«Подготовка к выпускному экзамену: комментарий в сочинении ЕГЭ и аргументация собственной точки зрения обучающихся»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
При подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку следует учесть, что существенные изменения произошли в задании 27 и соответственно в критериях оценивания этого задания.
Статистика показывает, что все группы экзаменуемых, кроме участников с минимальным уровнем подготовки, овладели умением формулировать проблему, поставленную автором текста (критерий К1), и определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3) в большей степени, чем умением комментировать поставленную проблему (К2). Хочется вспомнить слова Л.С. Выготского: «действенное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем её действенную, эффектно-волевую подоплёку».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Секционное заседание учителей русского языка и литературы
Актанышского муниципального района РТ
Выступление на тему: «Подготовка к выпускному экзамену: комментарий в сочинении ЕГЭ и аргументация собственной точки зрения обучающихся»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ
Мугтазирова Альфия Азатовна
Август 2019 г.
При подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку следует учесть, что существенные изменения произошли в задании 27 и соответственно в критериях оценивания этого задания.
Статистика показывает, что все группы экзаменуемых, кроме участников с минимальным уровнем подготовки, овладели умением формулировать проблему, поставленную автором текста (критерий К1), и определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3) в большей степени, чем умением комментировать поставленную проблему (К2). Хочется вспомнить слова Л.С. Выготского: «действенное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем её действенную, эффектно-волевую подоплёку».
Комментируя проблему исходного текста, экзаменуемые выявляют свой уровень культуры: «на достоинства интерпретации художественного текста помимо демонстрируемых интерпретатором и достаточно легко учитываемых языковых компетенций влияют такие «ускользающие» от точного измерения факторы, как развитый художественный вкус, этический и эстетический опыт, чувство стиля и проч.» Нужно отметить недостаточно высокий уровень сформированности у экзаменуемых умения комментировать проблему исходного текста. На этом фоне настоящей методической проблемой становится большая часть приводимых в работах экзаменуемых аргументов (К4), которые имеют поверхностный, формальный характер. В связи с этим заметим, что повышение роли комментария при выполнении задания 27, с одной стороны, находятся в русле усиления лингвистической составляющей экзаменационной работы, с другой, – является жизненной необходимостью для усиления дифференцирующей способности измерителя.
Отражает изменившиеся акценты в требованиях к развёрнутому ответу формулировка задания (Слайд 2):
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. <…>»
Подчеркнём главные изменения в задании 27:
- комментарий становится наиболее важной и значимой частью сочинения, что объясняется нацеленностью измерителя на «развитие филологического мышления, связанного с умением анализировать текст»;
- составляющими комментария к сформулированной проблеме являются следующие позиции: количество примеров-иллюстраций, наличие пояснений к примерам-иллюстрациям, указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями (опора на исходный текст сохраняется);
- выражение согласия / несогласия с позицией автора не требует от экзаменующегося обязательной аргументации с опорой на жизненный или читательский опыт (при этом требование к обоснованию своей позиции остаётся);
- критериальное оценивание сочинения соответствует заявленным требованиям: максимальный балл за комментарий – 5, за выражение собственной позиции – 1; по остальным критериям оценивание не меняется, как не меняется и общий балл за развёрнутый ответ (24 балла).
Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. (Слайд 3) Он должен отразить путь автора от проблемы, которая его волнует, к той точке зрения (позиции), которая так или иначе заявлена в тексте.
Логика комментирования (Слайд 4)
Проблема - Комментарий - Позиция автора
При обязательной опоре на текст в соответствии с изменёнными критериями структура комментария включает в себя пять компонентов (Слайд 5):
Комментарий | ||
Первый пример | Связь между примерами | Второй пример |
Пояснение к примеру | Пояснение к примеру |
Условно за наличие каждого компонента ставится 1 балл, соответственно при отсутствии одного из компонентов при оценивании происходит потеря балла. Максимальный балл за комментарий – 5.
