Диктанты по курсу 5 класса.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Светлана Александровна Шиманова

Подборка диктантов по темам 5 класса по предмету "Русский язык".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5av.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по предмету: русский язык (5 класс)

2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный  диктант №1

 с грамматическим заданием.

 

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы учителю.

 

За грибами.

 

Найти гриб пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком! (87 слов) (По Е. Носову)

 

Грамматическое задание

 I вариант

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Орфограммы графически обозначьте.

2.Выделите морфемы в слове КОРЗИНКА.

3.Запишите слова исключения из орфограммы «Буквы и,а,у после шипящих».

*Найдите и запишите слово с нулевым окончанием.

 

II вариант

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова» и с орфограммой «Разделительный ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.

2.Выделите морфемы в слове БЕРЕЗКА.

3.Вспомните и запишите 4-5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

 *Найдите и запишите слово с нулевым окончанием.

 

 

Контрольная работа №1

«Повторение изученного в начальных классах».

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы учителю.

 

НОЧЬ В ЛЕСУ

 

Мы решили устроиться на ночь в большом стогу сена. Перенесли туда свои вещи, а лодку вытащили из воды и привязали к дереву. На ужин у нас оказывается только хлеб. Мы запиваем его водой из соседнего ручья.

Последние лучи солнца светятся в верхушках деревьев, но на лесных дорожках сгущаются тяжёлые тени. Утихают птичьи голоса, не шуршат больше шмели и мухи.

А вскоре появляются и новые звуки, оживляют лес, проникают в наш шалаш. Слева от нас ужасно хохочет филин, жалобно плачет сова. Потом она улетает вперёд и там тяжело стонет и ухает. (90 слов)

 (По А. Рыбакову)

 Грамматическое задание

 

 I вариант

 

1. Выпишите местоимение и прилагательное, укажите их морфологические признаки.

2. Выделите орфограммы в словах последнего предложения первого абзаца.

3. Сделайте разбор по составу слова стонет.

 

                                                II вариант

 

1. Выпишите существительное и глагол, укажите их морфологические признаки.

2. Выделите орфограммы в словах первого предложения первого абзаца.

3. Сделайте разбор по составу слова дорожках.

 

Контрольная робота  №2

по теме «Члены предложения»

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы учителю.

 

НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ

На Высокой горе жили бобры. Бабушка строго наказала Пете не подходить к норам бобров. Бобры — звери строгие, самостоятельные. Они не боятся деревенских мальчишек, могут схватить за ногу. Но Петя по вечерам ходил к бобровой норе. Здесь летали ворсистые шмели. В воздухе висели прозрачные стрекозы. Они следили за Петей. А мальчик тихонько наблюдал за работой старательных зверьков. Бобры подтачивали дерево, валили его на землю. Месяц они питались его корой.

Скоро животные привыкли к Пете. А потом они полюбили его. Петя не сбивал палками птичьих гнёзд, не бросал в бобров камнями. Радостно встречали Петю деревья. Они тихонько шумели, ласкали его своими листьями. (100 слов)

(По К. Паустовскому)

 

 

 

 

  Грамматическое задание

 

 

1. Выписать два любых словосочетания, выделить главное слово, задать вопрос к зависимому.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 1—3 предложениях.

3. Подчеркнуть члены предложения: 1-й вариант — А мальчик тихонько наблюдал за работой старательных зверьков; 2-й вариант — Радостно встречали Петю деревья. Составить схему разобранного предложения.

4. Выписать определения из 4—7 предложений первого абзаца.

 5*. Найти определение, выраженное существительным, выписать его вместе со словом, от которого оно зависит.

 

Контрольная робота  №3

 по теме «Синтаксис. Пунктуация»

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы учителю.

