«Синтаксис и пунктуация».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация».
Цели урока:
обучающая:
- познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация», с предметом изучения данных разделов языкознания;
- показать, чем отличается слово от предложения;
- дать представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;
развивающая:
- формировать живой интерес к изучению русского языка;
- развивать умение составлять предложения и находить границы предложения;
- развивать монологическую речь;
воспитывающая:
- воспитывать бережное отношение к русскому языку;
- воспитывать чувство ответственности, уважения к истории родного языка.
Оборудование:
- карточки с буквами с, и, н, т, а, к, с, и, с;
- таблица со знаками препинания;
- текст стихотворения;
- презентация урока, ПК.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.
2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):
- часть речи, обозначающая предмет;
- падеж, отвечающий на вопрос кто?;
- неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
- название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
- слова, противоположные по значению;
- часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
- морфема, стоящая между корнем и окончанием;
- самый распространенный союз;
- звук, который мы слышим на конце слова груз.
Какое же слово получилось?- синтаксис.
III. Изучение нового материала.
Что изучает синтаксис.
1. Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис.
Что же изучает синтаксис?
Синтаксис изучает строение предложения и словосочетаний.
Запись в тетрадь: «Синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений».
Почему в этом предложении нужно поставить тире?
2. Наблюдение над языковым материалом:
3. Работа с предложением.
Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смысл.
(Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения).
4 .Практическая работа.
Физкультурная минутка.
IV. Продолжение. Изучение нового материала.
Что изучает пунктуация.
1. Правильно понять смысл написанного помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
Запись в тетрадь:
«Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»
2 .Беседа.
Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )
Запишите себе в тетрадь ( . , : ; … - «» ( )! ? )
Как вы думаете, какой знак самый нужный?
3. Работа с учебником.
5. Сообщения учащихся «А знаете ли вы?»
Интересно, когда появились знаки препинания?
( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).
Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.
- Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.
- Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова.
- К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.
- Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
- Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.
- В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.
- К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.
- Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».
В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.
Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.
6. Работа с учебником.
V. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Работа с предложенным текстом.
Перед вами текст шуточного стихотворения, прочитайте его выразительно:
- Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».
Какой вывод можем сделать?
( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.
VII. Вывод по уроку.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?
Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?
- Домашнее задание:
IX. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол Словосочетание. Слов...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения
Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....
Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация
Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...
Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"
Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....
Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе
Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок для повторения и закрепления темы "Синтаксис и пунктуация"...
Презентация к уроку по теме:" Страна синтаксиса и пунктуации"
Повторить разделы русского языка: "Синтаксис и пунктуация"...