Урок "Обобщение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Обобщающе- повторительный урок, цель которого активизировать деятельность обучающихся по обобщению знаний о причастии, умении находить и выделять знаками препинания причастные обороты,отработки орфографических навыков написания причастий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_teme_prichastie.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»
Цели:обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи.
Задачи: формирование практических умений использовать полученные знания, воспитание интереса к русскому языку , внимательного отношения к слову.
Познавательные УДД:
Познавательные УУД:
- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
деятельности;
формах;
- извлекать необходимую информацию из текста;
границы знания/незнания);
- устанавливать закономерности, анализировать, строить рассуждения.
Коммуникативные УДД:
- строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
-высказывать свое мнение (точку зрения);
- анализировать и делать выводы;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Регулятивные УДД:
грамматическими и синтаксическими нормами родного
грамматическими и синтаксическими нормами родног
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
уроке;
- планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- принимать и сохранять учебную цель и задачи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного, отработки орфографических навыков .
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточка для самостоятельной работы
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Русский язык в умелых руках
и в опытных устах- красив,
певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
Так сказал А.И.Куприн о богатстве и величии русского языка. Мы сегодня с вами, ребята, постараемся раскрыть мысль писателя, показав свои знания при повторении и обобщении удивительной части речи – причастия, умения правильно писать орфограммы в причастиях, выделять запятыми причастный оборот.
Обращается внимание на эпиграф к уроку.
Причастие - это часть речи,
причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль
Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю. 22 ноября этого года ему исполняется 210 лет со дня рождения.
-Как понимаете смысл этого высказывания?
-Что значит причастный?
Заглянем в толковый словарь. ( Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)
Итак, вспомним, что обозначает причастие.
Признаки каких частей речи вмещает причастие?
1)Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределите по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия среди прилагательных.
Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, чарующий, радостный.
2)Какие признаки глагола есть у причастия? Запишем предложение.
С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.
-Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время, возвратность).
-Какого времени не может быть причастие?
-Какие причастия могут выполнять роль сказуемого?
-Все ли причастия могут образовать краткую форму?
3) Вспомните типы причастий.( действительные и страдательные)
-Как определить тип причастий? (Действительные причастия называют действия, которое выполняется самим предметом; страдательные- действие , которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета).
4) образуйте от данных глаголов действительные причастия
Блистать-
Застелить-
Дремать-
Лаять-
Одеваться-
Обидеть-
5)Замените в сложных предложениях выделенные слова действительными причастиями.
А)Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
Б) Ландыши, которые уже распустились, издавали нежный аромат весны.
В)Удивительно красивы эти красногрудые птички, которые оживляют тишину зимнего леса.
6) От каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
-Какие из данных слов являются страдательными причастиями настоящего времени?
Охранять- охраняемый, охраняющий
Терять – терявший, теряемый.
Хранить – хранящий, хранимый.
Терпеть - терпящий, терпимый.
7)А какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?
-Что мы должны помнить при выборе н и нн в страдательных причастиях?
-Когда в полных страдательных причастиях с суффиксами –енн и -нн- пишутся две буквы н?
(Имеет приставку кроме не-, имеет зависимое слово, причастие совершенного вида, с суффиксами –ова-, -ева-, =ирова-).
8)Одна буква Н пишется в примере (выбирайте вариант)
А) жаре…ое на углях мясо
Б) бракова…ый товар
Г)закопчё…ые стены
Д) работы провере…ы
9)Вставьте Н или НН
Ране…ый боец – изране…ый солдат
Посея…ое зерно – сея…ая мука
Кипячё…ая вода – вскипячё…ое молоко
Краше...ый пол – подкраше…ый забор
Белё…ые мелом стены
Купле…ый товар
Выструга..ые половицы
- В словах кипячёная и крашеный объясните написание буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
10)Посмотрим следующее задание. Нужно подобрать к данным словам причастия. С одним из словосочетаний составить предложение.
Зефир- Гирлянда-
Мармелад- Мишура-
Конфеты- Хлопушка-
Шоколад- Конфетти-
-Ребята, о чём напоминают вам эти слова?
11)Немного отдохнём и поработаем устно. Если причастие страдательное- хлопаем в ладоши, если причастие действительное- обе руки поднимаем вверх.
Одевающая, одеваемая, сорванная, изрытая, сидящую, поцарапанное, проснувшись, цветущий, усеянные, облетевшим, сброшенные.
12)Вспомним, как пишется НЕ с причастиями. Подберите к причастиям с приставкой НЕ- пояснительные слова так, чтобы приставка стала частицей НЕ, которая пишется раздельно.
Например: незамеченный – вовремя не замеченный.
Нерешённое, неразгаданное, необдуманный, неутихающий, непросохшее, невыполненное, незаконченный, неотправленное.
- Ещё раз сделаем вывод: как пишется не с причастиями?
13)Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Смотрит тучка в вешний лёд, (прилагательное)
Лёд её сиянье пьёт. (существительное)
Тает тучка в небесах, (существительное)
Тает льдинка на волнах. (существительное)
Облик, тающий вдвойне, (наречие)
И на небе и в волне, - (предлог)
Это я и это ты, (местоимение)
Оба - таянье мечты. (числительное)
(К.Случевский)
Какое слово является причастием? - тающий
14) Самостоятельная работа по карточке.
Карточка для самостоятельной работы
Задание №1:выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.
1.Цветок – удивительное творение природы._______________________
______________________________________________________________
2.Белоснежная черемуха похожа на облако._________________________
______________________________________________________________
3.Лепестки астры напоминают лучики звезды._______________________
______________________________________________________________
4.Цветы согревают сердца и лечат души.___________________________
______________________________________________________________
5.Человек не может быть жестоким._______________________________
_____________________________________________________________
Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы.
Вывод по уроку:
Что же такое причастие и почему В. И. Даль сказал, «что это часть речи причастная глаголу в образе прилагательного.
Домашнее задание:
Дома проведёте небольшую исследовательскую работу и выпишете из учебника биологии, географии, физики три предложения с причастиями или причастными оборотами.