Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Коньшина Наталья Анатольевна

             Материал раскрывает суть проектных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях обновления филологического образования. Метод проектов рассматривается как один из способов формирования информационной компетенции обучающихся, как технология, позволяющая успешно подготовить обучающихся к ГИА. Материал содержит примеры проектных продуктов как по русскому языку, так и по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_d-t.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коньшина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение «Защитенская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

          В современных условиях происходит обновление содержания образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников в быстро меняющемся информационном пространстве.

          Центральное место в системе школьного образования занимает филологическое образование, которое определяется  социальными функциями родного языка. Русский язык неразрывно связан со всеми науками, а значит, и со всеми школьными предметами. Филологическое  образование вооружает обучающихся коммуникативными умениями и навыками, лежащими в основе любой предметной деятельности. Поэтому на учителей-филологов ложится большая ответственность. [1]

          Мы, учителя русского языка и литературы, замечаем, что у большинства обучающихся узкий кругозор, отсутствует читательский интерес, наблюдается низкий уровень сформированности навыков анализа и обобщения. Это приводит к тому, что качество знаний по остальным предметам тоже снижается. Чтобы сделать нашу работу продуктивной, на уроках и во внеурочной деятельности мы часто обращаемся к такой образовательной технологии как проектно-исследовательская деятельность. Русский язык и литература как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для этого.

          Давайте посмотрим, что же предусматривает ФГОС ООО? Он  предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. Почему? Это объясняется просто: в современном обществе происходит значительное усиление роли информации,  существенно усложняются способы ее получения, передачи и хранения. Поэтому перед учителем стоит одна из важнейших педагогических задач – дать ученику алгоритм понимания информационного источника, необходимого для познания. А этому хорошо способствуют проекты.

           Термин «проект»  (от лат. Projektus – брошенный вперед) в различных словарях трактуется как совокупность документов, текстов, выражающих план, замысел для создания реального объекта, системы деятельности и т.п. Это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта. [2]

          Проектное обучение должно быть обусловлено актуальностью, мотивирующим характером обучения, междисциплинарным характером обучения, достоверностью, настроем на сотрудничество, позитивным настроем.

           Существуют основные типы проектов:

           Ознакомительно-ориентировочные, или информационные проекты, направленные на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Продуктами таких проектов могут выступать рефераты о жизни писателей, поэтов, о книге и т.д.

           Творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников. Для уроков русского языка и литературы это может быть сочинение, видеофильм, драматическая постановка, праздник, статья, альманах, альбом, мультимедийный компьютерный проект.

           Практико-ориентированные проекты.  Их тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников: справочный материал, словарь, наглядное пособие.

 Для каждого проекта должны быть обязательно определены:

  • цель проекта, его значимость;
  • источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью);
  • методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
  • формы представления результатов (статья, реферат, доклад, видео и проч.);
  • виды презентации проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение на конференции и т.п.). [2]

           Так, в своей работе я практикую проекты по русскому языку под названием «Энциклопедия одного слова». Эта работа заключается в том, что обучающиеся исследуют слово, опираясь на правила основных разделов лингвистики. Они рассматривают лексическое значение слова, этимологию, подбирают близкие по значению слова, слова с противоположным значением, родственные слова, проводят фонетический, морфемный, словообразовательный анализ. Приводят примеры использования данного слова в пословицах и поговорках, в афоризмах и крылатых выражениях, находят данное слово в текстах художественных произведений, в названиях газетных статей, журналов, художественных и документальных фильмов, картин художников.

          Такой вид деятельности способствует обогащению словарного запаса обучающихся.  Ребята самостоятельно составляют концепт слова, используя различные источники информации. Работа, связанная  с анализом  нравственных понятий, будет особенно полезна старшеклассникам. Эти навыки пригодятся им на экзамене, когда они будут писать сочинение 9.2, 9.3 на морально-этическую тему.

           Обучающимся 5-6 классов предлагаются слова, обозначающие предметы и явления природы. Далее задания усложняются.  Подробнее с проектом «Зима» можно познакомиться по ссылке: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/08/19/proekt-entsiklopediya-odnogo-slova-zima

          Таким образом,  работа по созданию энциклопедии одного слова позволяет развивать у обучающихся ключевые компетенции по русскому языку. Знакомясь с лексическим значением слова, обучающиеся одновременно узнают об орфоэпических нормах и грамматических формах данного слова. Работа со словарями не только обогащает словарный запас, но и формирует навыки точного и правильного употребления слова в той или иной ситуации, позволяет избегать речевых ошибок, делает их речь яркой и выразительной.

