Урок развития речи. Сочинение-описание по картине А.Пластова "Летом"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Разработка конспекта урока для урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_sochinenie_po_kartine_plastova.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Устное сочинение е по картине Пластова «Летом»
Цель урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;
Задачи:
1) Образовательная: научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине; научить грамотному и связному изложению своих мыслей;расширить словарный запас речи учащихся.
2) Развивающая: развивать речь учащихся, формировать навык выделять главное и второстепенное, развивать внимание и воображение детей.
3) Воспитательная: прививать внимание детей к родной природе, к художественному искусству; воспитывать чувство такта и способность с уважением относиться к мыслям других людей (одноклассников)
Оборудование: учебник с репродукцией картины Пластова, проектор, ПК, презентация по картине, карточка «А.А.Пластов 1893-1972»
Ход урока
- Оргмомент
- Доброе утро. Сегодня на уроке вас ждет увлекательная и интересная, необычная работа. Сегодня у нас с вами урок развития речи.
- Выглянуло солнышко, улыбнулось золотыми красками, коснулось лучиками ваших ладоней, дотронулось до каждого пальчика, потерлось о них упругой щечкой. Поцеловало и ... исчезло...Вы слышите пение птиц, теплый ветерок ласково касается вашей кожи. Вам тепло и легко на душе…..(звучит музыка)
2) Актуализация знаний.
- Какое время года напоминает эта музыка? (лето) Какие картины вы представили, слушая музыку? (Поют птицы, шелест листвы и т.д.)
- Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О лете). Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова “Летом”.
3) Целевая установка
- Посмотрите внимательно на эту картину (слайд). Как вы думаете, каким образом мы будем сегодня с ней работать? (описывать). Но не просто описывать, а постараемся составить устное сочинение, тем самым будем развивать свою речь. Откройте тетради для творч.работ, запишем числу и тему урока
4) Организация подготовки к восприятию картины
Аркадий Александрович Пластов– выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы.
Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннего детства Аркадий хотел стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи и зодчества. Вопреки своему отцу Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником.
В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин . Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.
Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает(слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.
5) Беседа по картине
- Ребята, скажите, а вы любите ходить в лес? Расскажите, почему вам нравится бывать в лесу?
-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине.
Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).Что или кого мы видим на переднем плане картины?
--Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно (На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).
-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины? (На руках).
-Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).
-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета? (Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).
-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).
- Есть ли еще герои на картине (собака)
- Что вы можете сказать о ней? (Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).
-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).
- Что или кто изображен на переднем плане картины? (главные герои)
- На заднем плане что вы видите? (поляна, озаренная солнцем и вдали – темный лес)
- Какой еще план картины можно выделить? (боковой). Что мы видим сбоку? (корзины, наполненные грибами)
- Предположите, какими грибами наполнены картины?
- Как вы считаете, а какая погода на картине? (тихий солнечный день)
- Как художник показывает, что день тихий и солнечный? (Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).
- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный/ -В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.
--Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.
--Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).
6) Физминутка
7) Работа над выразительными средствами
- Попробуйте сейчас составить устно словосочетания, которые бы вы использовали в своем сочинении. (Словосочетания из след слов: ослепительный, изумрудный, солнечный, зеленый, яркая, чистая, сверкают, голубое, листва берез, свежий, легкий)
8) Составление сочинения
- Ребята, вы все активно отвечали на мои вопросы, высказывали свою точку зрения, делились впечатлениями. Сейчас пришло время составить нам с вами красивый связный текст по картине. Обратите внимание на план, по которому текст будет проще составить. Я вам сейчас даю 2-3 минуты, чтобы вы подумали, вспомнили все то, о чем мы проговорили на уроке.
!!! Один начинает, второй продолжает, третий заканчивает.
9) Итог урока
- Вы сегодня были большие молодцы. Активно работали и старались получить хорошие оценки, которые я вам озвучу сейчас.
-10) Инструктаж ДЗ
-написать сочинение в тетрадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"
Натюрморт П.П. Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...
Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"
Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....
урок развития речи сочинение описание по картине П.П.Кончаловского"Сирень"
Описание картины...
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"
Презентация к уроку развития речи в 6 классе "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"...
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)
Презентация к уроку развития речи в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...
Презентация к уроку развития речи (Сочинение - описание природы по картине)
Презентация знакомит с несколькими картинами известного пейзажиста Н.М.Крымова. Может быть использована науроках русского языка, искусства и внеклассной работе....
Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»
Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...