Курс "Подготовка к ОГЭ"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Цели и задачи курса

 

Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

 

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_russkomu_yazyku_podgotovka_k_ogv.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»

Рассмотрено на методическом объединении учителей гуманитарного  цикла

руководитель МО

Бритвина И.В.___________

Протокол №1

от «  » августа 2017

Согласованно

Заместитель директора по УР

______________/С.А.Кочубей/

«____»______________2017 г.

Утверждаю

Директор школы

______________/А.А.Сергеева/

«____»______________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Курс по русскому языку по подготовке к ОГЭ. 9 класс»

НА 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                             Учитель: Бритвина Ирина Владимировна,

высшая квалификационная категория

                                                 

                                                                          

г. Медногорск

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы учебного курса
  3. Учебно-тематический план
  4. Календарно – тематическое планирование
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся
  6. Характеристика контрольно – измерительных материалов
  7. Учебно – методическое обеспечение  предмета и перечень рекомендуемой литературы
  8. Работа с учащимися с ОВЗ.
  9. Контрольно  - измерительные материалы.

  1. Пояснительная записка

         Данная программа  курса по русскому языку (9 класс)  составлена на основании следующих нормативных документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-6 классы. 7-9 классы (введение ФГОС основного общего образования в плотном режиме));

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (7-9, 10-11 классы).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, созданная  на основе ФГОС ООО ( подготовлена  Институтом стратегических исследований в образовании РАН (научные руководители – А.М. Кондаков, Л.П. Кезина) составитель Е.С. Савинов

- Примерные образовательные программы по русскому языку. Издательство «Просвещение», 2011 год, серия «Стандарты второго поколения»,  

- Базисный учебный план  Основного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»

-Авторская программа курса «Русский язык», под редакцией М.М. Разумовской и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М.М. Разумовская, П.А. Лекант) – М.: Просвещение, 2011г

    Эта программа полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2010 год ФГОС

    В соответствии с ФГОС основного общего образования учебники линии М.М. Разумовской, П.А. Леканта  и др. были доработаны.

    Потенциал учебников содержит значительный материал для формирования базовых национальных ценностей, а также для воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и т. д. В учебниках усилен коммуникативный аспект обучения русскому языку. В связи с требованиями стандарта по совершенствованию видов речевой деятельности -

«приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний» - введены соответствующие сведения и задания

Цели и задачи курса

Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

Направленность курса  русского языка на формирование коммуникативной,  языковой и лингвистической и  культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре предметной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:  

-содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. Линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование  навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

-содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции. Линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

-содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Линия представлена в примерной программе разделом « Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

  В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала  на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам.  В 5 классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся  по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.

   Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном  подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь». Положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов,  доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,  способного выражать свои мысли и чувства в устной и  письменной форме, соблюдать этические нормы общения.  Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно- коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие  прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости ( кратко, выборочно, полно), составлять план. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

2.Содержание программы учебного курса.

9 класс

(34 часа)

Тема занятия

Форма занятий

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2009. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Часть 1

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Практикум, изложение

Часть 3

Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

Практикум

Задание С2.1. Учимся аргументировать.

Мини-лекция, практикум

Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Задание С2.2.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Практикум

Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Часть 2

Понимание текста. Задание А1.

Практикум

Целостность текста. Задание А2.

Практикум

Извлечение информации. Задание А3.

Практикум

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание А4.

Практикум

Лексическое значение слова. Задание А5.

Практикум

Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова.. Задание А6.

Практикум

Выразительные средства. Задание А7.

Практикум

Стили речи. Задание В1.

Практикум

Правописание корней. Задание В2.

Практикум

Правописание приставок. Задание В3.

Практикум

Правописание суффиксов. Задание В4.

Практикум

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.

Практикум

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.

Практикум

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7

Практикум

Словосочетание. Задание В8.

Практикум

Грамматическая основа предложения. Задание В9.

Практикум

Простое осложненное предложение. Задание В10, В11.

Практикум

Сложные бессоюзные предложения. Задание В13.

Практикум

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12.

Практикум

3.Учебно – тематический план.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2009. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

1

2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

1

Часть 1

3

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

4

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1

5

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

1

6

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

7

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

1

Часть 3

8

Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

9

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

1

10

Задание С2.1. Учимся аргументировать.

1

11

Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

1

12

Задание С2.2.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

1

13

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

1

14

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

1

15

Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

1

Часть 2

16

Понимание текста.

1

17

Целостность текста.

1

18

Извлечение информации.

1

19

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

20

Лексическое значение слова.

1

21

Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова..

1

22

Выразительные средства.

1

23

Стили речи. Задание В1.

1

24

Правописание корней. Задание В2.

1

25

Правописание приставок. Задание В3.

1

26

Правописание суффиксов. Задание В4.

1

27

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.

1

28

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.

1

29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7

1

30

Словосочетание. Задание В8.

1

31

Грамматическая основа предложения. Задание В9.

1

32

Простое осложненное предложение. Задание В10, В11.

1

33

Сложные бессоюзные предложения. Задание В13.

1

34

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12.

1

4. Календарно – тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки уч-ся

Дата по плану

Дата факт

Работа с ОВЗ

Диагностика

Корректировка

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2009. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Умение работать с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Инд.карточки, повторение пройденного материала, работа по опорным схемам

Комплексный анализ текста, тестирование, фронтальный опрос, виды контроля

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Работа в группах, анализ сочинений.

Часть 1

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Выбор приемов сжатия. Контрольная работа №1 (изложение)

Создание текста, оценивание

Часть 3

Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся аргументировать.

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Самостоятельная работа

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Контрольная работа №2.

Самостоятельная работа

Часть 2

Понимание текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

Целостность текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

Извлечение информации.

Работа с тестом, заполнение бланков

Синонимы. Антонимы. Омонимы.  

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексическое значение слова.

Работа с тестом, заполнение бланков

Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова..  Контрольная работа №3.

Работа с тестом, заполнение бланков

Выразительные средства.

Работа с тестом, заполнение бланков

Стили речи. Задание В1.

Работа с тестом, заполнение бланков

Правописание корней. Задание В2.

Работа с тестом, заполнение бланков

Правописание приставок. Задание В3.

Работа с тестом, заполнение бланков

Правописание суффиксов. Задание В4.

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7 Контрольная работа №4.

Работа с тестом, заполнение бланков

Словосочетание. Задание В8.

Работа с тестом, заполнение бланков

Грамматическая основа предложения. Задание В9.

Работа с тестом, заполнение бланков

Простое осложненное предложение. Задание В10, В11.

Работа с тестом, заполнение бланков

Сложные бессоюзные предложения. Задание В13.

Работа с тестом, заполнение бланков

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12. Контрольная работа №5.

Работа с тестом, заполнение бланков

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В  программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.

.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей
метапредметный статус, являются:

 коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ-лять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

6. Характеристика контрольно – измерительных материалов.

            Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

  • 1) полноту и правильность ответа,
  • 2) степень осознанности, понимания изученного,
  • 3) языковое оформление ответа.
  • Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает  правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
  • Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий  тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
  • Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  • Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
  • Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
  • Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
  •                                       ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
  •              Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
  •                      Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
  •                При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
  • 1) на правила, которые не включены в школьную программу;
  • 2) на еще не изученные правила;
  • 3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  • 4) в передаче авторской пунктуации.
  •             Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
  •             К негрубым относятся ошибки:
  • 1) в исключениях из правил;
  • 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • 4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • 5) в написании ы и и после приставок;
  • 6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
  • 7) в собственных именах нерусского происхождения;
  • 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
  •           Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная
  •  Диктант оценивается одной отметкой.
  •         Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при  наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
  • Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
  • Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
  • Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
  • При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
  • При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
  • Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾  заданий.
  • Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
  • Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
  • Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
  •  ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
  •         Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
  •     Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
  • - соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • - полнота раскрытия темы;
  • - правильность фактического материала;
  • - последовательность изложения.
  •     При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
  • - разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  • - стилевое единство и выразительность речи;
  • - число языковых ошибок и стилистических недочетов.
  •     Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
  • Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
  •     Отметка «5» ставится, если:
  • 1) содержание работы полностью соответствует теме;
  • 2) фактические ошибки отсутствуют;
  • 3) содержание излагается последовательно;
  • 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
  • 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
  • В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
  •     Отметка «4» ставится, если:
  • I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
  • 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
  • 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
  • 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
  • 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
  • В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
  •     Отметка «3» ставится, если:
  • 1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
  • 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
  • 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
  • 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
  • В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
  •         
  •     Отметка «2» ставится, если:
  • 1) работа не соответствует теме;
  • 2) допущено много фактических неточностей;
  • 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
  • 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
  • 5) нарушено стилевое единство текста.
  • В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
  • Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
  • Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
  • Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
  • 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
  • 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
  • 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
  • 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
  • Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
  • При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
  • При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
  • Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев[1].
  • Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

  • Продолжение

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

7.Учебно – методическое обеспечение  предмета и перечень рекомендуемой литературы

  1. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  2. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
  6.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  7. Работы учащихся
  •  

8.Работа с учащимися с ОВЗ.

Общие принципы и правила коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 
- игровые ситуации; 
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; 
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; 
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю

В ней выделяются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• частично поисковый (эвристический);
• проблемное изложение;
• исследовательский.
Другая классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена такими группами методов:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. 
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Использование элементов собственной методики работы с учащимися с ОВЗ.