          В проектной работе целью обучения становится развитие у обучающихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта.  В результате её применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, совершенствуются умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, обретаются навыки работы в команде. Совместная  учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнёров имеет общую цель, согласованные методы, способы решения проблемы, которые направлены на достижение общего результата.

Так, в качестве исследовательского проекта  я предлагаю для самостоятельного изучения тему «Деепричастие» (по УМК М.Т. Баранова и др., 7 класс). Обучающиеся  индивидуально встречаются с учителем, получают консультации, выполняют практическую часть, сдают изученный материал, оцениваются. В ходе консультаций рассматриваю предложенные учащимися темы, утверждаю их, рекомендую индивидуальную или групповую траекторию работы, предлагаю список учебной литературы.  Советую своим ученикам создавать презентацию в программе Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher. Консультирую по правилам защиты проекта, помогаю (если необходимо) составить компьютерную презентацию по изучаемой теме, организую экспертизу, обращая внимание на научность представленных материалов, практическую значимость, качество знаний выступающего, коммуникативные, навыки работы с компьютером, эстетику представленных материалов. Оцениваю деятельность по педагогическому эффекту.

Деятельность обучающихся в ходе проекта сводится к следующему:

  • обсуждают варианты изучения темы;
  • принимают решение – создавать проекты компьютерной презентации и защиты ее;
  • предлагают свои темы. Например, «Понятие о деепричастии, «Морфологический разбор деепричастия», «Способы образования деепричастий», «Деепричастия совершенного вида», «Деепричастия несовершенного вида», «Деепричастный  оборот», «НЕ с деепричастиями»;
  • решают, что будут работать, в основном, индивидуально;
  • изучают предложенную учителем литературу, находят свои источники;
  • задают вопросы организационного характера;
  • осуществляют поисковую и практическую деятельность;
  • выучивают теоретический материал, отрабатывают навыки грамотного письма;
  • создают компьютерную презентацию: индивидуальную или групповую;
  • работают над своей речью, готовясь к выступлению;
  • презентуют полученный продукт.

         Обучающиеся класса оценивают проекты, участвуют в решении тестов, в выполнении практической части проектов.

Приведу примеры полученных «продуктов»: визитные карточки частей речи.

          Опыт показывает, что подготовка, процесс и защита проектов проходят успешно. Качество усвоения материала 80%. В процессе работы у обучающихся формируются навыки самостоятельной, поисковой деятельности, коммуникативные умения. Им интересен и процесс работы, они удовлетворены и результатами.

          Интересны проекты обучающихся и по литературе. Поставленная проблема на этих уроках  позволяет ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

          Хочу предложить вашему вниманию несколько выдержек из школьных проектов обучающихся.

           Проект обучающихся 7 класса  «Образ Ивана IV в литературных произведениях, помещённых на страницах учебника «Литература» 7 класс / В.Я. Коровиной.

           Цель работы – установить, как связаны литература и история, расширить знания о личности Ивана Грозного, выяснить, какими качествами обладал царь,  как оценивают писатели   правление Ивана Васильевича.

           Началось знакомство с Иваном IV с устного народного творчества. Образ грозного царя Ивана Васильевича широко представлен в народном творчестве – песнях, сказках.  В хрестоматии 7 класса помещены предания старины глубокой: «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы».

           Анализируя произведения, семиклассники увидели царя жестоким, кровожадным, но заботившимся о своем народе.

          В  драме  А.С. Пушкина «Борис Годунов» Иван IV набожен.  

          В  поэме  М. Ю. Лермонтова «Песнь про  царя Ивана Васильевича …» показаны величие и суровость царя, щедрость по отношению к любимцам, стремление властвовать над душой подданных, соблюдение некоторых законов нравственности.

           В балладе  А.К. Толстого «Василий Шибанов» Иван Грозный жестокий, деспотичный. В балладе  «Михайло Репнин» он коварен и подозрителен, способен на произвол и издевательство.

           Вывод обучающиеся наглядно представили в виде чаши весов.

