Урок "Обобщение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Соловцова Светлана Геннадьевна

Обобщающе- повторительный урок, цель которого  активизировать   деятельность обучающихся по обобщению знаний о причастии,  умении находить и выделять знаками препинания причастные обороты,отработки орфографических навыков  написания причастий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_prichastie.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок   русского  языка  в 7 классе

Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»

Цели:обобщить  и систематизировать знания о причастии как части речи.

Задачи: формирование практических умений использовать полученные знания, воспитание интереса к русскому языку , внимательного отношения к слову.

Познавательные УДД:

Познавательные УУД:  

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

деятельности;  

формах;  

- извлекать необходимую информацию из текста;

границы знания/незнания);  

- устанавливать закономерности,  анализировать, строить рассуждения.

Коммуникативные УДД:

- строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

поставленными задачами;  

- оформлять свои мысли в устной форме;

-высказывать свое мнение (точку зрения);  

- анализировать и делать выводы;  

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

мысли;  

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные УДД:

грамматическими и синтаксическими нормами родного

грамматическими и синтаксическими нормами родног

 - определять и формулировать цель деятельности на  уроке;

уроке;  

- планировать свою деятельность на уроке;  

- определять последовательность действий на уроке;  

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;  

- принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного, отработки орфографических навыков .

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточка  для самостоятельной работы

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Русский язык в умелых руках

 и в опытных устах- красив,

 певуч, выразителен, гибок,

 послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

Так сказал  А.И.Куприн о  богатстве и величии русского языка. Мы сегодня с вами, ребята, постараемся раскрыть мысль писателя, показав свои знания при повторении и обобщении удивительной части речи – причастия, умения правильно писать орфограммы в причастиях, выделять запятыми причастный оборот.

Обращается внимание на эпиграф к уроку.

Причастие - это часть речи,

причастная  глаголу в образе прилагательного.

В.И.Даль

Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю. 22 ноября этого года ему исполняется 210 лет со дня рождения.

-Как понимаете смысл этого высказывания?

-Что значит причастный?

Заглянем в толковый  словарь. ( Имеющий непосредственное  отношение, касательство к чему-нибудь)

Итак, вспомним, что обозначает причастие.

Признаки каких частей речи вмещает причастие?

1)Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределите  по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать  причастия среди прилагательных.

Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, чарующий, радостный.

2)Какие  признаки глагола есть у причастия? Запишем предложение.

С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.

-Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время, возвратность).

-Какого времени не может быть причастие?

-Какие причастия могут выполнять роль сказуемого?

-Все ли причастия могут образовать краткую форму?

3) Вспомните типы причастий.( действительные и страдательные)

-Как  определить тип причастий? (Действительные причастия называют действия, которое выполняется самим предметом; страдательные- действие , которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета).

4) образуйте от данных глаголов действительные причастия

Блистать-

Застелить-

Дремать-

Лаять-

Одеваться-

Обидеть-

5)Замените  в сложных предложениях выделенные слова  действительными причастиями.

А)Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней  прохладой.

Б) Ландыши, которые уже распустились, издавали нежный аромат весны.

В)Удивительно красивы эти красногрудые птички,  которые оживляют тишину зимнего леса.

6) От каких глаголов и с помощью каких суффиксов  образуются страдательные причастия настоящего времени?

-Какие из данных  слов являются  страдательными причастиями настоящего времени?

Охранять- охраняемый, охраняющий

Терять – терявший, теряемый.

Хранить – хранящий, хранимый.

Терпеть - терпящий, терпимый.

7)А какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?

-Что мы должны помнить при выборе н и нн в страдательных причастиях?

-Когда в полных страдательных причастиях с суффиксами –енн и  -нн- пишутся две буквы  н?

(Имеет приставку кроме не-, имеет зависимое слово, причастие совершенного вида,  с суффиксами –ова-, -ева-, =ирова-).

8)Одна буква  Н  пишется в примере (выбирайте вариант)

А) жаре…ое на углях мясо

Б) бракова…ый товар

Г)закопчё…ые стены

Д) работы провере…ы

9)Вставьте Н или НН

Ране…ый боец – изране…ый солдат

Посея…ое зерно – сея…ая мука

Кипячё…ая вода – вскипячё…ое  молоко

Краше...ый пол – подкраше…ый забор

Белё…ые мелом стены

Купле…ый товар

Выструга..ые половицы

- В словах кипячёная и крашеный объясните  написание  буквы Е и Ё после шипящих  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

10)Посмотрим следующее задание. Нужно подобрать  к данным словам  причастия. С одним из словосочетаний составить предложение.

Зефир-                             Гирлянда-

Мармелад-                      Мишура-

Конфеты-                        Хлопушка-

Шоколад-                        Конфетти-

 -Ребята, о чём напоминают  вам эти слова?

11)Немного отдохнём и поработаем устно. Если причастие страдательное- хлопаем в ладоши, если причастие действительное- обе руки поднимаем вверх.

Одевающая, одеваемая, сорванная, изрытая, сидящую, поцарапанное, проснувшись, цветущий, усеянные, облетевшим, сброшенные.

12)Вспомним, как пишется НЕ с причастиями. Подберите к причастиям с приставкой НЕ- пояснительные слова так, чтобы приставка стала частицей НЕ, которая  пишется раздельно.

Например: незамеченный – вовремя не замеченный.

      Нерешённое, неразгаданное, необдуманный, неутихающий, непросохшее, невыполненное, незаконченный, неотправленное.

- Ещё раз сделаем вывод: как пишется не с причастиями?

13)Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Смотрит тучка в вешний лёд, (прилагательное)

Лёд её сиянье пьёт.        (существительное)

Тает тучка в небесах, (существительное)

Тает льдинка на волнах. (существительное)

Облик, тающий вдвойне, (наречие)  

И на небе и в волне, -  (предлог)

Это я и это ты,  (местоимение)

Оба - таянье мечты. (числительное)

(К.Случевский)

Какое слово является причастием? - тающий

14) Самостоятельная работа по карточке.

Карточка для самостоятельной работы

Задание №1:выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.

1.Цветок – удивительное творение природы._______________________

______________________________________________________________

2.Белоснежная черемуха похожа на облако._________________________

______________________________________________________________

3.Лепестки астры напоминают лучики звезды._______________________

______________________________________________________________

4.Цветы согревают сердца и лечат души.___________________________

______________________________________________________________

5.Человек не может быть жестоким._______________________________

_____________________________________________________________

Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы.

Вывод по уроку:

 Что же такое причастие и почему В. И. Даль сказал, «что это часть речи причастная  глаголу в образе прилагательного.

Домашнее задание:

Дома проведёте небольшую исследовательскую работу и выпишете из учебника биологии, географии, физики три предложения с причастиями или причастными оборотами.