Для использования собственной методики обучения учащихся с ОВЗ учитываются следующие факторы:

- степень возможностей учащегося, ограничивающая время, усилия, уровень сложности материала, приёмы обучения;

- условия проведения уроков (школьный кабинет, квартира ученика);

- психологическое состояние учащегося;

- личностные особенности (способности, коммуникабельность, желание-нежелание учиться и т.д.);

- социальный статус семьи обучающегося, её материальные возможности, характер внутрисемейных отношений и пр.

Совокупность указанных факторов диктует выбор оптимальных методов и приёмов обучения.

Скажем, первый фактор следует учитывать при тяжёлых формах ДЦП, когда ребёнок по состоянию здоровья не может долго писать, сидеть в кресле. Эти обстоятельства диктуют выбор оптимальных приёмов и методов обучения, адаптированных к особенностям ограничений по здоровью обучающегося. В данном случае приходится выбирать приоритетные формы работы, исключающие нагрузку на опорно-двигательный аппарат, такие, как:

- устные формы опроса;

- использование компьютера для печатания текста вместо письменных работ;

- презентации при подготовке домашней работы;

- собеседования, фронтальные опросы.

Второй фактор, связанный с условиями проведения занятий, также не может не учитываться преподавателем и определяет даже манеру, характер взаимоотношений с учеником. Приходя в квартиру учащегося, ограниченного в передвижении, учитель невольно попадает в определённые отношения со всеми членами семьи учащегося. Очень важно всегда приходить с позитивным отношением, хорошим настроением, нужен редкий такт, чтобы не ранить лишний раз ребёнка, лишённого нормальной жизни, зачастую лишённого общения со сверстниками, выпавшего в силу заболевания из социума.

Третий фактор, связанный с психологическим состоянием учащегося учитывается и требует от учителя не только применения его компетентности как предметника, но и быть в известной степени психологом, чтобы не причинить психологическую травму ребёнку.

Четвёртый фактор диктует учителю, в зависимости от личностных особенностей обучающегося, выбирать манеру, тон общения. Коммуникабельный, позитивный ребёнок ожидает лёгкого, непринуждённого тона. С ним можно пошутить, привлекая членов семьи, обсудить какие-то посторонние вещи, подготавливая его к восприятию материала. Если ученик замкнут, обижен не только на весь белый свет, но даже и на самых близких людей, педагогу необходимо, учитывая указанные обстоятельства, выбрать другую тактику в общении. Нужно, используя результаты мониторинга, проведённого с привлечением психолога, во-первых, постараться наладить контакт с учащимся, даже если это потребует очень много времени. Во-вторых, выработать тактику взаимодействия с близкими учащегося, чтобы он чувствовал единство требований со стороны учителя и семьи.

Пятый фактор, без сомнения, является также очень важным в получении положительных результатов обучения и успешного прохождения итоговой государственной аттестации учащегося. Приведём в пример семью учащегося П., с которым довелось заниматься с 7 по 11 класс и успешно сдать государственный экзамен в 2014 году. Тяжёлая форма ДЦП с прогрессирующей атрофией мышц, когда ребёнок слабеет на глазах, с каждым годом выдерживает всё меньшую физическую нагрузку, при этом не утрачивает желания учиться, не хандрит, всегда в хорошем настроении, выполняет старательно домашние задания. Семья полная, ребёнок единственный, работают оба родителя, причём, мама выбрала работу, чтобы днём находиться дома, то есть созданы все условия для успешной учёбы. Это также может быть использовано учителем не только для достижения высоких результатов, но и есть прекрасная возможность совместными усилиями сделать всё для того, чтобы учёба для ребёнка стала не обузой, а давала радость открытий человеку, лишённому того, что доступно здоровому человеку. В начале и конце занятия, прощаясь, уместно, видя интерес и старания родителей, которые учатся вместе с ребёнком, коснуться темы урока, произведения, изучаемого в этот период. Заинтересованная семья охотно идёт на такие беседы, которые, конечно, не могут быть продолжительными из-за нехватки времени и педагога, и родителей учащегося. НО, как показала практика, это того стоит. Ребёнок чувствует участие родителей, их неподдельный интерес. Это так необходимо ребёнку, выпавшему, в силу болезни, из коллектива сверстников, для успешной социализации в жизни.

9.Контрольно – измерительные материалы.

Контрольная работа №1.  

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом. 

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает,из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.

Контрольная работа №2.

Сочинение для ГИА 2016 года по тесту 10 cборника Н.А.Сениной, стр. 89.

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14

(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила 
и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого. 
(10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

(12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать.

(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. (22)Мало кто с ним общался, 
и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.(25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение 
не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком, и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка 
ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс.

– (33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она
вдруг голос Саши. – (34)Силач!