Черты характера Ивана  Грозного в произведениях хрестоматии 7 класса

       

Положительные черты

Отрицательные черты

Забота о народе

Суровость

Щедрость по отношению к любимцам

Величие Грозного

Набожность

Глумление над осуждённым

Соблюдение некоторых законов нравственности

Стремление властвовать над душой подданных

Стремление показать свою милость

Несправедливость

Кровожадность

Безумство поступков

Деспотичность

Жестокость

Коварство подозрительность

           Более подробно познакомиться с этим проектом можно по ссылке: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/08/19/proekt-obraz-ivana-iv-v-literaturnykh-proizvedeniyakh

           В своей работе я часто практикую мини-проекты по литературе. Это очень удобная форма по развитию речи, она помогает объединить сведения о героях литературных произведений, развивает творческие способности и воспитывает культуру речи. Например, предлагаю учащимся 6 класса составить синквейн  на тему «Утес» и «Тучка» на основе анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес». Прежде чем получить продукт проекта, им необходимо выразительно прочитать стихотворение и сделать глубокий его анализ: определить тему, рифму, размер стихотворения, найти изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения), средства звукописи. Далее обучающиеся самостоятельно находят репродукции известных художников, посвятивших свои полотна теме «Утес», «Тучка», сравнивают их, соотносят с произведением. И только потом оформляют продукт своего мини-проекта, рассказывая классу алгоритм работы над ним:

Тучка

Золотая – весёлая

Ночевала – играла – умчалась

В путь она умчалась рано

Свобода

Утёс

Старый – угрюмый

Думает – тоскует – плачет

Утёс тихонько плачет в пустыне

Одиночество

          Конечно, эта работа не одного дня, получение навыков работы над проектами по русскому языку и литературе в основной школе  начинается в 5-6 классах и продолжается до 11 класса. Формирование навыков  работы над таким видом деятельности  осуществляется через:

  • систему специальных упражнений (развивающих упражнений, кейсов, синквейнов, карточек-конвертов, кластеров, а также кроссвордов и ребусов);
  •  использование компьютерных учебников, различных словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов;
  • проведение нетрадиционных форм занятий: уроков-проблем по решению кейсов, уроков-соревнований «Лингвистическая олимпиада», уроков-игр «Лингвистический КВН» и т.д.

          Учить работе над проектом – это не дань моде, а необходимость, продиктованная современным образованием. Согласно ФГОС ООО, каждый  выпускник 9 класса обязан  написать и защитить итоговый проект. Он долгосрочный, пишется  по одному или нескольким предметам и является допуском к ГИА.

          Кроме того, ОГЭ по русскому языку также предусматривает написание  краткосрочных мини-проектов: 2-ух письменных работ: изложения и сочинения. Изложение по прослушанному тексту, сочинение на выбор: лингвистическую тему, морально-этическую или на разъяснения нравственного понятия (термина) с обязательной аргументацией на литературный источник. Такая работа требует от ученика определенной аналитической деятельности.

          Итоговое сочинение по литературе в 11 классе – это тоже краткосрочный проект, который требует от учащихся определённого уровня сформированности информационных компетенций. Сочинение пишется на основе анализа прочитанных учеником произведений. Из большого списка литературы  необходимо отобрать нужный опус, подходящий под определённый тезис, проблему.

          ЕГЭ по русскому языку – это тоже письменная работа – сочинение по определённому алгоритму.

          Таким образом, мы видим, что работа по формированию информационной компетенции на уроках русского языка и литературы просто необходима. Проектная деятельность на уроках нам в этом помогает.

           Конечно, не каждый учащийся сможет достичь высшего её уровня. Но уровень исполнительской компетентности заурядный троечник освоить сможет: точно и правильно создать информационный продукт или совершить над ним заданную операцию по известной схеме, образцу. Уровень технологической компетентности ему тоже по силам. Он сможет спланировать работу, придумать схему создания информационного продукта.

           Более сложные уровни информационной компетенции по силам уже сильному ученику. Они в состоянии дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки. Умело анализируют готовый информационный продукт и технологию обращения с ним, предлагают изменения в структуре самого продукта или в технологии его изготовления.[3]

           Учебный проект по русскому языку и литературе для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на успешную подготовку к предстоящим экзаменам.

Список литературы:

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.,2001.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  3. Чередникова О.И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)

Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Сегодня время перемен: стране нужны граждане, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование...