Дидактический материал по разделу "Лексика"
учебно-методический материал по русскому языку

Биче-оол Алдынай Сарыг-ооловна

Пояснительная записка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно– практическую направленность, он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Способности к усвоению разных учебных предметов у детей неодинаковы. Что касается русского языка, то встречаются ученики, которые легко запоминают лингвистическую теорию, но допускают много орфографических и пунктуационных ошибок; есть грамотные ребята, которые не могут объяснить правильное написание букв; некоторые ребята пишут интересные сочинения, чувствуют слово, но при этом допускают много ошибок… Преодолеть трудности в изучении языка помогают творческие задания, разнообразный дидактический материал, практические работы. Дидактический материал играет огромную роль в процессе обучения русскому языку, предупреждения и исправления ошибок. Поэтому я считаю важным использование дидактического материала на всём протяжении изучения русского языка.

Данный дидактический материал представляет собой разнообразные задания, направленные на изучение и систематизацию знаний по разделу «Лексика». Это подбор омонимов, паронимов, нахождение в тексте антонимов, синонимов, диалектных слов, умение соотнести архаизмы и современные синонимы.

Цель дидактического материала: повышение мотивации учащихся к изучению языка, активации деятельности школьников.

Задачи дидактического материала: развитие активного словарного запаса; формирование ключевых компетенций; организация самостоятельной работы.

Разработан раздаточный материал по темам: «Слово и его лексическое значение», «Общеупотребительные слова. Профессионализмы», «Диалектизмы», «Исконно русские и заимствованные слова», «Новые слова и устаревшие слова». Задания по лексике включены на государственной итоговой аттестации. Занимательный дидактический материал формирует у учащихся положительное, эмоциональное отношение к работе, что способствует лучшему усвоению материала. Материал рекомендуется использовать на уроках как индивидуально, так и в парах, для индивидуального домашнего задания. В результате выполнения практических работ развивается самостоятельная познавательная деятельность учащихся, что способствует повышению качества знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно– практическую направленность, он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Способности к усвоению разных учебных предметов у детей неодинаковы. Что касается русского языка, то встречаются ученики, которые легко запоминают лингвистическую теорию, но допускают много орфографических и пунктуационных ошибок; есть грамотные ребята, которые не могут объяснить правильное написание букв; некоторые ребята пишут интересные сочинения, чувствуют слово, но при этом допускают много ошибок… Преодолеть трудности в изучении языка помогают творческие задания, разнообразный дидактический материал, практические работы. Дидактический материал играет огромную роль в процессе обучения русскому языку, предупреждения и исправления ошибок. Поэтому я считаю важным использование дидактического материала на всём протяжении изучения русского языка.

Данный дидактический материал представляет собой разнообразные задания, направленные на изучение и систематизацию знаний по разделу «Лексика». Это подбор омонимов, паронимов, нахождение в тексте антонимов, синонимов, диалектных слов, умение соотнести архаизмы и современные синонимы.

Цель дидактического материала: повышение мотивации учащихся к изучению языка, активации деятельности школьников.

Задачи дидактического материала: развитие активного словарного запаса; формирование ключевых компетенций; организация самостоятельной работы.

Разработан раздаточный материал по темам: «Слово и его лексическое значение», «Общеупотребительные слова. Профессионализмы», «Диалектизмы», «Исконно русские и заимствованные слова», «Новые слова и устаревшие слова». Задания по лексике включены на государственной итоговой аттестации. Занимательный дидактический материал формирует у учащихся положительное, эмоциональное отношение к работе, что способствует лучшему усвоению материала. Материал рекомендуется использовать на уроках как индивидуально, так и в парах, для индивидуального домашнего задания. В результате выполнения практических работ развивается самостоятельная познавательная деятельность учащихся, что способствует повышению качества знаний.

Слово и его лексическое значение

Найди ошибку в выборе слова:

1.В центре города построен памятник герою. 2. После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 3. В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

Найди лишнее слово:

Он написал свою автобиографию. Многие города были превращены в руины и развалины. Лекция будет в марте месяце. Ваня ушиб колено ноги.

Угадай слово по толкованию его лексического значения:

Дословная выдержка из текста. Человек, который любит свою Родину. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. Отступ в начале строки, красная строка. Сосуд, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания.

Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова

Спишите, подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Придумайте предложения, в которых эти слова имеют прямой смысл.

Простор сияет чистый,

Белым-бела земля.

