урок по русскому языку для 8 класса по теме "Описание памятника культуры"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Разработка урока для 8 класса по теме "Описание памятника культуры" по картине "Храм Покрова на Нерле" автора Герасимова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_konspekt.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Учитель Веселовская Наталья Вадимовна

Тема: Развитие речи «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».

Цели:

Образовательная:

- учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

Развивающая:

- совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная:

- воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.

Планируемые результаты:

Предметные: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами, умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

УУД:

Личностные: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации .

Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли .

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Презентация урока Microsoft PowerPoint «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры»
  5. Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина,  О.М. Александрова «Русский язык. 8 класс»

Технологии урока: создание проблемной ситуации, групповая, парная и индивидуальная работа; составление схемы.

Ход урока

  1. Актуализация.

Прежде чем приступить к теме урока, давайте вспомним, что такое текст, какие стили речи и типы речи вы знаете.

(Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.

Научный стиль Официально-деловой стиль,Публицистический стиль, Разговорный стиль, Художественный стиль

Описание, повествование, рассуждение)

2.Работа по теме

Сегодня мы будем писать сочинение-описание публицистического стиля. А тема – описание памятника культуры.

Прежде чем приступить к работе вспомните, как строится работа над сочинением?

Сбор рабочих материалов, составление плана, написание черновика, самого сочинения.

- Итак, начнем со сбора рабочего материала.

Слайд Храм Покрова на Нерле

- Рассказ подготовленного ученика (сопровождается презентацией)

Церковь Покрова на Нерли, построили рядом с главной резиденцией князя Андрея Боголюбского.  Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.(Слайд 2)

Храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.(слайд 3,4)

Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.(Слайд 5)

- Слово учителя (презентация)


 По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент. (Слайд 6)

Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы - пилястры.

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.

Символика резьбы пока не расшифрована. (слайды 10-12)

До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Все  было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.

Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.

Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.

Словарная работа.

- Какие слова из озвученного материала вам не знакомы?

Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком, апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. (Слайд 15)

- Рассмотрим памятник более внимательно.

На какие детали обратим внимание?

Детали:

Храм, часовня, купол, барабан, резьба, окна,

Небо, облака, деревья, березки, река, трава

Представьте, что вы внутри храма. Какие чувства испытываете?

Какие краски преобладают?

(Белый цвет: символ долголетия, счастья, мира, чистоты,      невинности

Зеленый: символ процветания, достатка, стабильности, весны, растительности, непрерывности и даже бессмертности, символ победы жизни над смертью; являясь смесью жёлтого и синего, он становится символом щедрости и возрождения души через благие деяния.

Голубой: нежность

Краски: яркие)

Послушайте стихотворение Л. Грайвороновского «Покрова на Нерли». (читает подготовленный ученик)

 С чем сравнивает старинный храм автор?

Покрова на Нерли

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из стариной Руси,

То ли белая лебедь

Заснула случайно,

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли!..

- Два русских художника – Сергей Васильевич Герасимов и Сергей Алексеевич Баулин –были восхищены архитектурой и красотой храма, что написали свои самые знаменитые картины. 

Слайды 16-18 об авторах картин (репродукции в конце учебника)

- Итак, материал мы собрали. Теперь давайте составим план сочинения.

- Какие части должны быть в сочинении-описании?

1. Представление предмета

2.Основные признаки (цвет, форма, размер, материал и т.д.)

3.Твоя оценка.

4. Вывод

- Каков будет план нашего сочинения. (примерный план на экране)

      (- Краткие сведения из истории создания памятника.

-Общий вид памятника.

-Детали памятника.

- Окружение памятника.

-Впечатление от памятника.)

- Материал мы собрали, план составили.

- Теперь давайте подберем ключевые слова к каждой части плана.

(1. Андрей Боголюбский, стоит на месте слияния рек Нерель и Клязьмы,  построена за 1 год; 1992 года является объектом ЮНЕСКО

2.  классический крестово-купольный одноглавый храм, иллюзию воздушности, купол;

3. храмовый барабан, изысканная резьба, библейский царь Давид, фантастические  животные;

4. деревья, березки, река, трава;

5. Тишина, спокойствие, умиротворении)

-Нам осталось написать сочинение.(Приложение 1)

Поведение итогов. Вывод:

-С чем вы познакомились на уроке?

- Чем вы занимались на уроке? (собирали материал и описывали памятник культуры)

Домашнее задание  Закончить написание сочинения.

Рефлексия. Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Что вам понравилось?

Приложение 1.

Сочинение.

 Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Приезжая к церкви в первую очередь видим удивительно красивый храм и проникаемся  величием российского государства.  Созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.  Церковь строили из белого камня.  Она построена в традиционном для христианства стиле. Это классический крестово-купольный одноглавый храм. Приближаясь к храму, можно рассмотреть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. За счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Пропорции храма создают впечатление  утонченности, изысканности. Храмовый барабан, установленный на постамент, и закругленные окна с отделкой резьбой придаю зданию дополнительную изящность. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы д...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...