах есть только звонкие согласные:
- словарь, брезент, королева, здоровье;
- любовь, низ, реальный, мобильный;
- змей, железный, зимний, издание;
- галерея, милиция, вред, морской.
Укажите, в каком ряду во всех словах есть только глухие согласные:
- лодочка, повозка, пробка, побелка
- сбил, койка, сетка, шорох
- счастье, статистика, тётка, отсчёт
- экипаж, посетить, сшить, подчистка.
В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв:
- версия, пение, приезжие, яблоко
- сомнение, династия, перья, автомобиль
- единение, языковый, съёмка, одеяние
- радиостанция, новенькая, ёрш, мяч
В каком ряду во всех словах звуков меньше, чем букв?
- радость, известный, учитель, житьё
- ливень, лунный, праздник, очень
- шерсть, пчела, деревья, талия
- поросль, бездонный, честный, вьюга
Подчеркните в данном наборе слова, в которых букв больше, чем звуков:
а) размять;
б) друзья;
в) лисий;
г) грустный;
д) луч.
Подчеркните слово, в котором все согласные звуки – глухие:
а) доклад;
б) ночник;
в) часов;
г) сетей;
д) колосок.
Подчеркните слово, в котором буква е обозначает один звук:
а) сегодня;
б) еда;
в) объезд;
г) пьеса;
д) собрание.
Подчеркните слова, где буква ё обозначает два звука:
а) шёпот;
б) поёт;
в) плётка;
г) перевёл;
д) ёжик.
Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв:
а) клочья;
б) прелестный;
в) академия;
г) святой;
д) зеленый.
Подчеркните слово, где все согласные звуки – звонкие:
а) майка;
б) свеча;
в) кружка;
г) косой;
д) заговор.
Подчеркните слова, где количество букв равно количеству звуков:
а) лестный;
б) белый;
в) подъем;
г) ложь;
д) растет.
Подчеркните слово, в котором есть звук [э]:
а) лесной;
б) шептать;
в) облегчить;
г) тяжелый;
д) черпать.
Подчеркните слово, в котором все согласные звуки – мягкие:
а) щавель;
б) зеленый;
в) лыжи;
г) юг;
д) шинель.
Слог
Игра “Переселение зверей”.
(Учитель рассказывает содержание игры.)
Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные , чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д ..
Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот.
Игра “Переезд”.
Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка).
Игра “Новоселье”.
Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери.
Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.
Игра “Рыбалка”.
Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога.
Дети говорят, что Волку достанется сом, ерш, лещ, язь, линь, а Лисе – карась, щука, плотва, налим, угорь, окунь, жерех.
Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба. в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп.
Игра “В лес по ягоды и грибы”.
Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог.
(Называю по два слова, а дети выбирают нужное ).
Клюква или брусника?
Малина или земляника?
Черника или костяника?
Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка).
Игра “В зоопарке”.
Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога.
(Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово).
Слон или бегемот?
Косуля или медведь?
Волк или лисица?
Мартышка или тигр?
Лев или носорог?
Крокодил или росомаха?
Леопард или манул?
Ролевые игры
«В огороде»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
- в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),
- в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
- в слове 1слог, все согласные звуки твердые,
- в слове 4 слога (помидоры)
(В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.)
«В саду»
1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (арония, яблоки).
2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).
«В магазине «Одежда»
В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты.
Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? (Мама дочке купила пальто.)
«В магазине «Обувь»
В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды.
Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. (Папа сыну купил сапоги.)
Автор игр Алексеева Татьяна Филипповна
Фонетические диалоги
Гласные – согласные.
1-й уч.:
Мы не буквы, мы – звуки речи,
Изучает фонетика нас.
2-й уч.:
Мы не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
1-й уч.:
Дыхание свободно в каждой гласной,
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
2-й уч.:
А согласные… Согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Меньщикова Е.В.
Игра «Один звук, марш!»
Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением.
Горсть – гость, всласть, экран, краска, полк, склон, тепло
Теперь, наоборот, добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.
Роза – гроза, стол, лапа, шар, кус, клад, дар.
«Пульс» слова -ударение
Приведите 2-3 примера, доказывающих, что от места ударения зависит значение слова.
Приведите 2-3 примера, доказывающих, что ударение служит для различения форм слов.
Игорь написал на доске прописью «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку? (Нет, если он правильно поставил ударение)
Сценка «Ударение»
(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)
– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама:
– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
– А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).
– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
– Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. Меньщикова Е.В.
Фонетические диалоги
1-й уч.:
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
2-й уч.:
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог...
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.
3-й уч.:
Послушай, молоток,
Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесём!
Учитель:
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар! Меньщикова Е.В.
Фонетический разбор слова
Сделайте фонетический разбор слов.
Ряд, гора, пятачок, ягодка, сонные, съехать, союзные, расчищать, боец, мысль, сельдь, съедешь, польет, честный, близкий, вьюга, возчик, семья, каюта, стоят, свитер, все, сбить, льет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание дизайна сайта с помощью программы Adobe Photoshop CS 8 Создание дизайна сайта с помощью программы Adobe Photoshop CS 8
методические рекомендации...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"
Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...
Какие человеческие потребности, которые, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.
Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не...
Методический проект (исследование) "Скорая помощь по математике с помощью обучающих конспектов"
В данном исследовательском проекте рассмотрен эффективный способ помощи учащимся 5-9 классов в преодолении трудностей в обучении математике как при изучении нового материала, так и при его...
ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по ру...
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...