Под шубою пушистой –

Сады, луга, поля.

Среди бурунов,

Зноя и тумана

Скрипели и звенели паруса.

Раскатывался окрик капитана,


И таяли матросов голоса.

Синий колокольчик спит в тени берез.

Качая клювом и хвостом,

Будильник ходит под окном.

Найдите многозначные слова. Подтвердите свой выбор примерами. Назовите произведение и автора отрывка.

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала.

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку.

На полати взобралась

И тихонько улеглась.


Запишите как можно больше словосочетаний, подтверждающих многозначность слова язык.

Составьте предложения, употребив слова в переносном смысле.

Дворник, одеяло, лисица, ворона.

Докажите, что данные слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.

Крутой, глубокий, стол, кухня, глухой.

Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

Кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, черная шаль, бархатная штора, колючий еж, золотое кольцо, медвежья берлога, холодный вечер, хрупкое стекло.

Омонимы

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка» .

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Почему подруги долго не понимали друг друга ?

Загадки

Я от солнца, от огня

Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

Я – все то, что есть на свете,

Все народы на планете;

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины.

Она и стойкость, и терпение,

Из книги выписка, цитата,

При этом также отношение

Имеет к фотоаппарату.

Я плод заморского растения

И минерал для украшения.

Но букву а поставьте рядом.

И стану я взрывным снарядом.

Сейчас я, правда, устарела,

А прежде было много дела,-

Как выйду на зеленый луг,

Любая мода не вечна,

Не изменяюсь я одна,

И девочки всегда и всюду

Меня носить, конечно, будут.

Хоть и всякий полуостров

Более меня раз во сто,

Я водою, как и он,

Омываюсь с трех сторон.

Ходили некогда со мною

Охотиться и воевать,

Теперь же лишь глагол стрелять

Напомнит обо мне порою

Родством с моей сестрой – стрелою.

Считаюсь поваром по праву

Я к пище важною приправой.

Меня он «предает ножу»,

Его до слез я довожу.

Так забываю про досуг.

Стол для справок: свет, мир, лук, коса, граната, выдержка


Загадки-шутки

  1. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)
  2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на реке Сена.)
  3. Какой город летает? (Орел.)
  4. Какая земля никогда не состарится? (Новая земля.)
  5. Какое крыло никогда не летает? (У здания, машины.)
  6. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (.)
  7. Какой бор никогда не имеет листвы? (.)
  8. Всякий ли пар способен подниматься? (.)
  9. Какое коромысло летать может? (.)
  10. Каким ключом нельзя открыть замок? (.)
  11. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

Стол для справок: Панама; Париж на реке Сена; Орел; Новая земля; У здания, машины; Строчку, прошитую на швейной машине; Химический элемент; Пар- пашня, оставленная без посева; Род крупных стрекоз; Источник, музыкальный ключ.

Антонимы

Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Прочитайте слова Ф. Кривина о русском языке и найдите антонимы.

Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык, объединяющий и разъединяющий людей.

 

Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Добрая ссора лучше худого согласия.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Сытый голодного не разумеет.


Существует много выражений с антонимами: от мала до велика, и стар и млад, с больной головы на здоровую и т.п. вспомните еще несколько подробных выражений.

Дописать пословицы, вставляя вместо точек антонимы:

...дело лучше.. безделья.

...сторона - мать,... - мачеха.

...земля... рук не любит.

У мудрого человека... уши и... язык.

Синонимы

Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Алфавит, азбука, чистописание;

бросать, кидать, ловить;

шалун, тихоня, озорник;

ураган, дождь, буря.

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу.

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Подберите синоним к прилагательному в каждом словосочетании.

Здоровый организм, сильный мороз.


Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову:

Отважный, холодный, дом, друг, говорить.


Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу. Проверьте, какие слова употреблены И.С.Тургеневым в рассказе «Муму».

Уже…(темнело, вечерело), когда Герасим…(возвращался, шел обратно). По его…(усталому, измученному, изнуренному) виду, по неверной…(поступи, шагу), по запыленному…(костюму, платью) его можно было…(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он …(стал, задержался…(возле, напротив)…(господских, помещичьих) окон…(осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь…(прислуги, челяди), отвернулся и промычал еще раз : «Муму».

Паронимы

Составьте с данными словами словосочетания.

Описка, отписка, сытый, сытный, белить, белеть, вправить, выправить, сборчатый, сборочный, соседний, соседский, породниться, породить, поступок, проступок.

Исправьте ошибки в предложениях в предложениях с паронимами

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5. Книга - источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодежь, прививать ей душевность.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Выберите нужное слово или словосочетание.

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.

4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

2. (Абонемент, абонент) не отвечает.

3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.

8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Из приведенных паронимов выберите нужное слово.

1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение.

2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.

3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация – консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.

4. Многие наши фильмы получили признание – признательность и наших зрителей, и за рубежом.

5. Город встряхнул – стряхнул оцепенение будней.

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.

2. Мы вышли к лесистому озеру.

3. В моей жизни это было самое памятливое событие.

4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.

6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.

7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Исконно русские и заимствованные слова

В каком примере лексическое значение слова определено верно?

1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.

2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.

3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.

4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.

Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?

1. Эпистолярный.

2. Вербальный.

3. Эпический.

4. Прикладной.

Объясните смысл данной фразы путем замены новых заимствованных слов русскими синонимами.

Системный маркетинговый анализ индустриальной продукции демонстрирует стабильность тенденции к диверсификации экспорта.


Найдите в словаре иностранных заимствованных слов слова, относящиеся к теме “Спорт”, запишите их, указав, из какого языка они пришли к нам и что обозначают.

Устаревшие слова

Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Антракт, дефект, жюри, лингвистика, эгоизм, аккуратный, абстрактный, энтузиазм, дефект, орфография, префикс.

Объясните, что значат выделенные слова. Назовите, из какого произведения отрывок и кто его автор.

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

Подпишите устаревшие названия частей тела: чело, ланиты, очи, выя, перси, рамена, десница, перст, шуйца.

Неологизмы

Объясните значения неологизмов:

Промоутер, пролонгировать, сквош, карпаччо, инкап, омбудсмен,рекламный трейлер, стритрейсер, биометрический, ГЛОНАСС

Распределите слова на группы: устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы и общеупотребительные слова.

Барышник, смартфон, кафтан, мочажина, спонсор, солдат, чапыга, лучина, булава, имидж, ракета, поляна, сиверко, секира, брифинг, драйвер, генерал, сканер, яр, шаньга, пиджак, светец, тинейджер, бинокль, сугрев, очи, всток, акварель.

Прочитайте предложения, найдите неологизмы

Стритрейсеры соревновались за приз в 100 тысяч рублей.  После принятия специальной программы на муниципальном уровне будет идти внедрение ГЛОНАСС в экономическую, хозяйственную и другие сферы района. Тем не менее слезать с нефтяной иглы России необходимо, считают предприниматели. Электронные деньги обращаются с помощью электронных кошельков – специальных платежных систем. Причина не столь уж и неординарна, как бы ни стремился кто-то увидеть в глотке изменника «руку Москвы», запихивающую сие мясо в пищевод.

Общеупотребительные слова и диалектизмы

Вместо точек вставьте диалектизмы

1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.

Выпишите из стихотворения А. Яшина диалектизмы:

Родные, знакомые с детства слова / Уходят из обихода: / В полях поляши-тетерева. / Лисятина-дичь, / Пересмешки-молва, / Залавок – подобье комода. / Не допускаются в словари / Из сельского лексикона: / Сугрёвушка, фыпики-снегири, / Дежень, воркуны вне закона. / Слова исчезают, как пестери, / Как прясницы и веретена.

Из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

 Спишите, подчеркните диалектизмы как члены предложения и устно поясните их значение:

1. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

2. - Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.
- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?
- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем.
- Я мигом, бабушка.

Найдите профессионализмы

Зачерпну я солнце жесткой кистью,

Киноварь и охру всполошу

И на глянец шелестящих листьев

Сочными мазками положу,

Чтобы клёны золотом червонным

Осыпалась под ноги влюбленным. (Б. Попов. )

Заполните таблицу профессионализмами

фотограф

художник

столяр

музыкант



Распределите слова по употреблению и дополните таблицу своими примерами.

Общеупотребительные слова

Профессиональные слова

Материал для справок: земля, считать, октава, дерево, штатив, фланг.

Выписать профессиональные слова – термины, относящиеся к театру, литературе, музыке, живописи.

Партер, басня, пословица, спектакль, бельэтаж, режиссер, метафора, антракт, загадка, олицетворение, акварель, палитра, дирижер, мольберт, пейзаж, соло, трио, сопрано.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...