Комментарий, как и ранее, должен показать, каким образом автору удаётся реализовать замысел, раскрыть обозначенную проблему и прийти к определённой позиции. Анализ текста доказывает правильность понимания замысла автора.
В качестве «опоры» на текст ученик должен привести примеры-иллюстрации. (Слайд 6) Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Типы информации в тексте (Слайд 7)
• Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
• Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Способов обращения к исходному тексту несколько (Слайд 8-11):
- ссылка на номера предложений: Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.
- прямое цитирование: «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
- косвенное цитирование: автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
- размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте: Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Примеры-иллюстрации (Слайд 12)
Публицистический текст | Художественный текст |
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… | В центре внимания автора случай…. |
Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата». | Писатель изображает (кого, что)… |
Автор разделяет мнение (кого)… | Герой говорит: «Цитата». |
Публицист спорит (с кем)… | Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… |
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… | Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… |
Особого внимания заслуживает мнение автора о… | Симпатии автора на стороне героя, который… |
Пояснение к примерам (слайд 13)
Публицистический текст | Художественный текст |
Писатель хочет сказать, что… | Автор не случайно обращает наше внимание на… |
Этот пример показывает, что… | Поступок героя показывает, что... |
Смысл этого высказывания в том, что… | Слова (мысли) героя позволяют понять…. |
Эти слова убедительно доказывают, что… | Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… |
Я думаю, этим примером автор хотел показать… | Эти события автор описывает, чтобы… |
Приведённые слова содержат глубокий смысл… |
Пример + пояснение (Слайд 14)
«Цитата», - пишет автор, чтобы…
«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.
Выбор примеров-иллюстраций при условии выявления связи между ними не может быть случайным, так как установить смысловую связь в этом случае будет нельзя.
Виды смысловых связей (слайд 15) между отдельными аспектами проблематики в текстах разнообразны:
Смысловые отношения | Типовые констукции |
Противопоставление | Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… |
Сравнение, сопоставление | Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… |
Причины | Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. |
Следствие, вывод | Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… |
Уступка | Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе. |
Где обозначать связь между примерами? (Слайд 16)
- Указание на связь примеров как зачин в комментарии:
- Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>
- Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:
<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
- Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Проблема | ….Почему же люди предают друг друга на войне, когда так важна взаимопомощь и поддержка? Почему они идут на такие ужасные поступки? Именно над этими вопросами задумывается русский советский писатель В.А. Каверин |
Первый пример (1) | Развивая данные вопросы, автор рассказывает о случае, произошедшем с рассказчиком и с Ромашовым. Они остались вдвоем и ждали санитаров и бойцов, которые ушли ставить на рельсы. Ромашов начал их подозревать в предательстве, но рассказчик быстро поставил его на место. Затем рассказчик засыпает, а Ромашов в это время Вытащил из-под головы рассказчика мешок с сухарями, «флягу с водой и пистолет». |
Пояснение к первому примеру (2) | Негодование рассказчика от этого поступка изображено в предложении 45. Он просит вернуть оружие, но Ромашов говорит: «Ты все равно умрешь…Тебе не нужно оружие». Он предал рассказчика. Он не хочет помочь ему, п наоборот отнимает у него оружие и еду. |
Связь между примерами (3) | Также предательство Ромашова изображено в предложениях 53-54. |
Второй пример (4) | Он не только украл вещи рассказчика, но бросил его одного «тяжело раненного в лесу в двух шагах от расположения немецкого десанта». Его поступок для рассказчика был равносилен убийству. |
Пояснение ко второму примеру (5) | Поступок Ромашова ужасен. Ведь он даже не попытался помочь ему. Он хотел спасти лишь себя. Такие люди как Ромашов очень эгоистичны и у них неправильные нравственные ориентиры. |
Позиция автора | Так автор убеждает нас в том, что предательство в условиях войны неприемлемо. Но все же это случается и такие люди есть. На примере Ромашова автор показывает нам такого человека. Такие люди идут на предательство, чтобы спасти себя. Их не интересует ничего, кроме своей жизни и благополучия. Для них важнее собственная судьба. |
Отражение позиции автора исходного текста присутствует в большинстве работ экзаменуемых и не вызывает сложности в её формулировке. Следует только контролировать, чтобы последовательно выдерживалась линия в логике сформулированная проблема – комментарий сформулированной проблемы – позиция автора по сформулированной и прокомментированной проблеме.
Изменились элементы проверяемого содержания по критерию К4. (Слайд 17) Отношение к позиции автора исходного текста (Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (2018 г.)) Исключение аргументации из задания с развернутым ответом не означает уход от культуроведческого направления в содержании экзаменационной работы. Вспомним классическую фразу Р. Барта: «Прочтение текста – акт одноразовый… и вместе с тем оно сплошь соткано из цитат, отсылок, отзвуков; все это языки культуры… старые и новые, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию».
Учащийся получает 1 балл, если отношение не просто выражено, но обосновано (при условии соответствия К1). Обоснованием, при том, что «исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт», является другое / другие суждения, которое(-ые) логически подтверждает(-ют) первое.
Обосновывая своё мнение, ученик может апеллировать к чувствам, прогнозировать негативные последствия в случае отрицания какого-либо фактора или, наоборот, возможные желательные последствия в случае его приятия. Важна логическая цепочка – тезис – (потому что) – суждение, подтверждающее тезис. При этом обоснование с опорой на литературу не исключается, но при сложившейся системе оценивания таит в себе определённые риски, связанные с возможностью смысловых и фактических ошибок, а также с непропорциональностью работы в ущерб комментарию. Фрагменты сочинений (Слайд 18)
(Слайд 19)
При этом нужно обратить внимание на то, что комментирование при работе с текстом актуально на всех этапах государственной итоговой аттестации по русскому языку: ОГЭ - 15.2, итоговое собеседование, ЕГЭ – 27 задание.
Основной государственный экзамен | Итоговое собеседование | Единый государственный экзамен |
Задание 15.2 Напишите сочинение- рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» Приведите в сочинении два примера- иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование… | Задание 2 Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С. П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. | Задание 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. |
Показательно, что умения, проверяемые на ОГЭ и во время проведения итогового собеседования, проверяются и на едином государственном экзамене, но в ином контексте и на другом уровне. На основном государственном экзамене выпускник пишет сочинение- монолог на одну из заданных трёх тем. При написании сочинения ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в диалог с автором прочитанного текста. Это важно на этапе сдачи единого государственного экзамена не только потому, что идея гармоничной диалогизации остается ключевой для нового тысячелетия, но и потому, что умение вступать в диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Умения понять другого, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служат показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации и доказательность своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало как ответственность за свои взгляды и позиции. А заявленная в ГИА по русскому языку преемственность позволяет «включить» механизмы перехода целеполагания в конкретное содержание предмета и контроль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к выпускным экзаменам
Для успешной подготовки к единому национальному тестированию использую задачи повышенной трудности....
Формы и методы организации итогового повторения, подготовки к выпускным экзаменам.
Подготовительные материалы и методические рекомендации по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Геометрия....
конспект психологического занятия по подготовке к выпускным экзаменам
Конспеки занятия предназначен для психологической подготовки к экзаменам обучающихся 9, 11 классов...
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».
Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....
"Экзамен...Ваша помощь при подготовке к выпускным экзаменам"
Уважаемые родители! Вот и настала пора экзаменов.Предлагаю Вам рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки и проведения выпускных экзаменов. Экзамен - это одна изформ проверки сил Ваших ...
Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме. Аргументация своей точки зрения Задание 27.
Маршрутный лист дистанционного занятия...
Практикум по подготовке к ЕГЭ по английскому языку - новый способ подготовки к выпускным экзаменам. Раздел “Аудирование”.
В статье описаны основые отличия в заданиях раздела " Аудирования" 2024 года по сравнению с предыдущими годами, определены основные сложности при его подготовке и предложены способы их...