 

РАННИМ УТРОМ

Миша встал с дивана, оделся и вышел из дома. Улица ещё дремала, только перекликались петухи. Миша съёжился. Его тянуло домой, но мысль о рогатке заставила встряхнуться. Мальчик пробрался в чулан, снял с гвоздя велосипедную камеру и вырезал из неё две узкие полоски. Он уже хотел выходить, но задержался, потому что во дворе увидел матроса. Тот прятал под будку свёрток. Миша забыл про рогатку, дождался ухода матроса и вынул свёрток из-под будки. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Почему матрос спрятал его? Кортик — обычная вещь. Миша сидел на крыльце, мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. (100 слов) (По А. Рыбакову)

Грамматическое задание

1. Сделать синтаксический и пунктуационный разбор: 1-й вариант — двух первых предложений текста; 2-й вариант — двух последних.

2. Выписать из текста 3 слова с орфограммами в корнях слов и графически их выделить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа  №4

 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

 

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы учителю.

 

 

БАБУШКИН САД

 

В бабушкином саду много чудесных цветов, фруктовых деревьев и разных ягод. Входишь в сад и видишь, что справа алеет клубника, а слева наливается соком малина.

Мы с другом помогаем бабушке ухаживать за садом, и она угощает нас щедрыми дарами природы. Я больше всего люблю клубнику. Она у бабушки необычных размеров, очень душистая и вкусная. Люблю я полакомиться и малиной, а мой друг выбирает чёрную смородину. Листья этой ягоды бабушка использует для засолки овощей, потому что они очень ароматные.

Вечером в саду наступает затишье. Но только солнце спрячется за горизонт, как в саду начинают звучать соловьиные трели. Я очень люблю бабушкин сад! (100 слов)

(М. Бондаренко)

 

 

Грамматическое задание

1. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

2. Сделайте фонетический разбор: 1-й вариант — листья; 2-й вариант — чёрную.

3. Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант №2

 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

 

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

 

 

 ОТДЫХ В ПУТИ

 

Подводы тихо продвигались по кривой тропинке. Справа и слева росли высокие деревья. Иногда они низко нагибались, и дуги лошадей с шорохом цеплялись за их ветви. Наконец ветви раздвинулись, и подводы тихо въехали на маленькую поляну.

Путники слезли с подводы и стали располагаться на отдых. Верка села на сгнивший пень и начала приводить себя в порядок. В её чёрных волосах запутались сухие травинки, платье разорвалось. Ефимка решил разводить костёр, а девочка зашила платье и принесла воды.

Через час чёрные тучи беспросветно обложили горизонт, загремели тяжёлыми перекатами. Только к рассвету стихла гроза. Ребята перемокли, продрогли и решили сразу двигаться дальше, чтобы согреться. (100 слов)

(По А. Гайдару)

 

Грамматическое задание: учитель указывает слова для морфемного разбора; предложения, в которых надо сделать синтаксический и пунктуационный разбор; просит найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант №3

с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

 

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

 

ЛЕТНЕЕ УТРО

 

Приближается рассвет, и с первым лучом солнца туман рассеивается. Растущая возле нашего дома акация начинает раскрывать свои жёлтые глазки. Её тонкий аромат — настоящее наслаждение.

Ещё очень рано, но мы бежим к речке Быстрянке и останавливаемся возле пристани3. Здесь расположился пляж. Мы купаемся, потом валяемся на тёплом песочке или отдыхаем в тени беседки, увитой плющом. Иногда мы заглядываем в шалаш к Витьке3. Витька — наш товарищ. Он построил это жилище, чтобы изучать повадки пернатых: ласточек, соек, дроздов. Об удовольствии наблюдать за природой Витька может рассказывать часами. В этой беседе участвуют шёпот ветра, шорох листьев и щебет птиц. Они здесь друзья и помощники. (100 слов) (М. Бондаренко)

 

Грамматическое задание: морфологический разбор слов; синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения (по выбору).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант №4

с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

 

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

 

ПУШОК

В доме у нас жил ручной ёж. Колючки у него были мягкими, и мы прозвали его Пушком. Летом Пушок бегал по садовым дорожкам, а зимой сидел за печкой и ел тёплую3 сметану4. Однажды я решил покататься с горки вместе с ежом. Мороз был жгуч3, но кататься было хорошо. Внезапно ребята побежали смотреть убитого волка. Я поставил санки возле большого сарая и помчался за ними. Когда вспомнил о ёжике, было уже поздно. Пушок за ночь замёрз.

