«Синтаксис и пунктуация».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация».

Цели урока:

обучающая:

  • познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация», с предметом изучения данных разделов языкознания;
  • показать, чем отличается слово от предложения;
  • дать представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;

развивающая:

  • формировать живой интерес к изучению русского языка;
  • развивать умение составлять предложения и находить границы предложения;
  • развивать монологическую речь;

воспитывающая:

  • воспитывать бережное отношение к русскому языку;
  • воспитывать чувство ответственности, уважения к истории родного языка.

Оборудование:

  • карточки с буквами с, и, н, т, а, к, с, и, с;
  • таблица со знаками препинания;
  • текст стихотворения;
  • презентация урока, ПК.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.

2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):

  • часть речи, обозначающая предмет;
  • падеж, отвечающий на вопрос кто?;
  • неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
  • название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
  • слова, противоположные по значению;
  • часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
  • морфема, стоящая между корнем и окончанием;
  • самый распространенный союз;
  • звук, который мы слышим на конце слова груз.

Какое же слово получилось?- синтаксис.

III. Изучение нового материала.

Что изучает синтаксис.

1. Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис.

Что же изучает синтаксис?

Синтаксис изучает строение предложения и словосочетаний.

Запись в тетрадь: «Синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений».

Почему в этом предложении нужно поставить тире?

2. Наблюдение над языковым материалом:

3. Работа с предложением.

Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смысл.

(Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения).

4 .Практическая работа.

Физкультурная минутка.

IV. Продолжение. Изучение нового материала.

Что изучает пунктуация.

1. Правильно понять смысл написанного помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

Запись в тетрадь:

«Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»

2 .Беседа.

Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )

Запишите себе в тетрадь ( . , : ; … - «» ( )! ? )

Как вы думаете, какой знак самый нужный?

3.  Работа с учебником.

5. Сообщения учащихся «А знаете ли вы?»

Интересно, когда появились знаки препинания?

( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).

Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.

  • Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.
  • Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова.
  • К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.
  • Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
  • Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.
  • В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.
  • К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.
  • Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».

В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.

Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.

6. Работа с учебником.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Работа с предложенным текстом.

Перед вами текст шуточного стихотворения, прочитайте его выразительно:

  1. Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».

Какой вывод можем сделать?

( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

VII. Вывод по уроку.

О чем мы сегодня говорили на уроке?

С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?

Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

  1. Домашнее задание:

IX. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация

Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе

Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Презентация к уроку по теме:" Страна синтаксиса и пунктуации"

Повторить разделы русского языка: "Синтаксис и пунктуация"...