Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Занятие курса «Комплексный анализ текста» для 6 класса.
Тема: Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста.(2-ой час)
Цель: Повторить материал по теме «Синтаксис». Отрабатывать навыки синтаксического разбора предложения. Рассмотреть синтаксические средства выразительности и их роль в тексте.
Ход занятия:
- Оргмомент.
Синтаксис – душа языка.
М. Рыльский
Мотивация учебной деятельности школьников.
1.Чтение эпиграфа, работа с ним.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Приём «Закончи предложение»
- Синтаксис – это раздел науки о языке...
- Словосочетание – это…
- Словосочетанием не может быть…
- Главные члены…
- Простое предложение отличается от главного…
- По цели высказывания…
- По наличию второстепенных членов …
- Разговор двух или нескольких лиц называется -..
Какие основные единицы синтаксиса мы знаем?
- словосочетание, предложение, текст.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать, какие синтаксические средства могут использоваться внутри текста и попытаемся проанализировать зачем они нужны в тексте.
Запишем тему урока: Синтаксический анализ текста.
- Учебное действие:
Прежде чем мы перейдем к практической работе, я предлагаю вспомнить теоретические сведения.
Задание: Восстанови таблицу, используя опорные слова. Опорные слова: Именные, вопросительные, нераспространённые, сложносочинённое, невосклицательные, распространённые, повествовательные, глагольные, наречные, побудительные, восклицательные, сложноподчинённые, бессоюзные.
Работа в парах. Проверка по образцу.
- Практикум.
Вспомним, какое произведение мы изучали на последнем уроке литературы? (А.Аверченко «Смерть африканского охотника»). Кто был главный герой произведения? Чем он увлекался? Что для него значили книги? ( Он жил в мире прочитанных им книг, приключений и путешествий). Чтение было важной, возможной главной составляющей его жизни. А умеем ли мы читать книги, погружаясь в мир, который рисует автор?
Обратимся к упр 161 на с 120
Задания:
Докажите, что перед вами текст. Какова его тема? (книги) Главная мысль (Книги –как бездонный колодец. Каждый берёт из книг, что ему нужно). К какому типу речи отнесём текст (повествование). Почему? К какому стилю? (Художественному). Почему? ( используется сравнение, метафра – лексические средства выразительности.)
Существуют и синтаксические средства, которые тоже позволяют автору сделать текст красивым, увлекательным, ярким.
Рассмотрим 2 и 3 предложение текста. Что в них общего? (Причастный оборот). Назовём его. Для чего он используется автором (придаёт возвышенность, художественность).
ФИЗМИНУТКА
- Лингвистический эксперимент.
Рассмотрим предложение: Девочка… (с 121). Выпишите грамматические основы данного предложения. (Девочка плачет, приходит, сосед обманул и не пришёл, мальчишки замирают). В чем особенность этого предложения?
(Оно сложное, три грамматических основы, есть однородные сказуемые). Попробуем разбить его на несколько простых. Что получилось?
Сосед по парте обманул девочку. Позвал в кино и не пришёл. Девочка плачет над письмом Татьяны Лариной. На следующий день приходит в класс. Она гордая и неприступная. Мальчишки замирают.
Сравним наш вариант и авторский. В чем разница?
В чем синтаксическая особенность последнего предложения? (Использование ряда однородных членов). Составим схему данного предложения.
Таким образом можно сделать вывод, что в художественном тексте используются сложные, распространённые предложения, осложнённые однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.
- Часто в художественных произведениях (и не только) мы можем «услышать» реплики героев, их разговоры. Давайте посмотрим на эту особенность текста с точки зрения синтаксиса.
Как называется разговор двух и более людей (диалог, полилог). Как называется предложения, в которых передаётся реплика человека? (Предложения с прямой речью или косвенной).
С какой лингвистической наукой очень тесно связан синтаксис? С пунктуацией.
Вспомним постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Записываем под диктовку предложения:
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание», - считал наш великий соотечественник Владимир Иванович Даль.
Объясняем знаки препинания. Рисуем схему. Если слова автора стоят до прямой речи? Преобразуйте данное предложение в предложение с косвенной речью (Даль считал, что знание составляется из крупинок прочитанного).
- Ребята, перед вами карточки с текстом из сети интернет с сайта книголюбов. Прочитаем его.
Здравствуйте, мои маленькие умники! Любите ли вы книги так, как люблю их я? Сегодняшний пост я решил посвятить вам! Вам – тем, кто любит читать настоящие книги…(…) Вы не поверите! – есть на свете люди, схожего с вами мировоззрения, которые, кроме всего прочего, страшно подумать – ПИШУТ КНИГИ! Да! Совершенно настоящие книги! Такие же люди как вы, пишут на понятном для вас языке, и пишут для вас! Это потрясающе!
Какой стиль данного текста? Докажите.
Что использует автор в первом предложении, чтобы привлечь читателя? (обращение – синтаксическое средство языка). В чем особенность предложениий? Они восклицательные. Есть и вопросительное. Это называется риторические вопросы и восклицания. Они используются для повышения эмоциональности высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.
- Самостоятельная творческая работа:
Придумайте небольшой текст из 5-6 предложений, продолжив фразу. Для чего читать книги?
Используйте синтаксические средства языка, о которых мы говорили на уроке.
Несколько работ читаем вслух.
- Итоги, рефлексия:
-Что значит, сделать синтаксический анализ текста? (Выяснить, какие синтаксические средства использовал автор и для чего)
- О каких синтаксических понятиях сегодня шла речь?
- Что было самым сложным на занятии?
-Что интересным?
- Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест. Раздел лингвистики : синтаксис. Тема: «Грамматическая основа предложения».
Тест. Раздел лингвистики : синтаксис.Тема: «Грамматическая основа предложения».Целевая аудитория: 8,9,10,11 классы.Цель работы: закрепление умения нахождения грамматической основы предложения при подг...
Тест. Раздел лингвистики : синтаксис. Тема: «Грамматическая основа предложения».
Тест. Раздел лингвистики : синтаксис.Тема: «Грамматическая основа предложения».Целевая аудитория: 8,9,10,11 классы.Цель работы: закрепление умения нахождения грамматической основы предложения при подг...
Тест. Раздел лингвистики : синтаксис. Тема: «Типы подчинения придаточных в СПП».
Тест. Раздел лингвистики : синтаксис.Тема: «Типы подчинения придаточных в СПП».Целевая аудитория: 9,10,11 классы.Цель работы: закрепление навыка определения типов подчинения придаточных в СПП (п...
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи
Презантация по русскому языку в 8 классе....
тест в формате ОГЭ "Синтаксический анализ текста"
В данной разработке представлен в форме теста тренировочный материал, позволяющий учащимся закрепить умения и навыки по определению грамматической основы предложения, умения видеть строение сложного п...
Синтаксический анализ текста
Тренажер содержит упражнения для отработки задания №2 ОГЭ по русскому языку...
ОГЭ. Задание 3.Синтаксический анализ текста
1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.Я ходил (1) тогда (2) в заплатанных рубашонках (3) и страстно мечтал (4) что (5) когда вырасту (6) или (7) да...