А весной из-под тёмных листьев возле сарая вдруг показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня4. На земле валялся ящик с сеном, в нём Пушок и провёл зиму. (104 слова)

(По Г. Скребицкому)

 

Грамматическое задание:  (по вариантам): морфологический разбор указанных слов; синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант №5

с грамматическим заданием по теме «Глагол».

 

 

Цель: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД: способность к самооценке.

Регулятивные УУД: контроль за способами решения.

Познавательные УУД: анализ объектов.

 

 

Мальчики решили3 преследовать лодочника.

Вот они уже плывут по извилистой речке, волнуются, чтобы их не заметили. Лодочник то появляется, то исчезает за частыми излучинами реки. Он сидит на вёслах лицом к мальчикам, и им приходится быть очень осторожными, чтобы не попасться ему на глаза. Перед каждым поворотом реки Миша выбирается на берег и смотрит в бинокль4. В азарте погони мальчики забывают3 о цели путешествия и любуются зарослями2 правого берега.

Вот и ночь постепенно опускается, а в сумраке не увидишь бегущей впереди лодки4. Миша приказывает грести быстрее, но это уже не может помочь. Приходится вылезти на берег и расположиться2 на ночлег. (100 слов)

(По А. Рыбакову)

Грамматическое задание: 1) озаглавить текст; 2) выполнить указанные разборы (по вариантам); 3) найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый контрольный диктант за 5 класс

 

ЛЕТНЕЕ УТРО

С вечера нависали тяжёлые тучи, собирался дождь. Но за ночь ненастье рассеялось, и только на горизонте можно разглядеть остатки вчерашних туч 4.

В сиянии яркого3 солнца всё изменилось, воспрянуло духом, заиграло разными красками3. Вот лёгкое облачко убегает2 от ветерка. Не догонишь его! Справа блестит заросшее камышом озерцо. На опушке берёзки водят хоровод, а вокруг них вьются и жужжат пчёлы, порхают птицы, хлопочут о своих птенчиках4. Пестреют на поляне чудесные полевые цветы: ромашки, колокольчики, гвоздички, мышиный горошек2. Лютики подняли свои жёлтые головы, засмотрелись на соседей, кивают им, словно говорят: “Рады встрече с вами, подружки!”

Смотришь на эту красоту и чувствуешь себя счастливым! (100 слов)

(М. Бондаренко)

 

Грамматическое задание: 1) выполнить указанные разборы (по вариантам); 2) выписать одно из слов, в котором не совпадает количество звуков и букв, сделать его фонетический разбор; 3) выписать 3—4 слова с чередующимися гласными или согласными; 4) подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса по русскому языку

Даннный конторольный итоговый диктант проводится в конце учебного года и позволяет проверить прочность и глубину знаний учащихся за курс 7 класса....

Материал для тематических диктантов по курсу истории средних веков 6 класс.

Тематические диктанты не требуют затраты времени для подготовки со стороны учителя (не нужно распечатывать, делать презентацию), интересны для учащихся, заставляют анализировать, выявлять проблемные м...

Сборник диктантов за курс 4 класса

Сборник диктантов за курс 4 класса...

Контрольный диктант за курс 5 класса

Контрольный диктант за курс 5 класса...

Контрольный диктант за курс 6 класса

Контрольный диктант за курс 6 класса...

Контрольный диктант за курс 7 класса

Контрольный диктант за курс 7 класса...