"Филологический турнир"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Урок-игра по русскому языку в 8 классе в фомате состязания.Цель: развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе; привитие любви к предмету; поддержание интереса к научным открытиям; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_filologicheskiy_turnir.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - игра «Филологический турнир»
8 класс
Цель игры:
развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе; привитие любви к предмету; поддержание интереса к научным открытиям; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданиями, табличка «Ареопаг», флажки
Правила игры: команда состоит из шести человек. Каждая команда имеет капитана и название с девизом. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий (герольд) определяет, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать, а жюри (высокий ареопаг) оценивает ответы, если ответ неверный, у второй команды есть 30 секунд для обсуждения вопроса и ответа.
- Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим филологический турнир.
А что вы знаете о турнирах? (учитель объясняет значение слов турнир, герольд,
ареопаг)
• Турнир (нем.) - военное состязание рыцарей в средние века во многих европейских странах. Назначение турнира - показ и упражнение боевых качеств рыцарей. Возникшие во Франции турниры обычно устраивались королём или .крупным сеньором по какому-либо торжественному случаю. Турниры происходили публично, при широком стечении феодальной знати. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды.
- В роли герольда выступаю я. Прошу любить и жаловать.
• Герольд (нем.) - в Западной Европе и в средние века глашатай, церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах и рыцарских турнирах.
- А рассудит вас высокий ареопаг (представление жюри)
• Ареопаг (греч.) - в переносном смысле - собрание авторитетных лиц для решения каких-либо вопросов
- Представление команд.
Команды должны представить следующее:
- своё название и девиз
- эмблему команды
- приветствие жюри
- приветствие соперникам
3. Проведение конкурсов
Конкурс - разминка « Знаешь ли ты?»
1. Угадайте слово по шутливой характеристике.
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это...
2) Её толкут, нося решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это?
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это...
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это?
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. Что это?
6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это?
2. Один из героев А.П.Чехова, склонный к иносказаниям, заказал в трактире порцию «главного мастера клеветы и злословия с картофельным пюре».
Что принёс ему официант? ( Ответ: язык)
3. Помогите словам обрести утраченные признаки - значение наличия «металла» в людях.
(воля, мускулы, сердце, слёзы, голос, глаза, кожа, лоб)
(Ответы: стальная воля, железные мускулы, золотое сердце, свинцовые слёзы, серебряный голос, оловянные глаза, бронзовая кожа, медный лоб)
Конкурс «В стране Грамматика»
Фонетика
1. Прочитайте слово «тир». Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: «Жили-были старик со старухой»
- Ребята! А вы не забыли, что такое транскрипция?
2. Зашифровано слово следующим образом: каждой букве поставлено в соответствие двузначное число
10.14.29.19.16.23.18.0l.15.10.14.20.06.02.33. 18.21.19.19.12.01.33. 18.06.25.30.
03.06.13.10.12.16.06.18.21. 19.19.12.16.06.19.13.16.03.16.
(Ответ: «И мы сохраним тебя, русская речь /Великое русское слово!» (Анна Ахматова).)
1. Замените заимствованные слова русскими синонимами: актуальный, антракт, лозунг, финал, эпилог, дискуссия, пролог, авеню, иллюминация.
(Ответы: актуальный - важный, существенный, антракт-перерыв, лозунг-призыв, финал-конец, эпилог-заключение, дискуссия-спор, пролог - вступление)
Морфология1. Игра «Исключи лишнее»
1. Рагу, бра, купе, леди, такси.
2. Салями, какао, кафе, резюме.
3. Запевала, плакса, актриса, сирота.
4. Сани, гусли, ясли, мартини.
5. Картофель, вуаль, нашатырь, толь.
(Ответы:
1. Рагу, бра, купе, леди, такси - слово ж.р. (др. ср.р.)
2. Салями, какао, кафе, резюме - слово ж.р. (др.ср.р)
3. Запевала, плакса, актриса, сирота - слово ж.р. (др. общего рода) .
4. Сани, гусли, ясли, мартини - слово нескл. (др^мн. числа)
5. Картофель, вуаль, нашатырь, толь - слово ж.р.(др. м.р.))
2. Укажите принадлежность выделенных слов к частям речи
А.Кланяясь и благодаря начальника, чиновник продвигался к двери. - Благодаря тренировкам его результаты улучшились.
Б.В течении Оби отсутствуют крутые повороты.- В течение всей дороги путники сохраняли молчание.
В.Вдали настойчиво играл пастух. - Где-то там, в дали туманной, играл пастух.
Словообразование
От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города/местности»
Москва - москвич
Псков- ? (пскович)
Харьков - ? (харьковчанин)
Камчатка - ? (камчадал)
Палех - ? (палешанин)
Минск-? (минчанин)
Омск- ? (омич)
Устюг - ? (устюжанин)
Синтаксис и пунктуация
В каких предложениях нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым?
1. Много звёзд украшение неба, много знаний украшение ума.
2. Одна зима на родине лучше ста вёсен на чужбине.
3. Незаконченное дело что конь о трёх подковах.
4. Не уметь хорошо выражать свои мысли недостаток.
Словосочетание
Определите способ связи в следующих словосочетаниях:
Кипящая вода, связанный из шерсти, морской берег, помогал отцу, идти не оглядываясь, собираться уехать, вера в победу, восьмой класс, шепотом повторял, один из нас.
(Ответы: кипящая вода, морской берег, восьмой класс-согласование.
Связанный из шерсти, помогал отцу, вера в победу, один из нас - управление.
Идти не оглядываясь, собираться уехать, шепотом повторял -примыкание.)
Конкурс капитанов
Закончите пословицу (капитаны отвечают по очереди)
- Лучше синица в руке... (чем журавль в небе)
- Маленькое дело лучше...(большого безделья)
- Семь раз отмерь ...(один раз отмерь)
- Один в поле...(не воин)
- Как аукнется... (так и откликнется)
- Терпенье и труд... (всё перетрут) -Друзья познаются...(в беде)
- Куй железо... (пока горячо)
- С миру...(по нитке)
- Поспешишь - (людей насмешишь)
- Без труда... (не выловишь и рыбку из пруда)
- Всякий кулик...(своё болото хвалит)
- Верный друг...(лучше новых двух) -На чужой каравай... (рта не разевай)
- Чужими рунами... (жар загребай)
- Не давши ...(крепись, а давши - держись)
- Береги платье снову... (а честь смолоду)
Конкурс «Художественный»
- Какая команда ответит первая
- Кто является автором портрета М.Ю.Лермонтова? (М.Ю.Лермонтов, автопортрет)
- Кто изображён на картине? Героем какого произведения он является? Чем интересна эта картина? Кто автор?
- Герой какого произведения изображен на этой иллюстрации?
Литературный блиц-турнир (по 10 вопросов каждой команде)
- Соберитесь!!! Это мы проходили!
Первая команда
- Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)
- Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)
- Назовите эпиграф к произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (Береги честь смолоду)
- Имя подлого труса. (Леопольд)
- Имя Вырина, героя произведения А.С.Пушкина. (Самсон)
- Синоним преувеличения. (Гипербола)
- Как звали сыновей Тараса Бульбы? (Остап и Андрий)
- В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя) –
Автор стихотворения «Тучи» (М.Ю.Лермонтов)
- Как звали слугу Хлестакова? (Осип)
- Имя и отчество купца Калашникова. (Степан Парамонович)
Вторая команда
- Город, в котором родился А.С.Пушкин. (Москва)
- Кто ходит в гости по утрам? (Винни - Пух)
- Эпиграф к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Неча на зеркало пенять, коли рожа крива)
- Образное определение (Эпитет)
- Автор стихотворения «Узник»
- С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
- Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов? (На дуэли)
- Какую сказку рассказал Пугачёв Петру Гринёву? (Калмыцкую)
- Сколько дней провёл на воле Мцыри? (Три блаженных дня)
- Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Осёл, Петух, Пёс, Трубадур)
Подведение итогов:
( Жюри подводит итого игры, даёт комментарий)
Рефлексия:
- Поделитесь вашими впечатлениями
- Задумайтесь над словами Д.С.Лихачёва: «Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим» («Письма о добром и прекрасном». Письмо 26-е.)
- Домашнее мини-сочинение «Почему всегда нужно учиться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"
Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...
"Турнир смекалистых" математический турнир для 5-6 классов
турнир для любителей математике, можно проводить на неделе математики, внеклассное мероприятие по математике...
Филологический семейный турнир: "Это мы ведь проходили, это нам ведь задавали!"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать не только ребятам, но и родителям, как сложен, красив, богат, интересен язык, на котором мы говорим. Поэтому из...
7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права
Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...
КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»
КОНЦЕПЦИЯФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021«Филологическое образование в поликультурном пространствекак условие формирования информационной культурысовременного человека»...
Филологический турнир
Материал можно использовать при проведении "Недели русского языка и литературы" в старших классах....