– (35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише…

– (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:

– (38)На, возьми мою конфету!..

(По О. Рою)*

* Рой Олег Юрьевич (род. в 1965 г.)  российский писатель.

  2    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Оля верила в Сашку Кочеткова, как  ни в кого?»

  1. Сашка Кочетков был в школе первым шалопаем, заводилой и непоседой.
  2. За внешней бесшабашностью скрывалась, по Олиному мнению, сильная личность.
  3. Сашка Кочетков не похож был на своих одноклассников: он был прикольным, смешным и анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали.
  4. Сашка Кочетков участвовал в самодеятельности, где ему всегда главные роли давали

  3    Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

  1. Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду.
  2. Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
  3. Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать.
  4. Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала.

Ответ: ______________________________

  4    Из предложений 33-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «приближение».

                Ответ: ______________________________

  5    Из предложений 12-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В именах существительных пишется столько -н-, сколько в именах прилагательных, от которых они образованы»

                Ответ: ______________________________

  6    Замените просторечное слово «огрел» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

                Ответ: ______________________________

  7   Замените словосочетание «домашнего задания», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление напишите получившееся словосочетание.

                Ответ: ______________________________

  8   Выпишите грамматическую основу предложения 10.

                Ответ: ______________________________

  9   Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

                Ответ: ______________________________

  10   В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев,(1) высокий,(2) тучный,(3) злой на всех. Мало кто с ним общался,(4) и вообще никто не дружил. А он,(5) однако,(6) всё старался обратить на себя внимание,(7) да не получалось.

                Ответ: ______________________________

  11   Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

                Ответ: ______________________________

  12  В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связаннымиподчинительной связью.

А было это давно,(1) Оля тогда в школе училась. Чтобы хорошо учиться,(2) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила Оля книжки читать,(3) жаль,(4) что времени на них почти не оставалось. Утром вставала рано,(5) до свету,(6) – курам задать корма,(7) то да сё,(8) потом младших будила,(9) в школу собирала.

                Ответ: ______________________________

  13  Среди предложений 12-19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

                Ответ: ______________________________

  14  Среди предложений 12-19 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

                Ответ: ______________________________

Контрольная работа №4

ОГЭ. Задание 11. Синтаксический анализ сложного предложения. Тест 1

1. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.

2. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?

– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. 

3. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

5. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

(4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

7. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

– (22)Расскажи мне, что ты видишь, — попросил мальчик.

– (23)Что? — удивился светлячок.

– (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

14. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

15. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

Контрольная работа №5.

ВАРИАНТ 3

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-16.

(1)Хлеб... (2)Это слово шелестит, как спелые колосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. (4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки.

(5)Мы — счастливые. (6)Мы живём в садике- интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками. (7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь.

(10)3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно. (12)И как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья.

(13)Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой. (16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так — где попало, а сначала медленно откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рассасываю и незаметно для самой себя проглатываю...

(21)Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец — дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто добрый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махоркой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.

(26)Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову. (27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. (28)Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами:

- Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. (30)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..»

- (32)Никогда так не скажу!.. — угрюмо заверяю я.

- (ЗЗ)И-и, скажешь!.. — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — (34)3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон видела. (36)Потому что мала ты ещё, птаха...

(37)Но я помню всё...

(По Л. Фатеевой)

Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему дядя Саша считает, что после войны девочка будет отказываться от хлеба? »

  1. Пока воспитанники садика-интерната маленькие и поэтому не так остро нуждаются в других продуктах питания, как подростки.
  2. В годы войны воспитанники садика- интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть.
  3. После войны хлеб будет выпекаться по- другому и будет иметь другой вкус.
  4. После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробовать чего-нибудь ещё.

3.Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота как средства выразительности.

  1. Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай.
  2. Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову.
  3. Говорит тёплыми, как его бок, словами: — Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта.
  1. Так, останется что-то, будто страшный сон видела.

4. Из предложений 13-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.

5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -Н-, пишется одно Н»? Напишите это слово.

6. Замените разговорное слово «провести» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «с тоскою смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите этот синоним.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.

9. Среди предложений 14-23 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).

Говорит тёплыми,(1) как его бок,(2) словами:

— Вот погоди ,(3) птаха,(4) кончится война, (5) наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта! Ещё,(6) чего доброго,(7) скажешь: «Не хочу хлебца,(8) мяска давай или конфет каких!..»

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Исподлобья поглядываю в ту сторону,(1) где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.

Дядя Саша вынимает изо рта трубку,(2) что-то невнятно бормочет,(3) гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченные,(4) неразгибающиеся пальцы вздрагивают. Он едва касается ими моей стриженой головы,(5) точно боится,(6) что если опустит тяжёлую руку,(7) то раздавит меня.

13. Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 14-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ?