Качественные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
конспект урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestv_im_prilag_6_kl.docx | 20.48 КБ |
kachest_prilag_v_6_klasse.pptx | 47.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные» 6 класс
Цель урока:
Дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.
Планируемые результаты:
Личностные:
Регулятивные
- целеполагание и планирование своей деятельности;
- искать пути решения проблемы;
- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные
- формировать навыки работы самостоятельно и коллективно;
- уметь строить связное монологическое высказывание;
- пополнить словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- знать о русском языке как одной из основных национально-культурных ценностей.
Познавательные
- определять основные признаки разрядов прилагательных, выяснить значение качественных имён прилагательных;
- уметь перерабатывать информацию, анализировать, обобщать, делать выводы;
- уметь создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач.
Предметные
Образовательные: повторить признаки прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных, определить их основные признаки, дать понятие качественных прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;
Развивающие: развивать навыки определения качественных прилагательных, умение находить их в тексте;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Тип урока: урок «открытия» нового материала
Раздаточный материал: карточки
Необходимое оборудование: учебник для 6класса
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: осознанное вхождение в урок на личностно-значимом уровне
Учитель приветствует детей.
- Здравствуйте, ребята! Добрый день! Улыбнулись друг – другу. Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво»
Дети настраиваются на урок.
Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.
II. Актуализация знаний.
Цель: актуализация изученных способов действия.
- Начнём наш урок. Записываем сегодняшнее число. На карточках дан текст. Внимательно прочтите его и выполните следующие задания:
- запишите имена прилагательные в начальной форме в следующей последовательности: 1)форма, 2) размер,3) окраска
Лесная поляна… Как она радует глаз! Каких только нет там форм, размеров, окрасок растений: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, крохотные, стрельчатые, фиолетовые, прямые, огромные
Проверка
- Форма: стройные, узорные, круглые, стрельчатые, прямые
- Размер: высокие, тонкие, длинные, низкорослые, огромные
- Окраска: зелёные, белые, голубые, фиолетовые
- выбираем антонимы к выделенному прилагательному
- какие выводы можем сделать?
Тонкие-толстые, белые – чёрные, длинные – короткие, крохотные – большие, прямые – кривые, огромные –маленькие.
- Данные прилагательные характеризуют предмет с разных сторон.
- К ним можно подобрать антонимы.
Познавательные:
Выполнение пробного учебного действия, выражение своих мыслей
III. Введение в тему. Постановка проблемы.
Цель: уметь перерабатывать информацию, анализировать, обобщать, делать выводы
1.Можно ли образовать степени сравнения от данных прилагательных?
Золотой, красивый, заячий, мамин, радостный, маленький?
Красивый – красивее - более красивый – красивейший - красивее всех, очень красивый
Радостный – радостнее - более радостный - радостнее всех - очень радостный
Маленький – меньше - более маленький - меньше всех - очень маленький
(Не от всех, только от прилагательных красивый, радостный, маленький.)
2. Как образуются степени сравнения? (-С помощью суффиксов –ее-,-ейш-, слов более, менее всех.)
3. Почему от других нельзя? (Потому что они обозначают принадлежность и материал, из которого сделан предмет и к ним нельзя подобрать антонимы.)
4. Какой возникает вывод? Какая перед нами стоит проблема? (Есть и другие прилагательные, из которых нельзя образовать степени сравнения. Нам предстоит знакомиться с ними.)
5. Сформулируйте тему и цель урока. (Познакомиться с разрядами прилагательных, определить их основные признаки, узнать качественных прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных.)
6. Записываем тему урока в тетради.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
IV. Конструирование нового способа действия.
Цель: познакомить учащихся с качественными прилагательными, определять их основные признаки
Работа с учебником. §61, знакомство с теоретическим материалом.
Учащиеся исследуют материал, делают вывод
(Вывод: эти прилагательные имеют противоположность, могут сравниваться с другим. Именно благодаря такому признаку они объединяются в одну группу. (Качественные прилагательные))
Запишите несколько качественных прилагательных, составьте с ними словосочетания.
- Можем ли мы образовать с этими прилагательными степени сравнения? (да, можем)
Выводы обучающихся.
- Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. Они
- образуют краткую форму и степени сравнения (примеры);
- сочетаются с наречиями очень, слишком и др.(примеры);
- образуют сложные прилагательные (примеры);
- могут иметь антонимы (примеры).
V. Закрепление.
Цель: организация усвоения нового способа действия при выполнении различных упражнений.
1. Найдите среди данных прилагательных качественные. Обоснуйте свой ответ. ( Устное задание)
Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная, книжный, вечерний, мамин, стеклянный, волчий, Машин, учительский, еловый.
Познавательные: анализировать, делать выводы, строить рассуждение.
Физминутка.
Цель: сменить вид деятельности
- Мы росли, росли, потянулись-выросли, покачались на ветру, успокоились и отдохнули
Выполнение движений
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: самостоятельное выполнение заданий.
.1. Работа с текстом (на карточках)
Задание: вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните как члены предложения качественные прилагательные.
Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли.
Вверху над нами (хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато-белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливый) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенний) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленый) убранством. (Глубокий) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучий) морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады ее приходу!
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы
Регулятивные: умение решать проблемы.
VI. Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
(Познакомились с разрядами прилагательных, определили их основные признаки, узнали качественные прилагательные, выяснили значения качественных имён прилагательных.)
Учитель выставляет оценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Можно ли образовать степени сравнения от данных прилагательных? Золотой, красивый, заячий, мамин, радостный, маленький?
Найдите среди данных прилагательных качественные. Обоснуйте свой ответ (устно). Зеленая, темная, деревянная, вкусная, книжный, вечерний, мамин, стеклянный, волчий, Машин, учительский, еловый
Вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните как члены предложения качественные прилагательные. Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли. Вверху над нами (хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато-белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба. Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливый) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенние) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленым) убранством. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Разряды имён прилагательных.Качественные прилагательные"
Урок построен в соответствии с современными требованиями создания условий для самостоятельного "добытия"знаний, контроля и самооценки. Содержит занимательный материар, элементы игровых техно...
Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...
Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные"...
Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
урок для учащихся 6 класса...
Урок русского языка для 6 класса на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федераль...
Русский язык, 6 класс.Разряды прилагательных.Качественные прилагательные.
Разработка урока русского языка по ФГОС.Урок "открытия" новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс.
План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс....